Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Аннотация.

В статье рассмотрены методы государственного регулирования инновационной деятельности, а также определены цели государственной инновационной политики Российской Федерации.

Abstract.

The article considers methods of state regulation of innovation activity and identifies of the state innovation policy of the Russian Federation.

Ключевые слова: Инновации, инновационная деятельность, инновационная политика. Keywords: Innovation, innovation activity, innovation policy.

На рубеже XX-XXI веков человечество вступило в инновационную эпоху, которая характеризуется быстрым нарастанием изменений во всех сферах общественного бытия. Это время наукоемких технологий, прогресса фундаментальных наук, масштабных научно-технологических проектов. При таких условиях источником современного развития общества и деятельности человека становится инновационная деятельность, а инновации становятся важным инструментом всех радикальных изменений в развитии человека и экономической системы в целом.

Для эффективного развития инновационной деятельности, создания благоприятных условий для внедрения и использования инноваций необходимо создание грамотной нормативно-правовой основы, важнейшей составной частью которой является наличие единого, непротиворечивого, комплексного понятийного аппарата. Поскольку в настоящее время российская инновационная политика находится в стадии становления, то проблему терминологического определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность» можно обозначить как одну из ключевых в процессе формирования механизма правового регулирования отношений в этой сфере.

В 2011 г. в закон были включены нормы, направленные на регулирование отношений, связанных с предоставлением государственной поддержки инновационной деятельности. Таким образом, в законе получили легальное закрепление понятия «инновация» и «инновационная деятельность» [1]:

-    «инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях»;

-    «инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности».

Становление и развитие инновационной экономики говорит о том, что необходимо государственное регулирование инновационной деятельности[5, c.85].

Формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности могут быть самыми разнообразными (Рисунок 1).




Методы прямого воздействия основаны на силе государственных органов власти и не связаны с дополнительным финансовым стимулом или риском понести ущерб.

Применительно к развитию инновационных процессов прямые методы можно подразделить на административные и программно-целевые. Административные методы основаны на предоставлении прямого дотационного финансирования, осуществляемого в рамках принятых законов и нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование инновационных процессов. Программно-целевые методы предполагают разработку и утверждение различных стратегий и целевых программ, осуществляющих развитие инновационных процессов, а также их финансирование.

Примерами прямых методов государственного регулирования могут послужить определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; юридические правила в области амортизационных отчислений; нормативные требования к качеству и сертификации продукции и технологии; бюджетные процедуры по государственным инвестициям; правовые и административные ограничения, запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.

Прямые методы имеют высокую эффективность из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание реальных помех рыночному процессу[3, c. 100- 107].

В основе методов косвенного государственного регулирования лежит принцип того, что государство не влияет непосредственно на принимаемые субъектами экономические решения, а использует налоговые и кредитно-денежные механизмы, выстраивает определенные «правила игры», создавая тем самым, предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики[2, c. 29-38].

В качестве примеров косвенных методов можно привести различные налоговые льготы и системы налогообложения, регулирование уровней цен и ставок по кредитам, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Преимущества косвенных методов перед прямыми заключаются в том, что их использование позволяет частному сектору функционировать автономно и самостоятельно принимать решения при проведении исследований и разработок во всех отраслях экономики[4, c. 8-9].

В современных условиях, когда имеется значительное отставание России от других высокоразвитых стран в развитии инновационной деятельности, а ее огромные интеллектуальные ресурсы недостаточно эффективно используются, особое значение имеет научно обоснованное формулирование системы целей. Это дает возможность сосредоточить внимание на решении главных задач по активизации инновационной деятельности исходя из имеющихся ресурсов. Основными целями государственной инновационной политики, с точки зрения долгосрочной стратегии развития экономики России, являются:

-     создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции;

-      формирование для творческой личности условий самореализации, достижения созидательного и общественного результата;

-   эффективное использование научно-технических результатов;

-      стимулирование превращения потенциала знаний в коммерческий результат, переноса технологии из лаборатории в реальную экономику, работающую на потребителя;

-     обеспечение равных, а лучше – приоритетных, по сравнению с ведущими странами, условий для субъектов инновационного процесса (разработчиков, менеджеров наукоемких производств, инвесторов) на территории страны;

-   осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности.

Учитывая роль современного государства в экономической и общественной жизни страны, можно выделить основные функции государственных органов в инновационной сфере. Они следующие:

а) формирование государственной инновационной политики;

б) создание правовой базы инновационной деятельности, особенно по защите авторских прав инноваторов и охране интеллектуальной собственности;

в) стимулирование инновационной активности в экономике (поощрение конкурентной борьбы, субсидирование инновационных разработок, страхование инновационных рисков и др.);

г)      кадровое     обеспечение     инновационного     процесса     и     формирование     научно-инновационной инфраструктуры;

д) определение приоритетных направлений развития науки и техники, технологий, обеспечение социальной и экономической направленности инноваций;

ж) сглаживание диспропорций на уровне технологического развития регионов и отдельных территорий страны;

з) регулирование международных аспектов инновационных процессов[6, c.33-38].

В начале 90-х гг. прошлого столетия была, как известно, в значительной мере разрушена старая советская инфраструктура инновационной деятельности. Однако создать новую, адекватную рыночной экономике, оказалось не так просто. В настоящее время эта работа ведется, но пока далека от завершения.

Говоря о некоторых имеющихся подвижках в инновационной сфере, необходимо заметить, что финансовая поддержка научно-технического потенциала из государственных источников чрезвычайно мала и не несет в себе стимулирующей функции развития инновационной экономики.

В настоящее время Президент и Правительство РФ предпринимают определенные шаги в целях перевода страны на инновационные рельсы развития. Однако ожидать быстрых результатов от инновационной деятельности не приходится. Дело в том, что нужна качественная перестройка производства на основе инноваций, причем не только технологических, но и организационных, финансовых, кадровых.

Именно на эти цели необходимо направить имеющиеся у государства материальные и финансовые ресурсы.

Немаловажное значение имеют и договоренности между странами, заинтересованными в интенсификации инвестиционной деятельности по созданию благоприятного инновационного климата. Это может существенно повысить отдачу от инноваций и будет способствовать осуществлению модернизации экономик взаимодействующих стран, повышению их конкуренции[7, c. 280-281].

Таким образом, государственное регулирование инновационной деятельности России является одной из важнейших частей общей государственной политики, неотъемлемым элементом механизма функционирования современной рыночной экономики. Для нашей страны, обладающей огромными материальными и финансовыми ресурсами, инновационным потенциалом, есть хорошая возможность значительно ускорить темпы инновационного развития экономики.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №35. -ст. 4137.

2.     Астахов Ю.В. Пути и методы государственного регулирования инновационной деятельности в РФ // В сборнике: Экономика. Общество. Человек Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. - Белгород, 2014. - С. 29-38.

3.     Гончаров В.Д. Государственное регулирование в отраслях продовольственного комплекса // Проблемы прогнозирования. - 2011.

4.     Горбунова А.Ю. Методы государственного регулирования инновационной деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 5-6.

5.     Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе отраслей российского права: дис. … докт.юрид. наук. М., 2014.

6.     Сергеева И.А., Клочкова О.И., Кравцова И.И. Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации // В сборнике: Мировая наука и образование в условиях современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 октября 2014 г.: в 4 частях. ООО "АР-Консалт". – М., 2014.

7.     Фролова Е.А., Бугрова С.М. Государственное регулирование инновационной деятельности // В сборнике: III Международная научно-практическая конференция "Современные тенденции и инновации в науке и производстве" Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Междуреченске. - Кемерово, 2014.