Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Инвестирование в экономические субъекты имело место со времён образования первых государств. До конца XIX – начала XX века наибольший удельный вес имело инвестирование в такие крупные экономические субъекты, как государства, колонии, губернии и пр. С момента изобретения конвейера время производственного цикла сократилось, и предприниматели вынуждены были искать заѐмные средства для диверсификации. Началась переориентация финансовых потоков. Ведущую позицию заняли вложения в частный сектор и, в особенности, в быстро развивающиеся предприятия. Рентабельность данного вида инвестиций оставалась и остаѐтся под вопросом, а потому их причисляют к венчурным.

   Что же такое венчурные инвестиции? В основе этого термина лежит английское слово «venture», что означает – риск, неопределѐнность. Название оправдывает сущность: венчурные инвестиции являются одними из самых неокупаемых. В чѐм причина их популярности? Ответ прост: если средние показатели рентабельности венчурных вложений стремятся к нулю, то предельные – превышают допустимую норму рентабельности.

   Вспомним теорию факторов производства. Классики выделяли три основополагающих фактора: труд, землю, капитал. Однако, в XXI веке опора лишь на имманентные факторы является недостаточной ввиду высоких темпов технологического прогресса. Таким образом, оформился новый фактор производства – информация.

    С появлением всемирной сети Internet произошло сжатие пространства и времени, что ускорило процесс обмена данными. Расширение информационного поля индивидуума обусловило необходимость получения новых знаний, чем не могли не воспользоваться акулы бизнеса. Более того, в современном мире потребность в социализации стала для человека фундаментальной: компания Facebook приняла во внимание это веяние и создала социальную сеть, в которой увязли десятки миллионов пользователей по всему миру. «Blue network» стала одной из самых успешных венчурных кампаний современности, принеся своим создателям доход в размере $200 млрд.

   Мировые тенденции движения венчурных капиталов.

   В текущей экономической ситуации наиболее окупаемыми являются венчурные инвестиции в такие сферы, как: облачные сервисы, сфера услуг, сфера высоких технологий. Тенденция сжатия пространства, информационный плюрализм и укрупнение транснациональных корпораций ставят инвесторов перед выбором наиболее аппроприативного направления вложений.

   Одной из основных дирекций финансовых потоков крупного бизнеса является инвестирование в сферу облачного хранения данных. Объясняется данный феномен довольно просто: сокращение количества инстанций при передаче и обмене ключевой информацией может принести компании конкурентное преимущество, так как многие сделки на бирже требуют немедленного принятия решений о продаже/покупке пакетов ценных бумаг компаний-игроков.

   Наиболее успешным «облачным» стартапом нашего времени является Dropbox, стоимость которого, по данным 2015 года, оценивается в $10 млрд [3].

    Пользователями сервиса Dropbox являются более 200 млн. представителей международных компаний. Одна из инноваций Dropbox заключается в следующем: пользователь может создать специальную папку прямо на рабочем столе и отправлять в неѐ файлы, которые хочет передать в интернет. Примеру Dropbox последовали многие облачные сервисы, но именно он остаѐтся самым популярным.

   Вторым по частоте использования является сервис Box, привлёкший инвестиции в размере $2 млрд. Однако, в отличие от Dropbox, Box ориентирован на работу с корпоративными клиентами. Система позволяет хранить данные в облаке и быстро делиться ими. Интересна и бизнес-модель Box: изначально пользователю предоставляется 50 Гб свободного места, и, как правило, в течение полугода лимит допустимого пространства заканчивается, что подталкивает клиента на заключение коммерческой оферты с сервисом.

    С увеличением потребностей общества расширяется спрос на сегменты сферы услуг. В связи с разнообразием предложения завоевать лояльность потребителей становится всѐ труднее. Потому лишь своеобразные, выделяющиеся из общей массы проекты пользуются спросом как среди пользователей, так и инвесторов. Одним из примеров является американский сервис поиска такси «Uber», который предоставляет возможность установления рыночной цены на перевозку путѐм достижения договорѐнности между потребителем и извозчиком. По оценкам экспертов стоимость компании составляет $3,8 млрд.

   Говоря о наиболее популярных направлениях венчурных потоков, нельзя не упомянуть сферу высоких технологий. Причин тому несколько: это и необходимость унификации корпоративных структур, и стремление человечества идти в ногу со временем. Примечательным является тот факт, что в погоне за «апгрейдом» индивиды нивелируют такой критерий, как качество девайса. Сейчас практичность играет вторичную роль, отдавая первенство моде, вследствие чего цена на некоторые товары крайне раздута.

   Также, стартапы сферы высоких технологий являются одними из наиболее рентабельных. Ярким примером тому служит китайская компания XIAOMI, ориентированная на производство качественных устройств по разумной цене. Успех проекта обусловлен ориентацией на потребителя: как было отмечено ранее, конкуренты нацелены на получение высокой чистой прибыли за счѐт завышения цены устройства. Однако, XIAOMI оказалась более дальновидной, что позволило ей занять первое место в рейтинге самых успешных стартапов современности.

    Анализируя текущую макроэкономическую ситуацию, можно сделать вывод о том, что самыми перспективными являются венчурные вложения именно в высокие технологии. Действительно, современный мир крайне динамичен, но тенденции дальнейшего развития прослеживаются чѐтко. Общеизвестным направлением эволюции технических устройств является достижение ими компактных размеров при расширении функциональных особенностей. Зная это, инвесторы получают возможность оценки выбора того или иного начинающего проекта согласно выявленным критериям.

   Провальные инвест-проекты.

   Как в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя, так и венчурные инвестиции не могут быть абсолютно окупаемыми. Более того, данная аналогия применима к венчурным вложениям в обратном порядке: скорее, успешный проект будет ложкой мѐда в бочке дѐгтя. Окупившиеся проекты широко разрекламированы и известны публике, однако о провальных не сказано ни слова. Создаѐтся ложное впечатление их отсутствия. Но это не так.

   Одним из примеров является ныне безызвестный проект международной телефонии – United Mobile. Этот стартап появился в 2007, когда Skype ещё не монополизировал сферу интерактивной коммуникации [1]. Ввиду неправильной ценовой политики (ориентированность на высший сегмент рынка) United Mobile не выдержала конкуренции против своего бюджетного коллеги.

    Пожалуй, самой спорной областью инвестирования является разработка электрокаров. Естественно, нефтяной мир не готов отказаться от существующих типов двигателей. Это не выгодно ни одной стороне: ни нефтедобывающим компаниям, так как теряется огромный кусок прибыли, ни потребителю, поскольку отсутствует достаточное оснащение специализированными заправочными станциями и ввиду дороговизны таких транспортных средств. Более того, заряда двигателя хватает в среднем на 200 км, что не позволяет потребителю быть достаточно мобильным. К тому же, в настоящее время существует единственная технология производства электродвигателя, которая запатентована компанией Tesla Motors. Потому попытки использования данного объекта интеллектуальной собственности без ведома разработчика оборачиваются судебными исками. Примером тому служит компания Fisker Automotive, потерпевшая фиаско при попытке выпустить конкурента уже известной Tesla Model S – Fisker Karma.

    Ранее были освещены проекты, потерпевшие неудачу по причине несвоевременного начала работы над ними и нарушения авторских прав. Однако, самой распространѐнной ошибкой является имитация. Так, одни из успешных компаний – Google и Renren, предприняли попытку вторжения на площадку  социальных сетей. Естественно, конкуренции с уже существующими Twitter, Facebook и Vkontakte данные стартапы не выдержали. Аналогично складывается ситуация и в области создания новых поисковых систем. Придумать что-то более практичное, чем Google вряд ли удастся. Надежда умирает последней, как и у компаний CoverFlow и Cuil, которые потратили на свои системы поиска информации более 10 млн. долларов.

   Динамика венчурных вложений в условиях кризиса 2014 года

   Ввиду кредитно-денежной политики Центробанка РФ национальная валюта – рубль – был отпущен в свободное плавание. Безусловно, государственная казна оказалась бенефициаром данной ситуации, однако частный сектор претерпел убытки. Правительство создало благоприятные условия для привлечения оффшорного капитала, но не в ущерб собственному бюджету: при подписании соглашения о разделе продукции возвратная ставка увеличилась вдвое с января 2015 года.

  Таким образом, российские предприниматели, хранившие капиталы в рублях потеряли до 50% собственного имущества в оценочной стоимости 2014 года. Это изменило конфигурацию кривой инвестиционных ожиданий, вследствие чего появилась тенденция тяготения графической модели к оси зарубежного инвестирования. Более того, объем внутренних инвестиционных вложений в экономику РФ по итогам 2014 года сократился на 70%. Предприниматели предпочли стабильность риску.

   С IV квартала 2013 года правительством РФ приветствуется привлечение зарубежного капитала в гос. проекты. По какой причине данные вложения расцениваются как венчурные? Казалось бы, что может быть надѐжнее для инвестора, чем финансирование проектов гос. заказа. Не всѐ так однозначно. Вспомним пример из недалѐкого прошлого: реализация проекта «Сахалин-2». В 90-е годы XX века проект обслуживали исключительно зарубежные компании. Это продолжалось до тех пор, пока РФ не оправилась от экономических последствий перестройки. В конце 2006 – начале 2007 года министерство природных ресурсов Российской Федерации предъявило участникам «Сахалин энерджи» требования по уплате многомиллиардных штрафов за загрязнение окружающей среды. Естественно, консорциум был не в состоянии выполнить требования в сжатые сроки, а потому выполнил переоценку имущества по новому курсу доллара, что удешевило стоимость компании вдвое. Этим не мог не воспользоваться государственный монополист в области добычи сжиженного природного газа – Газпром, выкупивший контрольный пакет акций «Сахалин энерджи» в апреле 2007.

  И всё-таки лидером на поприще венчурного инвестирования в России остаётся «Роснано». Только в 2014 году она потеряла 20% уставного капитала по причине низкой рентабельности финансируемых проектов. Так, потери дочерней компании «Усолье-Сибирский силикон», занимающейся разработкой поликристаллического кремния для солнечных панелей, составили 9,4 млрд [1]. рублей по итогам 2014 года. Убытки потерпела и компания «Plastic Logic», ориентированная на производство гибких планшетов. Основной причиной убыточности является несоответствие текущих потребностей государства производимому продукту. Пока что «Роснано» остаѐтся самой спорной венчурной кампанией государства.

    Резюмируя вышесказанное, можно отметить общий спад в окупаемости венчурных вложений. Одной из причин можно считать сокращение общего объѐма инвестиций. Другой – нерациональный выбор объекта финансирования: деактуализация насущных сфер и гиперболизация проектов, не имеющих практического применения в текущей стадии экономического цикла - рецессии.

  Инновационные веяния в венчурном инвестировании

   В последние годы наметилась тенденция приватизации государственного сектора. Бизнес расширяет сферы влияния не без подачи уполномоченных органов. Области, исконно принадлежавшие государству, становятся доступны для частных лиц. К примеру, освоение космоса и социальная сфера будут получать в перспективе диверсифицированный капитал: частные инвестиции и средства федерального бюджета. Государственная казна будет оплачивать исключительно стратегические военные разработки и модернизацию оборонной системы в рамках космического пространства. То есть, правительство согласно лишь на принятие превентивных мер касательно угрозы территориальной целостности страны. Исследовательская деятельность испытает дефицит в средствах, так как гос. бюджет урезает статьи расходов на эту сферу. Так, отправка многонациональных команд астронавтов на орбиту осуществляется с космодрома «Байконур» со II квартала 2014 года, что позволяет странам, резидентами которых являются специалисты, экономить на сфере освоения космоса.

   Теперь же затронем венчурное инвестирование космических проектов. С 10-х годов XXI века началась активная популяризация космического туризма среди представителей высших слоѐв общества. Это развязывает руки частным компаниям, обладающим внушительными финансовыми средствами. Поскольку спрос на услугу нестабилен, организация данного типа транспортной компании рискованна. Немаловажную роль играет и цена полѐта: это служит барьером для простого обывателя, что резко сокращает количество кривых индивидуального спроса при построении рыночного. При отказе от услуги одного из потребителей космического туризма происходит резкое снижение совокупного спроса (до 100%).

   Другим коммерческим направлением в освоении космоса занимается компания «SpaceX», ориентированная на исследование космического пространства в интересах частных лиц. Рентабельность проекта более высока, чем у космического туризма, так как потенциальная чистая прибыль как для руководителя, так и для инвестора внушительна. Возникает вполне резонный вопрос: целесообразно ли создание компании такого типа? Ответ лежит на поверхности: все известные запасы полезных ископаемых нашей планеты уже находятся в собственности тех или иных влиятельных лиц и исчерпаемы в ближайшей перспективе. Космос же располагает условно безграничными ресурсами, что порождает ажиотаж среди крупных капиталистов.

   Теперь поговорим о социальном предпринимательстве. 16 октября 2014 года был принят законопроект «О социальном предпринимательстве», впервые употребивший новую для российского предпринимательского сектора дефиницию. Курс на привлечение частного капитала в социальную сферу был взят в связи с низким уровнем качества оказываемых государственных услуг. Также, это целесообразно не только для экономии средств федерального бюджета, но и для дополнительных фискальных поступлений. Существовали опасения, что правительство РФ открыло ящик Пандоры, допустив индивидуальных предпринимателей к сфере, имманентно монополизированной государством. Безусловно, нормативная база закона не доработана: необходимо позаботиться о контроле над качеством предоставляемых услуг. Однако, ввиду сравнительно недавнего обнародования законопроекта, адаптация существующих структур к новой директиве ещѐ не завершена.

    Ожидания российского бизнеса касательно данной области весьма положительны, однако риск инвестирования крайне высок по причине менталитета льготной категории российских граждан. Также, социальное предпринимательство является молодой сферой, потому проследить динамику окупаемости вложений достаточно сложно. Принимая во внимание предыдущий опыт РФ в аналогичных областях (образовательные услуги, здравоохранение, транспортное сообщение), аналитики дают многообещающие прогнозы: рентабельность венчурных инвестиций составит от 40 до 60%.

   Перспективы венчурного инвестирования.

   Что ожидает венчурное инвестирование в будущем? Увеличится ли оборот капитала в данной области? По нашему мнению, успех рисковых капиталовложений будет возрастать. Аргументы в подтверждение этой позиции представлены ниже.

    Во-первых, наблюдается ежегодный рост количества стартапов. Как было сказано ранее, в XXI веке вкусы и предпочтения потребителей стали первостепенными факторами спроса. Пресыщенное изобилием однообразных товаров и услуг общество требует радикальных решений, а потому вложения в них могут принести потенциально высокую прибыль. Однако, суть венчурных инвестиций состоит в непредсказуемой рентабельности капиталовложений. Но и от этой болезни есть лекарство – портфельные инвестиции в несколько стартапов. Во- вторых, государство идёт навстречу частному сектору, предоставляя бизнесу возможность стать бенефициаром от реализации государственных проектов. Естественно, потенциальная чистая прибыль не так высока, как в исключительно рыночных структурах, однако получаемый доход будет гарантированным. Именно фактор окупаемости и привлечѐт как новые компании, так и инвесторов. В-третьих, инвестору предоставлен выбор из разнообразных форм инвестирования. Так, он может осуществить прямые инвестиции в основные средства компании, либо внести вклад в уставной капитал в валюте. Второй вариант наиболее интересен: окупаемость венчурных вложений будет зависеть от выбранной денежной единицы. Анализируя текущую ситуацию на мировой валютной бирже, можно сделать вывод, что наиболее стабильными валютами являются доллар и юань. Первый – основа Ямайской валютной системы, которой придерживается МВФ и все мировые державы. Вторая – денежная единица крупнейшего промышленного гиганта истории.

     Проведя комплексный анализ окупаемости конкретных категорий венчурных проектов, можно сделать вывод о нерациональности вложений в невостребованные и сомнительные стратегические проекты. Из года в год инвесторы наступают на те же грабли в надежде на получение потенциально высокой прибыли. Венчурное инвестирование – аспект краткосрочной перспективы, а потому именно вложения в кампании, отражающие текущие потребности общества принесут наибольший доход.

 

Список литературы

1.     Пять громких венчурных провалов: как потерять больше, чем «Роснано»// Slon. – 2014. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://slon.ru/future/5_gromkikh_venchurnykh_provalov_kak_poteryat_bolshe_chem_rosnano-927440.xhtml

2.     Рожок И.А. Регулирование инновационной и венчурной инвестиционной деятельности в Российской Федерации / И.А. Рожок // Механизмы и методы управления инновационно-инвестиционным развитием социально-экономических систем: регион, отрасль, предприятие: сб. науч. тр. докторантов, аспирантов и соискателей / под общ. ред. Л.С. Валинуровой, Е.В. Евтушенко, И.Ю. Сингизова. – Уфа: БАГСУ, 2011.

3.     Рейтинг самых успешных стартапов// Вести. – 2014. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.vestifinance.ru/articles/40905

4.     Чем грозит венчурному рынку падение рубля// Forbes. – 2014. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:

http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/276569-chem-grozit-venchurnomu-rynku-padenie-rublya

5.     Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. – СПб: Питер, 2011. – 256 с.