Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

В настоящее время в связи с необходимостью ускоренной адаптации агропромышленного комплекса к новым экономическим реалиям, связанным с членством страны в ВТО, падением мировых цен на нефть, разгоном инфляционных процессов, режимом санкций, ответными мерами в виде продовольственного эмбарго возрастает значение механизмов его государственного регулирования. От эффективности системы государственного регулирования аграрной сферы зависит её способность оперативно реагировать на внешние и внутренние вызовы, связанные с трансформационными процессами, происходящими в мировом и национальном хозяйстве в условиях кризиса [3].

Важнейшим инструментом прямого государственного регулирования и управления, средством реализации государственной политики, обеспечивающим активное воздействие органов власти на социально-экономическое развитие территорий, является программно-целевой метод.

В 2013 году в бюджетное законодательство внесены изменения, и начиная с 2014 года, введен механизм формирования и реализации государственных программ взамен ранее действовавшей системы долгосрочных целевых программ. В связи с этим министерство экономики Краснодарского края провело совместно с органами исполнительной власти края значительную координационную и организационную работу по разработке и утверждению государственных программ Краснодарского края со сроком реализации начиная с 2014 года.

Таким образом, в настоящее время основным инструментом системного решения экономических и социальных вопросов развития Краснодарского края являются государственные программы. Из года в год растет доля расходов, осуществляемых в рамках государственных программ, в общей структуре расходов краевого бюджета. В 2014 году доля программных расходов в структуре краевого бюджета составила 83,7% (в 2013 году – 62,1%, в 2012 году – 58,6%). В 2014 году на территории Краснодарского края осуществлялась реализация 26 государственных программ, на реализацию которых было предусмотрено более 181 млрд руб средств краевого и федерального бюджетов. По сравнению с 2013 годом, когда на их реализацию было выделено более 148 млрд рублей, объем финансирования вырос на 22% [2, 5].

В центре внимания органов государственной власти края остается реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. С этой целью приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в долгосрочную краевую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы, затем на 2013-2020 годы, а с 2014 года реализуется государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы. Данная программа направлена на повышение конкурентоспособности производимой в крае сельскохозяйственной продукции, модернизацию сельского хозяйства и ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Программа предусматривает мероприятия, направленные на комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности АПК с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Общая характеристика программы приведена в Табл.1 [1].

Необходимость разработки и реализации краевой государственной программы в сфере сельского хозяйства обусловлена такими факторами как значимость и приоритетность отрасли (сельскохозяйственное производство имеет важнейшее значение для продовольственной безопасности страны), необходимость государственной поддержки и предоставления субсидий, необходимость обеспечить участие множества исполнителей (в том числе федеральных органов государственного управления, органов государственного управления и местного самоуправления края, отдельных хозяйствующих субъектов, кредитно-финансовых организаций), и др. [4].

 

Таблица 1 Общая характеристика государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы

Показатель

Содержание

 

Цели программы

- устойчивое развитие сельских территорий

- развитие животноводства

- развитие растениеводства 

- повышение финансовой устойчивости предприятий АПК

- научное и кадровое обеспечение АПК Краснодарского края

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на

основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства

- улучшение и стабилизация эпизоотической ситуации на территории Краснодарского

края

 

 

 

 

 

Подпрограммы государственной программы

 

1

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции

растениеводства

 

2

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции

животноводства

3

Устойчивое развитие сельских территорий

4

Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае

5

Развитие малых форм хозяйствования в АПК Краснодарского края

6

Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края

7

Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в

Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края

8

Развитие подотрасли виноградарства и виноделия

 

В связи с разработкой и реализацией государственной программы с 1 января 2014 года в сфере сельского хозяйства признаны утратившими силу:

-     долгосрочные краевые целевые программы  «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2013-2020 годы»;

«Предупреждение риска заноса, распространения и ликвидация очагов африканской чумы свиней на территории Краснодарского края на 2012-2015 годы»; «Развитие мясного животноводства Краснодарского края на 2013-2020 годы»;

-     ведомственные целевые программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края» на 2013-2015 годы; «Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае» на 2013-2015 годы.

Таким образом, государственная программа является комплексной, в ней собраны все цели, задачи и направления развития сельского хозяйства в Краснодарском крае, которые ранее были рассредоточены между различными краевыми и ведомственными целевыми программами [5].

По итогам реализации мероприятий государственной программы в 2014 году получены следующие результаты:

1     На поддержку малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса Краснодарского края направлено более 640 млн рублей средств федерального и краевого бюджетов. Сельскохозяйственными товаропроизводителями малых форм хозяйствования создано 9 семейных животноводческих ферм, на 5 единиц увеличилось количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами привлечено субсидируемых кредитов (займов) в размере более 4 млрд 400 млн рублей, проведены обучающие семинары по 15 темам для 445 субъектов малых форм хозяйствования, проведена четвертая агропромышленная выставка «Кубанская ярмарка», в рамках которой было организовано 1100 экспозиций представителей малых форм хозяйствования

2 За счет реконструкции и строительства новых мелиоративных систем введено в эксплуатацию 4,92 тыс га мелиорируемых земель, проведены мероприятия по защите от водной эрозии, затопления и подтопления 77,1 гa земли.

3     В подотрасли растениеводства увеличились валовой сбор и урожайность зерновых колосовых и зернобобовых культур до 13,179 млн т и 53,7 ц/га соответственно, пшеницы собрано 7,766 млн т с урожайностью 54,9 ц/га, кукурузы – 3,388 млн т с урожайностью 53,6 ц/га, риса – 822,7 тыс т с урожайностью 62,9 ц/га, произведено более 1 млн т сахара свекловичного, микробиологические удобрения применялись на площади 178 тыс га, биологические средства защиты растений – на 257 тыс га, сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами приобретено 1570 единиц сельскохозяйственной техники, привлечено субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) в размере более 3 млрд рублей, субсидируемых инвестиционных кредитов (займов) – более 8 млрд 400 млн рублей.

4   В подотрасли животноводства увеличено производство скота и птицы на убой в живом весе до 466,8 тыс т, увеличена численность племенного поголовья сельскохозяйственных животных до 64 тыс условных голов, сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами привлечено субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) в размере более 8 млрд 300 млн рублей, субсидируемых инвестиционных кредитов (займов) – более 11 млрд 400 млн рублей. Вместе с тем в связи с сокращением поголовья коров на 7,9 тыс голов снизилось производство молока до 1295,3 тыс тонн.

5    В рыбохозяйственном комплексе увеличено производство товарной рыбы до 17,221 тыс т, товарно- пищевой рыбной продукции до 28,565 тыс т.

6   В подотрасли виноградарства и виноделия увеличено производство винограда до 191,4 тыс т, площадь закладки виноградников составила 1,3 тыс га, производство вина виноградного возросло до 13,513 млн декалитров [2].

Вместе с тем следует отметить определенные недостатки в реализации государственной программы. Это, прежде всего, неполное освоение бюджетных средств, выделенных на ее реализацию. Основными причинами неполного освоения средств являются несоблюдение обязательств поставщиками и подрядными организациями, позднее внесение изменений в программу и иные нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации, несвоевременное проведение конкурсных  процедур для заключения контрактов, несоблюдение условий соглашений о предоставлении субсидий органами местного самоуправления муниципальных образований края (отсутствие средств в местном  бюджете,  несвоевременное предоставление  документов для оплаты,  позднее проведение муниципальных торгов, отказ от освоения средств), позднее выделение средств краевого и федерального бюджетов, а в отдельных случаях отсутствие свободного остатка денежных средств на счету краевого бюджета, заявительный характер мероприятий (на основании заявлений от физических и юридических лиц), экономия в результате реализации мероприятий, в том числе по результатам процедур размещения заказов (торгов, запросов котировок).

Однако в целом государственная программа играет значительную роль в достижении высоких производственных показателей в сельском хозяйстве, благодаря реализации программы рентабельность сельскохозяйственного производства увеличилась почти на 12%. Меры государственной поддержки, реализуемые по программе, позволяют повысить эффективность и прибыльность основных подотраслей сельского хозяйства [2].

В настоящее время постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944 утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2021 годы. В ее состав вошла новая подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социального питания». Создание сельскохозяйственных логистических центров является приоритетным направлением краевой аграрной политики. Наличие модернизированных, современных хранилищ, линий доработки, фасовки приведет к увеличению производства собственных продуктов питания, будет стимулировать развитие хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расширит географию сбыта, включая выход на внешние рынки [6].

Необходимо отметить, что государственные программы в силу своей комплексности очень восприимчивы к нарушению любого из их элементов. Срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий в ряде случаев приводят к ситуации, когда в итоге не только не достигается главная цель программы, но и уже затраченные средства не дают нужной отдачи. Наряду с этим реализация государственной программы позволяет добиться значительной концентрации бюджетных средств для решения важных задач развития сельского хозяйства Краснодарского края.

 

Список литературы

1.     Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. №1204. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

2.     Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 22 апреля 2015 г. №1592-П. О выполнении государственных программ Краснодарского края в 2014 году.

3.     Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Совершенствование механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края в современных условиях // Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – №117. – С. 1072-1084.

4.     Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм (СЖФ) в крае / Е.В. Плотникова // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сборник научных статей / Под редакцией М.П. Дулина. – Краснодар, 2013. – С. 240-245.

5.     Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент государственного регулирования социально-экономических процессов / Е.В. Плотникова // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: Сборник статей Международной научно- практической конференции. – 2016. – С. 71-76.

6.     Плотникова Е.В. Развитие сельскохозяйственных логистических центров как  фактор активизации аграрного потенциала Краснодарского края / Плотникова Е.В. // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 67-73.