Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.
Аннотация.

В статье освещаются ключевые вопросы управления муниципальным образованием на современном этапе.  Показана  специфика  объекта  управления.  Раскрыт  механизм  управления  муниципальным образованием, как социальный менеджмент. Представлены основные принципы повышения эффективности деятельности муниципального образования.

Ключевые слова:

Орган местного самоуправления; муниципальное образование; объект управления; система управления муниципальным образованием.

Управление муниципальным образованием на современном этапе приобретает особую первостепенную значимость. От качества управления, эффективности системы принятия решения напрямую зависит уровень жизни населения. Сложившаяся ситуация в местном самоуправлении создала ряд серьезных проблем, касающихся необходимости стратегии перспективного развития муниципального образования. К таким проблемам можно отнести нехватку финансов и ресурсов, изношенность имущества, бюрократизацию вышестоящих органов, невысокую численность сотрудников. Главная же проблема, как утверждают многие авторы, – кризис в развитии экономической мысли, то есть в самой системе управления [2].

Управление считается достаточно сложным и разносторонним понятием, и различные авторы трактуют его по-разному. Например, Виханский О.С. характеризует управление как процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий, касающихся установления целей, формирования и использования ресурсов организации для решения определенных задач [1]. Выдающийся менеджер Охотский Е.В. в своих трудах описывает управление как целеполагающее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность [3].

Муниципальное образование является территориально-административным делением, которым руководит орган местного самоуправления. Главная задача муниципального управления заключается в обеспечении социально-экономического роста муниципального образования на базе воспроизводственных процессов и улучшения благосостояния населения.

Исходя из рассмотренных раннее важнейших понятий, можно дать характеристику муниципальному управлению. Муниципальное управление – социально-ориентированный менеджмент, к которому относятся муниципальные услуги, благоустройство городов и сел, социальная сфера. Качество управленческих решений во многом определяет уровень жизни населения и развитие самого объекта управления – муниципального образования. В своих работах исследователи рассматривает качество управления с точки зрения повышения качества муниципальных услуг, совершенствования регламентов муниципальных услуг, удовлетворения общественных потребностей [4].

Муниципальное образование требует непрерывного решения обширного массива задач, имеет место фактор внезапности, новизны решаемых задач. Нежелание или невозможность их своевременного решения приводит к накоплению и усложнению проблем в дальнейшем, что приводит к управленческому кризису.

Каждое муниципальное образование уникально, двух одинаковых не существует. Соответственно, в каждом из них управленческие решения имеют специфический характер. Решение должно приниматься своевременно на основе полученной оперативной и достоверной информации, с учетом местных, региональных и государственных задач.

Исходя из наработанной практики органов местного самоуправления, научных работ, можно сказать, что вопрос управления проработан не полностью. Муниципальное образование как объект управления имеет гораздо больший потенциал, и для его раскрытия необходим комплексный подход к управлению с использованием новейших информационных технологий. Сегодня наблюдается переход от административного управления, основанного на инструкциях, к ориентации на результат. Здесь стоит выделить координационную составляющую процесса управления. Это хорошо видно на примере тенденции к передаче услуг, которые переходят с муниципальной формы на частную – эксплуатация жилищного фонда, обслуживание сетей и др.

Исследования и изучения литературы позволили выделить основные показатели эффективности управления, которые непосредственно влияют на процесс управления муниципальным образованием: социальные и экономические условия жизнедеятельности населения; уровень доходов населения; человеческий фактор; территориальный характер муниципального управления; большое число параллельно исполняемых задач; определение первоочередных задач для органов местного самоуправления; решения, имеющие долгосрочный прогноз и другие.

Изучение регламентов муниципальных услуг показало, что муниципальное управление, как вид менеджмента, отличается адаптивностью и высокой ответственностью. Ни в одном другом виде менеджмента население не является одновременно субъектом, объектом управления, а также регулятором, оказывающим непосредственное влияние на механизм принятия решений. Муниципальному управлению несвойственны процессы и инструменты, характерные для государственного и производственного менеджмента. Отличия выражены в динамичных изменениях законодательства, в управленческом процессе, отсутствии прямых рычагов воздействия. Муниципальное управление базируется на гибких решениях, учитывающих сферы общественных интересов различных уровней. Данный процесс предусматривает воздействие субъекта управления (орган местного самоуправления) на сам объект управления.

Согласно собранной в ходе исследования информации повышение результативности управления зиждется на следующих позициях:

– анализ интересов и пожеланий всех слоев населения во время разработки   решений, имеющих отношение к интересам людей.

–     все управленческие решения должны согласовываться с уставом муниципального образования и действующим законодательством;

–   выстраивание оптимальных рабочих взаимоотношений в органах местного самоуправления (глава города, глава администрации, администрация);

–   внедрение новых форм контроля выполнения управленческих решений, например, контроль населения, потребителей, СМИ, количественная оценка;

– подготовка квалифицированных специалистов органов местного самоуправления.

Подводя итог, можно сделать вывод, что на сегодняшний день управлению муниципального образования недостает многих позиций, в первую очередь, стратегически ориентированного управления. Руководители и специалисты муниципальных органов управления часто сталкиваются с проблемами в области управления, часто слабо ориентируются в стратегических  вопросах современного управления, практически не владеют технологиями фандрайзинга и связей с общественностью, основами коммуникативного менеджмента, маркетинговым инструментарием [5]. Оптимальное решение, которое видно из проработанной литературы и опыта работы муниципального образования – комплексный, стратегический подход, основанный на специфике муниципального образования, учитывающий максимальное число динамично меняющихся факторов.

Сегодня часто недостает анализа наработанного опыта стратегического управления аналогичными муниципальными образованиями, что исключает использование проверенных решений и научных методик в стратегическом управлении. Неэффективные управленческие решения приводят к падению благополучия людей, растет социальная напряженность и недоверие к органам местной власти. От вопросов стратегического управления муниципального образования в итоге зависит национальная безопасность страны. Социальные проблемы должны решаться, прежде всего, на муниципальном уровне.

Повышение качества управленческих решений требует модернизации системы стратегического управления муниципального образования, которые могут применяться при подготовке антикризисных мер, управлении инвестициями, большими инфраструктурными проектами. Кроме того, структура органов местного самоуправления не в полном объеме отвечает поставленным вопросам. Необходимо реформировать процесс управления муниципальных образований, создать новые механизмы воздействия органов местного самоуправления на социальное, экономическое, экологическое, демографическое и пространственное развитие территории.

Список литературы

 

1.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5 изд. 2014. с. 30-31.

2.        Геращенко В. В. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. 2012. № 4. с. 112.

3.        Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления// Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2 изд. 2015. с. 30.

4.        Соколова Л.Г. Эффективность государственного и муниципального управления: Известия ИГЭА.2011. № 6. с. 80.

5.        Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 2013.№5. С. 13-20.