Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

 

   В условиях рыночных отношений в экономике качественно меняют условия деятельности, роль, функции государственных гражданских служащих. Это требует подготовки государственных гражданских служащих нового типа, обладающих высокой профессиональной компетентностью, способностью принимать решения на основе комплексного анализа, упреждения событий.

   Профессионалом - это индивид, профессией которого является его основное занятие; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Вследствие этого профессионализм связан с субъективной стороной человеческой деятельности, с потребностью человека реализовать все свои потенции. Однако, одновременно с этим профессионализм - это объективная сторона деятельности человека. Профессионал содействует общественному прогрессу, благоприятствует движению общества вперед, обеспечивает высокую производительность труда. Он, как правило, дисциплинирован, ответственно относится к делу, показывая пример добросовестности, бережного отношения к ресурсам, избегает столкновений во взаимоотношениях с коллегами по работе. Тем самым он демонстрирует высокий уровень культуры общения, грамотность и воспитанность в сфере межличностных отношений.

   Следовательно, можно утверждать, что профессионализм - это степень совершенства, мера качества эффективной деятельности в определенной сфере.

   Рассмотрим основные черты и признаки, присущие профессионализма.

   Прежде всего, это необходимые знания по своей профессии. Полученные в результате индивидуальных познавательных усилий, знания способствуют дальнейшему становлению и развитию личности, а специальные знания становятся мерой трудовой и профессиональной активности человека. Профессионал вынужден постоянно умножать свои знания. Важное значение имеют управленческие знания, которые государственный служащий получает на основе осмысления собственного опыта и опыта других, а также из научных источников по проблемам государственного управления. Но, здесь речь идет не о всех знаниях, а лишь о тех, которые в процессе реальной деятельности определяют успех дела.

   Следующая отличительная черта профессионализма - умение применять гибкие, эластичные, характерные для ситуации, методы, средства, приемы.

   Умения - это знания, воплощенные в решения конкретных проблем. Они являются относительно устойчивыми характеристиками индивида и зависят как от объективной структуры деятельности, в которую он был включен длительное время, так и от способности.

   Компетентное освоение  методами профессиональной деятельности свидетельствует о том, что субъект превращается в практически действующую личность, соединяющую знания с умениями в практике.

   Подлинный профессионал обладает средствами, приемами, методами в полной мере тогда, когда знает, как, в какой последовательности решать те цели или иные проблемы, с помощью каких орудий, способов обеспечить кратчайший путь к результату.

   Нельзя не сказать еще об одной составляющей профессионализма - навыке. Говоря об управленческих навыках, имеют в виду своего рода «управленческие штампы», обеспечивающие эффективность типовых, часто повторяющих действий.

   Таким образом, профессионализм -  это степень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями и навыками, требуемыми деятельностью, наличие у него профессионального психологического опыта - профессионального опыта; высшая степень развития и состояние потенциала профессионального опыта.

   Часто профессионализм отождествляют с компетентностью. Действительно, в определенной мере они совпадают по своему содержанию. Но это только на первый взгляд. Компетентность - глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, связи и явлений, способов и средств достижения намеченных целей, совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо и предвидеть последствие тех или иных способов действия; черта личности государственного служащего, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть практического или  иного  значимого  результата. Компетентность не только  и не столько наличие и значительный объем знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в нужное время и использовать в процессе реализации своих служебных функций.

   Термин «компетентность» не утратил главного признака «компетенции» - соответствия, но стал характеризовать субъект управления с точки зрения его знаний и умений, дающих возможность осуществлять управление с большей эффективностью.

   Анализируя специфику профессионализма в сфере государственной службы и выделяя такие ее качества, как высокая сложность, социальная и профессиональная значимость, наука управления выделяет три уровни компетенции:

-   гражданский уровень компетенции,

-   профессиональный уровень компетенции,

-   политический уровень компетенции.

   Несмотря на близость этих терминов,   «компетенция» рассматривается  как права, полномочия, а «компетентность» являет собой характеристику носителя этих полномочий.

   Компетентность - это степень выраженности проявления присущего ему профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. В этом случае понятие «компетентность» совпадает с понятием «профессиональная компетентность». В то же время компетентность - это деятельная сущность общей культуры человека.

   Профессионализм и компетентность -  две неразрывные, взаимосвязанные характеристики человека как личности и как профессионала. Для проявления профессионализма необходимые определенные условия: содержание профессионализма должно соответствовать структуре компетенции должности. Только в этом случае можно ожидать высшего проявления профессионализма - профессиональной компетенции.

   Профессиональная компетентность - одна из важнейших сторон профессиональной культуры, мера профессионализма работника. Профессиональная компетентность определяет деловую конкретную деятельность как в обычных (привычных) условиях, так и экстремальных (чрезвычайных) нестандартных ситуациях.

   Профессиональная компетентность, как правило, присуща тем профессиям и специальностям, которые отличают высокая сложность, социальная и профессиональная значимость.

   Выделяют следующие виды профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная.

   Особым видом является профессиональная компетентность государственного служащего в системе государственной службы. Отличает ее то, что профессией здесь выступает управление. Сейчас необходим новый подход к пониманию роли управленца как профессионала в идеале «профессия» служащего государственного аппарата должна пониматься как призвание. Необходимо, чтобы уже в процессе подготовки будущие управленцы ощутили в себе желание работать в органах власти, почувствовали себя носителями общественных интересов.

   В зарубежных школах выделяют следующие уровни компетентности государственных служащих:

-   интегративная компетентность - способность к интеграции знаний и навыков и их использование в условиях быстро меняющейся внешней среды,

-   психологическая компетентность - знания в области восприятия, поведения людей,

-   компетентность в конкретных сферах индивидуальной деятельности - в работе с людьми, сбора информации, принятии решений и т.д.

   Руководящие кадры аппарата должны состоять из профессионалов, сочетающих в своей работе стратегический подход с гибким и оперативным решением текущих задач.

   Таким образом, профессиональная компетентность государственных гражданских служащих государственной службы представляет собой совокупность управленческих, экономических, политологических, этических, социально-психологических знаний и умений, человековедческую образованность и высокое чувство личной ответственности перед обществом. Она является одной из основных сторон их профессиональной культуры.

Список литературы

1.     Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: «Квадрат», 1997.

2.     Социологический словарь/Под ред. акад. Г.В. Осипова. - М.: Экономика, 1998.-С. 84.

3.     Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. - Л.: 1991.

4.     Концепции государственной службы и кадровой политики. - М.: Экономика, 2002.

5.     Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. - М.: Экономика, 1993.

6.     Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.