Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

Аннотация: данная статья раскрывает понятие термина "франчайзинг". Рассмотрена динамика его развития в России, а также влияние наступившего кризиса на его дальнейшее фенкционирование.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи.

   В современных условиях нестабильности, наблюдается падение спроса, растут риски, так как все меньше желающих заплатить за товар или услугу. Все это может привести к банкротству. Некоторые бизнесмены начинают сворачивать программы развития, закрывать предприятия. Однако не все модели бизнеса в кризис такие уж безнадежные. Сюда относится работа по системе франшизы, у этого направления есть свои перспективы развития в любое время, и в особенности, во времена кризиса, когда общий фон на рынке негативный.

   Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с действующим законодательством. [1, с.100]

   Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям [4].

   Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером.

   Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

   Франчайзинг уже описывался как комбинация большого и малого бизнеса. Такое соединение было названо союзом, где с одной стороны имеется энергия и обязательство отдельного предпринимателя, а с другой стороны имеются ресурсы, коммерческая мощь и огромный опыт большой компании. Если все это соединить, то мы получим энергию, ответственность, силу, ресурсы и опыт - выигрышную комбинацию с огромными шансами на успех. Предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы [4]:

-   помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

-     помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;

-   помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.

   Первой и весьма успешной в России можно назвать франшизу «Баскин Роббинс», которая и по сей день через свои франшизные точки продает очень вкусное мороженое. Началом же серьезного развития франчайзинга в России считается 1995 год.

   Ниже на графике приведено изменение количества франшизных систем в России с 1996 по 2010 годы.


Рис.1. Источник: [6]

 

   Из графика видно увеличение количества франшизных систем с годами. Данные цифры неточные. Дело в том, что реальная статистика по франчайзингу в России никем не ведется. Чтобы получить достоверные статистические данные, необходимо проведение довольно большой и сложной работы, требующей финансирования. Поэтому приведенный график отражает только экспертную оценку.

   На следующем графике представлено количество франчайзинговых концепций и франчайзинговых точек 2013 года в России и в зарубежных странах.




Рис.2.

 

   Таким образом, можно сделать вывод, что с 2010 года по 2013 год стремительно увеличилось количество франшизных систем в России. Но в сравнении, к примеру, с США, нам есть куда стремиться, потенциал для этого огромен.

   По прогнозам, ожидается, что российский рынок франчайзинга в 2015 году вырастет. И для этого есть свои причины. Что характерно, бренды, которые развиваются по франчайзинговой модели, демонстрируют более высокие результаты, чем те компании, которые работают по обычной схеме.

   Основная тенденция на рынке франчайзинга в 2015 году – это ощутимый рост (как минимум на 30%). Он будет вызван тем, что [8]:

1.    Все больший интерес к франшизам проявляют представители среднего и малого бизнеса, при этом небольшие компании все активнее обращаются к франчайзинговой модели ведения бизнеса.

2.     Вторая причина вытекает из первой: повысился интерес к «недорогим» франшизам. Все больше предпринимателей в возрасте до 30 лет, имеющих стартовый капитал до 3-4 миллионов рублей, «встраиваются» в систему франчайзинга.

3.     Аналитики прогнозируют, что в связи с ростом спроса на франшизы, будут меняться условия кредитования. Скорее всего, у банков и микрофинансовых организаций появятся специальные, более выгодные предложения для желающих получить кредит на франшизу, в лучшую сторону изменятся требования к заемщикам.

   Перспективы у данного направления весьма неплохие. С ростом франшиз появится необходимость во всем большем количестве профессионалов, которые могли бы не просто инвестировать средства в бизнес, но и развивать сеть.

   Однако же, не у всех компаний, занимающихся франшизой, отсутствуют проблемы. Наступивший кризис нанес удар по многим компаниям.

   В связи с этим, российские франчайзеры готовы жертвовать прибылью и тратить ресурсы на поддержку своих франчайзи для сохранения доли на рынке в кризис. Без дополнительных антикризисных расходов многие покупатели франшиз в этом году потеряют свою финансовую устойчивость и могут прекратить существование. Впрочем, позволить себе поддерживать франчайзи может не каждая компания, а значит российский рынок может лишиться некоторых мировых брендов. [9]

   Одним из основных способов помочь своим франчайзи стало снижение паушального взноса (одноразовый платеж нового владельца торговой точки франчайзеру за вход на рынок под известной торговой маркой) и роялти, а также перевод расчетов между франчайзером и франчайзи из валюты в рубли.

   В первую очередь по такому пути пошли франчайзинговые компании, работающие в сфере общественного питания. К примеру, владелец мастер-франшизы американской Тutti Frutti Frozen Yogurt на территории СНГ, компания GingerBrandMan перевела все расчеты с партнерами на рубли, а также зафиксировала размер вознаграждения за вступление во франчайзинговую сеть, то есть паушального взноса.

   Это вызвано тем, что большие опасения вызывает общая экономическая ситуация. В 2015 г. ожидается падение потребительского спроса на 20-30 %. [5]

    Холдинг «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Елки-Палки», Yam Kee) снизил размер регулярных платежей, роялти, с 7 до 5% для одного из своих проектов. Также, как уточнили «Газете.Ru» в компании, был расширен комплекс услуг, оказываемых желающим открыть бизнес: холдинг взял на себя разработку и проектирование помещений, выбор и заключение договоров с поставщиками. [9]

Для многих франчайзи ключевым фактором выживания стало то, что франчайзеры взяли на себя обязанность обговаривать с арендодателями размер платежа, тем самым, снизив его.

   Но важным остается тот факт, что ни снижение паушального взноса, ни роялти не всегда сказывается на устойчивом развитии компании, важно установить особые отношения и соответствующий контроль, а также поддержу своему франчайзи.

   В кризис, по данным Российской ассоциации франчайзинга, появляется гораздо больше франшиз, чем в докризисный период. Это объясняется тем, что предприниматель арендует товарный знак фирмы, уже известной на рынке, а также имеющей какую-либо его долю. По сравнению с открытием собственного дела, франчайзинг - менее рисковое вложение денежных средств: у франчайзи есть возможность начать новый бизнес, в том числе на базе своего, избежав большинства ошибок и, таким образом, сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело, проще говоря, пойти по протоптанной дороге.

    Также в кризис появляется возможность увидеть новые точки роста: рынок очищается от неэффективных игроков; шанс выйти в регионы, которые в силу того, что компании стремятся выйти в города, остаются свободными; кризисный период - время появления новых и интересных идей, как было в 2008-2009 годах

 

Список литературы

1.     Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2011. - 256 с.

2.     История           и         сущность           франчайзинга            [Электронный             ресурс]           –         режим           доступа: http://www.franchisetop.ru/istoriya-poyavleniya

3.     Плюсы и минусы франчайзинга [Электронный ресурс] – режим доступа:       http://franch-time.ru/plyusy-i- minusy-franchayzinga

4.     Пособие "Франчайзинг в России" [Электронный ресурс] – режим доступа:     http://www.marketing.spb.ru/lib- mm/sales/franc_in_russia/02.htm

5.     Уровень        потребительского          спроса      в     2015      году      [Электронный         ресурс]       –     режим       доступа: http://riafan.ru/205653-potrebitelskiy-spros-mozhet-upast-do-9-v-2015-godu/

6.     Раскрываем         все       секреты        франчайзинга          в       России        [Электронный          ресурс] – режим доступа: http://www.equipnet.ru/interview/pizhevoe/pizhevoe_81.html

7.     Российская ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ru.rusfranch.ru/

8.     Тенденции        и     тренды      франчайзинга        в     2015     году      [Электронный        ресурс]       –     режим      доступа: http://www.kp.ru/guide/katalog-franshiz.html

9.     Франшизы спасают себя [Электронный ресурс] – режим доступа: http://flynews24.ru/2015/03/07/franshizy- spasayut-sebya.html