04 июня 2017г.
XXI век – век современных информационных технологий, без которых сложно представить полноценную работу всего спектра туристских услуг. Особое место здесь занимает система бронирования, которая является связующим элементом между покупателем и местом отдыха.
Развитие системы бронированиятесно связано с ростом спроса на туристские поездки. Первые системы резервирования появились в середине 60-х годов XX века и применялись для продажи авиабилетов [7]. Затем появились компьютерные системы бронирования, которые позже стали задействоваться в гостиничных предприятиях и туристическом бизнесе. Так появляются первые возможности бронирования, и происходит распространение глобальных систем бронирования. Дальнейшее совершенствование системы бронирования привело к популяризации интернет систем бронирования, так как данные системы обеспечивают эффективность и упрощенность деятельности предприятий сферы туризма, а также делают информацию доступнее, позволяя при этом соответствовать всем последним изменениям в законодательстве.
Бронирование, по мнению А. Б. Крутика, представляет собой предварительный заказ на предстоящее туристское обслуживание, а также закрепление объектов бронирования: мест (билетов, путевок), снаряжения, оборудования за заказчиком [2].
Преимущества системы бронирования можно рассмотреть со следующих позиций:
1. В отношениях между поставщиком услуг и туроператором система бронирования позволяет сэкономить средства на рекламу и время на поиск партнеров, что уменьшает себестоимость конечного продукта, а также в пик сезона быстро перераспределять места между туроператорами, минимизируя искажение информации.
2. В работе туроператора и агентства система бронирования организует единую справочную систему, где возможен выбор продукта нескольких туроператоров, и позволяет быстро подтверждать бронь, что сокращает время обслуживания клиента.
3. В работе между агентом и клиентом система бронированияпозволяет не создавать турагентству собственную раздаточную информацию для туристов и максимально точно подобрать тур среди большого ассортимента.
Таким образом, система бронирования является основным источником сбыта продукта в туристской индустрии. Стоит отметить, что существуют различные системы бронирования, среди которых выделяют следующие:
1. Бронирование туров, без участия турагентств. Есть сайты, которые предлагают забронировать тур в режиме онлайн, делая тур дешевле, качество при этом может пострадать. Специалисты Forbes, проследив динамику перехода на онлайн-бронирование западных стран, предполагают, что Россию в ближайшее время ждет рост в этом сегменте не менее чем на 30% [5].
2. Система бронирования туроператоров. При данном способе бронирования на сайте представлено бронирование пакетных, индивидуальных туров. Онлайн-бронирование может осуществить только турагент, для этого требуется авторизация. Туристу доступна информация о турах и перечень ближайших турагентств, где понравившийся тур можно приобрести. Примером подобных систем могут служить системы бронирования «Натали Турс» и «TezTour».
Одной из разновидности такой системы является система бронирования, объединяющая предложения многих туроператоров. Такие центры бронирования можно сравнить с сервисом «одного окна» для любого туристского агентства, при этом плата за пользование системой бронирования не взимается. На данный момент туристский рынок представлен несколькимисетями, которые отвечают всем последним требованиям и отличаются лишь некоторыми нюансами.
Система бронирования, которая на данный момент объединила двух лидеров в сети продаж – это «Центр Бронирования сети «Горячие Туры» и «ТБГ». Данный центр бронирования – крупнейшее сетевое объединение в России на сегодняшний день. С Центром Бронирования работают 3 623сетевых и независимых агентств более 3 лет [8]. Данная система позволяет реализовывать туры более 160 туроператоров без прямых договоров с ними, а ответственность в рамках работы ложится на Центр Бронирования. Это стало возможно благодаря вступлению в силу изменений с 01.01.2017 года в ФЗ «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» (Закон). Поправки внесенные в часть 3 статьи 9 обязывают турагента в продвижении и реализации туристского продукта от своего имени действовать только по поручению туроператора [3]. Поправки внесены также в Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», где согласно пункту 2 раздела 1, под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта, и турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и доверенности, выданной туроператором, на заключение «от имени и по поручению туроператора» договоров о реализации сформированного туроператором туристского продукта [4].
Другими словами, турагент должен заключить доверенность или несколько доверенностей с теми туроператорами, с которыми ведет работу. В свою очередь, туроператор несет ответственность перед потребителем за действия посредника. Чтобы обезопасить себя, туроператор может вводить депозиты или иные средства, что совершенно не выгодно агентствам. Одним из выходов в данной ситуации является то, что Центр Бронирования – это посредник, выступающий между турагентом и туроператорами, который несет ответственность по одному субагентскому трехстороннему договору [9].
Ещё одно важное условие, которое оговорено в Законе [3], вступающим в силу с 2017 года, это вступление турагентств в реестр Турпомощи. Это стало необходимым, так как туроператор, входя в реестр, формирует списки агентов, с которыми ведет работу. В связи с тем, что большинство агентов работает с одними и теми же операторами, то повторение неизбежно. Для этого было принято решение, что сведения о себе агентства предоставляют сами и получают реестровый номер, который дает им право заключать договоры с туроператорами. На данный момент не предусмотрено никаких штрафов для не вступивших в реестр, но со временем вхождение в реестр станет обязательным. При этом административный взнос для вступления в реестр составляет 1000 рублей. Чтобы не оставаться вне закона Центр Бронирования предлагает помощь по внесению данных в Федеральный реестр турагентств на базе Ассоциации «Турпомощь» и Федерального агентства по туризму за турагентство [10].
Также для всех Турагентств, сотрудничающих с Центром Бронирования, доступен уникальный сервис – «Страница для Туриста» [9].Сотрудник туристического агентства для удобства своих клиентов может сформировать специальную страницу оформленного заказа и отправить ее туристу. Это позволит агентству сэкономить на установке платежного терминала, дистанционно обслуживать клиентов и автоматизировать документооборот, чтобы к 2018 году вводить в эксплуатацию «электронную путёвку».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что развитие системы бронирования позволяет всем участникам туристского рынка работать как единый механизм, оперативно управляемый, отвечающий всем требованиям современного мира и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Список литературы
1. Информационное обеспечение туризма: учебник / Н. С. Морозова, М. А. Морозов, А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, Л. А. Родигин. – М.:Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
2. Крутик А. Б. Внедрение систем электронного бронирования и резервирования // Эффективное развитие туристского предприятия. – 2007.– С.119.
3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября
1996 г. N 132-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/136248:0 (Дата обращения 22.02.2017).
4. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (ред. от 01.08.2016) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/12154713/
5. Онлайн-бронирование в туризме и российские турагентства // Сайт Ассоциации туроператоров [Электронный ресурс]. URL: www.atorus.ru/news/sectornews/new/30359.html (Дата обращения 18.02.2017).
6. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Академия,2006. – 384 с.
7. Основы транспортно-экскурсионного обслуживания: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / С. Э. Сханова, О. В. Попова, А. Э. Горев. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Акдемия», 2011. – 432 с.
8. Система бронирования для турагентств №1 // Сайт центра бронирования объединенной сети «Горячие туры» и «ТБГ» [Электронный ресурс]. URL: http://booking.tbg.travel/ (Дата обращения 20.02.2017).
9. Условия сотрудничества // Сайт Центра бронирования. Партнёр объединённой сети «Горячие Туры» и «ТБГ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecenter.travel/collaboration/terms/ (Дата обращения: 20.02.2017)
10. Центр бронирования объединенной сети «Горячие Туры» и «ТБГ» предоставляет возможность вступить в реестр турагентств бесплатно до 31 декабря! // Сайт Центра бронирования. Партнёр объединённой сети «Горячие Туры» и «ТБГ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecenter.travel/%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D1%80%D1%83%D0% B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8/17447/ (Дата обращения 22.02.2017).