Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БРЕНД РЕГИОНА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   В современном мире в условиях непростой политической ситуации, когда у любого государства возникает необходимость сохранения и укрепления своего влияния не только на мировой арене, но и в масштабах локального восприятия, приоритетным направлением политики должно являться развитие регионов, осознание наличия собственных ресурсов, адекватная оценка имеющегося потенциала и возможностей. Одной из возможностей усиления влияния является устоявшийся бренд территории.

   На данном этапе сложилась традиция формирования бренда территории на основании её природно- климатических, культурных, исторических или экономических особенностей. Определились территории, которые имеют существенное влияние в отрасли благодаря производству натуральной экологической продукции или оказанию услуг на высоком уровне. Подобные регионы служат показателем качества отечественной продукции, что порождает неизменное доверие людей к производителю, позволяя также управлять репутацией на уровне локального восприятия. На практике подобные территории имеют благоприятный имидж, который позволяет им привлекать инвестиции, тем самым поддерживая уровень своей экономики и оказывая существенное воздействие на образ целого государства в глобальных масштабах.

    В России существует ряд регионов, которые имеют яркий и эффективный бренд, но всё больше тех, чья специализация не позволяет субъекту стать лидером в борьбе за первенство в отрасли, не позволяет достойно конкурировать на внутреннем и на внешнем рынках в силу объективных причин. Одним из таких непривлекательных с точки зрения устоявшегося бренда регионов является Республика Мордовия.

     Республика Мордовия расположена в Приволжском Федеральном округе и занимает площадь около 26 200 кв. км (12 место среди регионов ПФО). Согласно данным Табл.1, Республика Мордовия, которая считается аутсайдером среди других регионов (одним из 12 регионов-реципиентов), показывает высокий уровень динамики социально экономического показателя (индекс СЭП).


Таблица 1 Динамика рейтинга регионов ПФО по уровню развития социально-экономической привлекательности [4]

 

2010

2015

Средний уровень темпов прироста индекса СЭП, в %

Республика Татарстан

1

1

2,86

Самарская область

2

2

1,88

Саратовская область

3

3

1,39  

Нижегородская область

4

4

2,41

Пермский край

5

5

2,00

Республика Башкортостан

6

6

2,20

Оренбургская область

7

9

1,85

Пензенская область

8

7

4,33

Чувашская Республика

9

8

3,67

Ульяновская область

10

11

2,33

Удмуртская Республика

11

12

1,46

Республика Мордовия

12

10

4,37

Кировская область

13

13

2,52

Республика Марий Эл

14

14

2,88

 

В масштабах страны Мордовия вошла в список 30 самых привлекательных регионов России, заняв 28 место и опережая Чеченскую, Тульскую, Ярославскую и другие области по версии журнала «Генеральный директор». В целом за прошедший год в Мордовии улучшилось общее экономическое положение: динамика экономического роста поднялась с 77-го на 52-е место (улучшив показатели на 25 пунктов).


Таблица 2 Рейтинг Мордовии среди регионов России [11]


Сфера

Место

Рабочая сила

37

Спрос на повседневные товары

79

Спрос на долгосрочные товары

65

Динамика экономического роста

52

Инфраструктура

37

Налоги

5

 

   Следуя прогнозу, предоставленному Республикой Татарстан, можно сделать вывод о том, что в последующие годы социально-экономическая привлекательность Мордовии будет расти. Республика Мордовия относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации.

   Ведущая роль принадлежит промышленности. Данные диаграммы 1 подтверждают, что основное место в структуре валового регионального продукта занимают обрабатывающие производства (23%). Мордовия является индустриальным регионом с развитыми отраслями машиностроения, металлообработки, электрооборудования, чугунолитейной, электротехнической и химико-фармацевтической промышленности.

    Индекс физического объема промышленного производства за 2014 год составил 110,2 %. По данному показателю республика заняла 2 место в Приволжском федеральном округе и 5 в России. Регион является монополистом в стране по производству некоторых компонентов электроники: кабелей сигнально- блокировочных, многопарных и станционных, ртутно-кварцевых ламп с исправленной цветностью, преобразователей силовых мощностью 5 кВт и выше, люминесцентных ламп.


Диаграмма 1 Структура валового регионального продукта за 2013 год, % [12]



    Крупнейшими предприятиями РМ являются: холдинг «Оптик-Энерго», ООО «Сарансккабель-оптика», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский завод, Резинотехника», ОАО «Саранский телевизионный завод», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Орбита», ОАО «Биохимик» [15]. Рост объѐмов производства предприятий светотехники составляет 103%, а общая доля продукции составляет 30 % по стране [7]. НИ МГУ им. Огарёва, которому по праву принадлежит звание флагмана образования в Мордовии, с помощью ОАО «Саранский приборостроительный завод» создал лабораторию по развитию электронного приборостроения. Эти разработки влияют на инвестиционную привлекательность региона.

   По мнению главы Мордовии Владимира Волкова, в условиях нынешней политической ситуации, при действующем санкционном режиме, от промышленных предприятий необходимо использовать все имеющиеся мощности и возможности для того, чтобы перейти на существенно новый уровень работы, повысив тем самым её качество, а также для предоставления возможности мордовской продукции существовать на рынке. Для мониторинга работы предприятий была создана специальная комиссия, главной задачей которой будет являться еженедельный мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих предприятий [3]. Если данный опыт будет иметь успех и приведѐт к запланированным результатам, то его можно использовать и для мониторинга работы аграрных организаций и предприятий.

    Город Саранск является столицей Мордовии (и крупнейшим из её городов) и находится всего в 654 км от Москвы (для сравнения, расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы составляет около 714 км). Это крупный промышленный город, который стал базой для развития машиностроения и металлообработки и расположения большинства промышленных предприятий.

   Второй по значению отраслью экономики является сельское хозяйство (индекс производства продукции сельского хозяйства – 98,3% на 2012 год; 13,3% в структуре валового регионального продукта). Главным достоянием и по совместительству причиной превращения сельского хозяйства в одну из ведущих отраслей региона является плодородная земля: сельскохозяйственные угодья занимают 2/3 всех земель. Традиционными отраслями считаются пчеловодство, зерновое растениеводство, птицеводство, разведение и продажа скота (регион входит в пятёрку лучших в ПФО), производство молока и яиц. На территории региона функционируют более 243 сельских организаций и зарегистрировано 1136 фермерских хозяйств (на 2013 год). Ведущей отраслью сельского хозяйства Мордовии является животноводство.

   Необходимо отметить, что Постановлением Правительства Республики Мордовия от в 2012 году была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», где к 2020 году планируется увеличение производства сельхозпродукции всех категорий на 20,6% [10] . На данный момент за период реализации программы получили признание (на внутреннем рынке) такие фирмы, как ОАО «Агрофирма «Октябрьская»,   ОАО  «Агрофирма   «Норов», ЗАО  «Мордовский бекон», ОАО  «Сыродельный комбинат «Ичкаловский», ОАО «Ликероводочный завод «Саранский» (с 2004 года первым начал сертифицировать свою продукцию по международной системе ИСО 9001-2008), ОАО «Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Консервный завод «Саранский», ООО «Ромодановсахар», ОАО «Ламзурь» (осуществляет поставки сладостей в 70 регионах страны, конфеты фабрики являются частым гостинцем из Республики), ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий [1].

    Каждая из фирм представляет особый интерес с точки зрения развития имиджа Мордовии, например, ОАО «Ликероводочный завод «Саранский» с 2004 года первым начал сертифицировать свою продукцию по международной системе ИСО 9001-2008 [13], а ОАО «Ламзурь» осуществляет поставки сладостей в 70 регионах страны, конфеты фабрики являются частым гостинцем из Республики [14].

    Согласно статистическим данным министерства экономики Республики Мордовия, опубликованным на официальном сайте органов государственной власти, благодаря оказанной государством помощи, в 2012 году объём валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 38, 8 млрд. рублей (уменьшился на 0,6 % в сравнении с 2011 годом),  тогда как в 2013 год он составил 41,3 млрд. рублей (увеличился на 0,3 % в сравнении с 2012 годом), в 2014 году объём валовой продукции сельского хозяйства равнялся 45,5 млрд. рублей (увеличился на 0,7 % в сравнении с 2013 годом). Как итог, регион занимает 4 место в ПФО по темпу роста [8].

    По отчёту за 2014 год наблюдается сохранение положительной динамики в животноводстве, ведущей отрасли сельского хозяйства (Табл.3).

Таблица 3 Производство регионами ПФО мяса, молока и яиц за 2014 год в расчѐте на 1 жителя [12]


Скот и птица на убой (в живом весе), кг

Молоко, кг

Яйца, шт.

Республике Марий Эл – 329,6

Республика Мордовия – 504

Республика Мордовия – 1701, 3

Республика Мордовия – 263,4

Республика Татарстан – 449,4

Удмуртская Республика – 619,2

Пензенской области – 171,5

Удмуртская Республика – 493,9

Оренбургская область – 544,2

Республика Татарстан – 121,1

Кировская область – 415,4

Республика Марий Эл – 476

Удмуртская Республика – 112,8

Чувашская Республика – 341,5

Нижегородская область – 405,1

Саратовская область – 79,2

-

-

 

   Основываясь на данных отчёта, можно сделать вывод, что Мордовия продолжает занимать лидирующие позиции по производству молока, мяса, птицы и яиц среди других регионов ПФО. Этот факт позволяет сделать предположение, что переработанное на территории Мордовии молоко, произведѐнные сыры и молочные продукты имеют шанс достойно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

   Одна из приоритетных задач государства – это поддержание здоровья населения, что является важнейшим фактором, который способен оказывать влияние на экономические показатели. Здоровье взаимосвязано со сбалансированным питанием, в основе которого встречаются основные продукты сельского хозяйства: творог, сыры, куриная грудка, свежие фрукты, овощи и ягоды. Спрос на данные продукты всегда будет превышать спрос на импортные, не свойственные для потребления в России в связи с невозможностью их выращивания или производства. На примере Республики Мордовия доказано, что благодаря производству собственной продукции, у России есть потенциал для развития отрасли сельского хозяйства и удовлетворения спроса населения.

Однако на практике сложилась следующая тенденция: российские (и мордовские) продукты сельского хозяйства вынуждены конкурировать с западными марками и терпеть поражение в результате отсутствия доверия к отечественной продукции, разрозненных стандартов качества, низкой узнаваемости отечественного производителя среди изобилия западных марок.

Как результат, россияне вынуждены покупать продукцию иностранного производства, поскольку государство отдаѐт приоритет иностранным продуктам. На сегодняшний день высокие цены на зарубежные товары регулируют уровень цен на российские продукты: последние вынуждены поднимать цены, а значит, в разы увеличивать их к среднему уровню для обеспечения своей конкурентоспособности.

Несмотря на это, иностранные продукты не всегда является показателем высокого качества. Часто продукция, привезѐнная из-за границы, проходит дополнительные заморозки, добавление химических веществ с целью обеспечения сохранности первозданного вида. В связи с этим особенно важно, чтобы перечисленная продукция была изготовлена в России.

Для решения этой задачи государству необходимо поддерживать регионы, которые имеют возможность производить продукцию сельского хозяйства. Поддержка не должна ограничиваться субсидиями из федерального бюджета. В Табл.4 сформулированы предложения, которые целесообразно применить для развития сельского хозяйства в Мордовии.

 

Таблица 4 Предложения для развития сельского хозяйства в Республике Мордовия


 

Поддержка местных фермеров

1. Конкурсы, гранты, субсидии на создание фермерского хозяйства

2. Кредиты по низким процентам

 

Поддержка малого и среднего бизнеса

1. Снижение административных барьеров 2.Развитие инфраструктуры бизнеса

3. Экспансия городского бизнеса в регионы

 

 

 

Подготовка специализированных кадров

1.Повышение престижности профессии увеличение мотивации кадров путѐм увеличения заработных плат, создания комфортных условий для жизни 2.Реализация программ, подобных программе

«Земский доктор»

 

 

 

Поддержка инновационного развития

 

1.Создание агропромышленного кластера

2. Поддержка инновационных проектов, ориентированных на развитие сельского хозяйства

3. Развитие новых секторов сельского хозяйства

 

     Специализированные кадры играют важную роль в эффективности функционирования всех систем региона. В данном случае под эффективностью следует подразумевать не только достигнутые количественные и качественные показатели, но и грамотные решения управленцев, результаты которых направлены на долгосрочную перспективу. На данный момент сложилась ситуация, когда регионы остро нуждаются в создании «такой системы управления, которая позволит в обеспечивать быструю адаптацию руководителей, работников и специалистов органов государственной власти и управления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, повышение мобильности управления, роста эффективности функционирования всех систем региона (в том числе самой системы управления регионом) и конкурентоспособности региона» [2]. Только в этом случае стоит говорить об улучшении социально-экономического положения региона.

    Вследствие этого, одним из ключевых барьеров на пути к превращению мордовского продукта в бренд является дефицит квалифицированных кадров, имеющих способности и необходимые знания, а также должную степень мотивации для того, чтобы вывести отрасль сельского хозяйства на новый уровень. Молодые люди все чаще выбирают своим приоритетным направлением карьеру, стремятся занять высокооплачиваемые должности, которыми Мордовия вовсе не изобилует. На диаграмме 2 показана занятость населения по отраслям. Преобладающая часть занятости наблюдается в сельском хозяйстве, однако около 40 % молодѐжи в возрасте от 20-24 лет (то есть молодые люди, только окончившие университеты) остаются невостребованы [5].

Диаграмма 2 Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности), тыс. чел.


    При этом по безработице регион занимает 12 место относительно других регионов.

   В «Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года» (далее – Стратегия) упоминается об экспансии городского бизнеса в регионы, что является положительным моментом для обеих сторон: бизнес будет способен наращивать потенциал в регионах, создавая предприятия за городом и обеспечивая сельскую местность новыми рабочими местами. Благодаря этому будет увеличена конкурентоспособность бизнеса, а регион получит возможность повысить свою привлекательность, снижая также уровень миграции, который увеличивается с каждым годом. Если в 2007 году наблюдалась высокая доля сельского населения (40,4%, что превышало средний показатель по России на 13,4%), то к 2013-2014 году уже выявилась тенденция к миграции трудоспособного населения (39,9%-39,3%) как в города внутри субъекта, так и за пределы региона.

   В действительности Мордовия является дотационным регионом. В этом регионе находит применение схема: высокий уровень дотаций – низкий уровень доходности и слабое развитие бизнеса. Несмотря на то, что налоговые пороги достаточно низкие, остаются такие проблемы как административные барьеры, низкое развитие инфраструктуры в целом. Это подтверждается ещѐ и тем фактом, что сокращается количество малых предприятий в Мордовии: с 3035 до 1073 ед. с 2006 по 2014 год [6]. Согласно данным, изображѐнным на Рисунке 1, сельское хозяйство занимает отнюдь не первое место по числу малых предприятий (10%).

Рис.1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности (9 месяцев 2014 г.; в % к итогу)

 

   Результатом подобной деятельности становится невостребованность работы в данной отрасли. Хотя к 2020 году согласно Государственной программе по развитию сельского хозяйства планируется увеличение зарплаты до 25,5 тысячи рублей [9]. Низкие зарплаты снижают мотивацию для работы в этой сфере молодых специалистов, а значит негативно влияют на быстрое развитие сельского хозяйства и становление качественного бренда.

   Органам власти, а также индивидуальным предпринимателям стоит обратить внимание на мотивацию своих работников. Основной мотивацией сотрудников остаѐтся заработная плата (на 2013 год по данным Росстата среднемесячный уровень заработной платы работника в сельскохозяйственной сфере составляет 13609 рублей, что является следствием непрестижности профессии), комфортные условия жизни. На практике набирает обороты программа «Земский доктор», которая способствовала повышению желания у молодых людей не мигрировать из региона, работать и жить в сельской местности взамен на получение жилья. Если создать подобные программы, привязанные к работе в сельскохозяйственном секторе, предложить выгодные условия, то результат может оказаться положительным: сокращение миграции из региона и увеличение притока населения.

   Немаловажно отметить, что в ближайшие годы в Мордовии планируется развитие новых секторов, основанных на продукции сельского хозяйства. Одним из наиболее динамично развивающихся секторов в мире является сектор производства биотоплива, который имеет инвестиционные проекты в России. Особенность сектора в том, что тот существенно изменяет структуру потребления зерновых и масличных культур, структуру посевных площадей под теми или иными культурами. Этот факт также может повлиять не только на создание новых рабочих мест, но и новых профессий. Результатом такой политики будет являться рационализация сельского хозяйства, перераспределение рисков, повышение жизнеспособности отрасли.

   Таким образом, государству необходимо заняться реструктуризацией действующей системы управления, продумать эффективные меры по привлечению персонала, активно взаимодействуя  с бизнес-структурами и создавая новые профессии и новые рабочие места. Также, следует изменить способы мотивации сотрудников. Проделанная работа будет способна повлиять на текущий уровень эффективности труда, чтобы тот соответствовал приоритетным направлениям развития не только отрасли сельского хозяйства, которая прямым образом влияет на развитие экономики государства в целом.

   Подобные меры могут сделать так, чтобы собирательный образ о Республике Мордовия стал положительным, чтобы образ республики ассоциировался с доходным сельскохозяйственным регионом, чья продукция значительно превосходит по качеству все западные марки. Важно сделать так, чтобы покупатель, видя на рынке мордовское молоко или мясо, был уверен в его качестве и отдавал своѐ предпочтение отечественному производителю.

   Стратегия социально-экономического развития региона предлагает методы и инструменты для решения таковых проблем, 2025 год станет показателем исполнения данной Стратегии.

 

Список литературы

1.     Акимова Ю.А., Кочеткова С.А., Проблемы государственного регулирования сельского хозяйства в условиях глобализации социально-экономических процессов (на примере республики Мордовия) [Электронный ресурс], URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/4/394.pdf

2.     Безпалов В.В. Особенности и проблемы планирования реструктуризации региональной системы управления в РФ на современном этапе/ Журнал "Бизнес в законе"№5 - с.214-218 2014г.

3.     Глава республики Мордовия В.Волков о создании комиссии по мониторингу [Электронный ресурс], URL:http://www.regnum.ru/news/economy/1880848.html

4.     ГБУ «Центр перспективных экономических исследований» Академии наук Республики Татарстан [Электронный ресурс], URL: http://cpei.tatarstan.ru/

5.     Государственная программа «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия» на 2014 – 2018 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmsrm.ru.

6.     Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 года № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», [Электронный ресурс], URL: http://docs.cntd.ru/document/819073683

7.     Информационное агентство «Бизнес Мордовии» [Электронный ресурс], URL: http://bm.binkrm.ru/index.php/analitycs/24-businessrm/8862--9-2014-

8.     Информационно агентство «Вестник Мордовии» http://www.vestnik-rm.ru/news-7-11881.htm

9.     Официальный сайт органов Государственной власти РМ. [Электронный ресурс], URL: http://www.e- mordovia.ru/

10. Постановление Правительства РМ от 19.11.2012 № 404 «О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

11. Рейтинг регионов России по версии журнала «Генеральный директор» [Электронный ресурс], URL: http://www.gd.ru/rating2015/

12. Сайт Министерства экономики Республики Мордовия [Электронный ресурс], URL:http://mineco.emordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1011&Itemid=478

13. Сайт             ОАО              «Ликероводочный                 завод              «Саранский»                [Электронный                ресурс], URL: http://lvzsaransk.ru/about-the-company/

14. Сайт кондитерской фабрики ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс], URL: http://www.lamzur.ru/about

15. Экономика/Промышленность. Геопортал Мордовии [Электронный ресурс], URL: http://geo13.ru/atlas/economy/29