Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Система взаимоотношений в рамках инвестиционно-строительного проекта включает большое количество участников, связанных между собой договорными отношениями и выражающих различные компетенции (под понятием «компетенция» в настоящем контексте мы понимаем предмет ведения, закрепление определенных полномочий, выполнение которых обеспечивается владением специальными знаниями и навыками). Анализируя состав инвестиционно-строительного комплекса, А.Н. Асаул выделяет трех его субъектов, выражающих три различные компетенции:

1.     Инвестор – финансовая компетенция.

2.     Заказчик – управленческая компетенция.

3.     Подрядчик – технико-технологическая компетенция [1].

Первые два субъекта выступают на стороне инициатора и бенефициара проекта, третий субъект является исполнителем работ. Следует отметить, что перечень компетенций, необходимых для эффективной реализации инвестиционно-строительного проекта, не ограничивается тремя компетенциями, указанными выше. Целью и предметом строительства как вида деятельности является создание объектов недвижимости, поэтому для реализации ИСП необходима компетенция, обеспечивающая владение земельным участком и его целевое использование. Управленческая компетенция, указанная в пункте два, применительно к строительству включает два аспекта, по существу, являющихся самостоятельными компетенциями, так как требуют различных знаний, опыта и навыков: 1) управление инвестиционно-строительным проектом в целом, требующее компетенции заказчика-менеджера проекта, и 2) управление собственно строительными работами, включая строительный контроль, требующее компетенции инженера.

Таким образом, реализация инвестиционно-строительного проекта в полном объеме обеспечивается пятью компетенциями, которым соответствуют пять субъектов-участников ИСП:

1)     Финансовая компетенция – инвестор;

2)     Компетенция владения земельным участком – застройщик;

3)     Управленческая компетенция – управляющий инвестиционно-строительным проектом, технический заказчик;

4)     Инженерная компетенция – управляющий строительством, инженер;

5)     Технико-технологическая компетенция - подрядчик.

Перечень участников инвестиционно-строительных проектов в Российской Федерации с определениями согласно регламентирующим нормативным актам, а также указанием компетенций и основных функций, представлен в Табл.1.

  

Таблица 1  

Участники инвестиционно-строительных проектов в Российской Федерации



 

№ п/п

Участ-ник

 

Компетен- ция

Регламентирую-

щий нормативный акт

 

 

Определение и функции

1

2

3

4

5

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Инвестор

 

 

 

 

 

Финансо- вая

 

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ Об

инвести-ционной деятель-ности в РФ, осуществляемой

в форме капиталь- ных вложений»

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на

территории РФ с использовани-ем собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объеди-нения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предприни-мательской деятельности

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Застрой-щик

 

 

Владение земельным участком

 

 

 

Градостроитель- ный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ

(ред. от 28.12.2013)

Физическое или юридическое лицо, обеспеч-ивающее на

принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (строительство, рекон- струкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выпол-нение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строитель-ства, реконструкции, капитального ремонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Техни-ческий заказчик

 

 

 

 

 

 

 

 

Управлен- ческая

 

 

 

 

 

 

 

Градостроитель- ный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ

(ред. от 28.12.2013)

Физическое или юридическое лицо, которые

уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выпол-нении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объек- тов кап. строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют, материалы и доку-менты, необходимые для выполнения указа-нных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции.

 

4

 

Инженер

Инженер-

ная

Статья 749 ГК РФ. Участие инженера (инженерной организации) в осуществлении

прав и выполнении обязанностей заказчика

 

 

5

 

 

Подряд-чик

 

Технико- техноло- гическая

 

Федеральный закон N 39-ФЗ, Глава 37 ГК РФ

Подрядчики - физические и юридические лица, которые

выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками

 

Структура управления инвестиционно-строительным проектом и формируемая система контрактных отношений зависят от распределения компетенций между участниками ИСП.

Согласно известной классификации Р. Ньюмена [4] заказчики строительства делятся на первичных и вторичных. Первичный заказчик обладает компетенциями, позволяющими заниматься реализацией строительных проектов на профессиональной основе, и эта деятельность является основным или единственным источником его дохода. Первичный заказчик обладает управленческой компетенцией, часто дополняемой инженерной, а в ряде случаев и технико-технологической компетенциями. Вторичный заказчик, как правило, представляет из себя инвестора и (или) застройщика, не обладающего компетенциями, необходимыми для самостоятельной реализации инвестиционно-строительных проектов и прибегающих с этой целью к услугам первичных заказчиков.

Государственные заказчики могут быть как первичными, так и вторичными. К первой категории следует относить   профессиональных   участников,   обеспечивающих   реализацию   проектов   строительства   для государственных нужд: дирекции по строительству, управления капитального строительства, технических заказчиков и другие организации, обладающие управленческими компетенциями и финансирующиеся за счет бюджетных средств. Ко второй категории относятся органы государственного управления и государственные учреждения, в интересах которых осуществляется строительство.

Дж. Мастерман делит всех заказчиков строительства на квалифицированных и неквалифицированных, которые могут быть как первичными (профессиональными) так и вторичными. Главным критерием отнесения заказчика к квалифицированным является его активность в сфере реализации инвестиционно-строительных проектов, которая в этом случае должна осуществляться на регулярной или профессиональной основе. Заказчик одного единственного объекта, или занимающийся реализацией строительных проектов от случая к случаю не может считаться квалифицированным [3].

Неквалифицированному вторичному заказнику, каковыми являются большинство государственных учреждений, для успешной реализации инвестиционно-строительного проекта необходимо добавление управленческой, инженерной и технико-технологической компетенций.

Квалифицированному вторичному заказчику, каковыми могут являться государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также компании с государственным участием, в том числе естественные монополисты, как правило, требуется добавление инженерной и технико-технологической компетенций.

Квалифицированный первичный заказчик обладает необходимыми профессиональными компетенциями для самостоятельной реализации инвестиционно-строительных проектов и является профессионалом в этой области, оказывая возмездные услуги заказчикам первых двух типов и тем самым восполняя отсутствующие у них компетенции. В составе участников ИСП, представленных в таблице 1, к категории квалифицированных первичных заказчиков следует причислить технического заказчика.

Фигура технического заказчика является относительно новой в анализируемой системе отношений. Технический заказчик признан в качестве полноправного субъекта инвестиционно-строительной деятельности в 2011 году с введением поправки в Градостроительный кодекс РФ в соответствии с Федеральным законом № 337- ФЗ. В Градостроительном кодексе Российской Федерации очерчен круг основных полномочий и обязанностей технического заказчика, включающих:

-     заключение договоров о выполнении  инженерных  изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

-   подготовка заданий на выполнение указанных видов работ;

-     предоставление лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ;

-   утверждение проектной документации;

-      подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

-   осуществление иных функций, предусмотренных Градостроительным кодексом [2].

Как видно из перечисленного, полномочия и обязанности технического заказчика относятся к управленческой компетенции. Практика работы технических заказчиков в России и за рубежом показывает, что от них, наряду с общеуправленческой, требуется и инженерная компетенция, прежде всего в сфере строительного контроля. Если таковая отсутствует, технический заказчик должен прибегнуть к аутсорсингу. В зарубежной и современной российскоой практике носителем инженерной компетенции является инженер-консультант (инженерная организация).

 

Список литературы

1.     Асаул А.Н. Потенциальные субъекты инвестиционно-строительного комплекса / А.Н. Асаул // Инвестиции и инновационное развитие. Проблемы. Перспективы. Владимир, 2011. – С.94-101.

2.     Градостроительный         кодекс          РФ,          N          190          ФЗ.          [Электронный          ресурс]          URL: http://www.zakonrf.info/gradostroitelniy-kodeks/48.1/ (дата обращения 10.02.2016).

3.     Masterman J.W. An Introduction to Building Procurement Systems. E&FN SPON, London 2004.

4.     Newman, R., Jenks, M., Bacon, V., Dawson, S. (1981) Brief, Formulation and the Design of Buildings (Summary Report), Oxford Polytechnic.