Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Одним из самых актуальных вопросов, касающихся сферы туризма, является страхование гражданской ответственности. Страхование ответственности туроператоров, на сегодняшний день-один из самых молодых видов страхования. В последние годы вопросы обеспечения безопасности туризма на всех уровнях, особо заинтересовали органы государственной власти, а так же различного рода туристские сообщества.

   Цель работы – проанализировать деятельность по страхованию гражданской ответственности туроператоров, выявить проблемы правового регулирования туроператорской деятельности.

   Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в России была введена система финансового обеспечения ответственности туристских фирм в форме банковской гарантии и договора страхования договорной ответственности туроператора, а также единый федеральный реестр туроператоров. Это новый способ государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

•возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

•выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта [3].

   Этот способ пришел на смену лицензированию туристской деятельности. Но, как оказалось, данный закон, хотя и решил определенным образом задачу гарантирования возмещения ущерба, оказался, по мнению многих специалистов, не только противоречивым, но и во многом несовершенным, и породил больше вопросов, чем дал ответов на вопросы, которые возникали на практике, создал основу для новых серьезных проблем. Во многих случаях, система финансового обеспечения или банковской гарантии очень далека от совершенства и не учитывает реальность всех страхуемых рисков.

   Как следует из ч. 10 ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», правила, которые применяются в отношении договора страхования ответственности туроператора и банковской гарантии, определяются в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом об основах туристской деятельности. Однако отдельные правовые нормы данного Закона, в частности касающиеся страхования ответственности субъектов туристской деятельности, не соответствуют положениям Гражданского кодекса РФ, что нарушает в данном случае общий принцип действия гражданского законодательства, установленный ст. 3 ГК РФ.

   По своей правовой природе договор между турагентом и туроператором представляет собой агентский договор, по которому в силу ст. 1005 ГК РФ одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки [2].

   Отсюда следует, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора возлагается на турагента, а не на туроператора. В том случае, если туристский продукт будет иметь недостатки, то возмещение туристу ущерба не будет обеспечено из суммы страховки, так как обязательное страхование гражданской ответственности турагента законом не обговаривается.

   События, связанные с банкротством и приостановкой деятельности ряда крупных туроператоров, показали необходимость урегулирования данного вида деятельности на законодательном уровне.

   Решением Совета Федерации на 310 заседании Совета Федерации в феврале 2012 года по инициативе Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко была создана рабочая группа Совета Федерации по разработке предложений, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего вопросы социальной ответственности бизнеса в области туризма и авиаперевозок.

   В результате совместной работы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства России, Торгово-промышленной палаты России, Российского Союза туриндустрии и других экспертов был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон подписан Президентом России в мае 2012 года. Положения Закона направлены на совершенствование государственного регулирования в сфере туризма, усиление безопасности, повышение защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг, а также повышение качества таких услуг.

   Введенные законом повышение финансовых гарантий и создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма позволяют выработать внутренние механизмы контроля за членами данных организаций, структурировать туристический бизнес, повысить социальную ответственность представителей турбизнеса перед потребителями [1]. Данным законом так же была введена административная  ответственность за нарушение туристского законодательства, которая призвана обеспечить порядок на рынке туристских услуг. В стране должен быть создан единый реестр турфирм. Названия компаний из списка будут постепенно вычеркиваться. Предлагается исключать те юридические лица, у которых нет достойного финансового прикрытия в лице страховщика.

   Но, к сожалению, данных мер будет недостаточно. Исходя из выше сказанного следует, что страхование ответственности за неисполнение обязательств перед туристами может быть более актуальным способом получения финансового обеспечения, чем банковская гарантия возмещения убытков. Мне кажется, необходимо в корне пересмотреть систему финансового обеспечения. Эффективней, на наш взгляд, было бы страховать не ответственность туроператора, а сами туры.

   Как вариант усиления мер по страхованию ответственности туроператора можно предложить расширить список оснований для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров. Все эти меры, в целом, безусловно, должны повысить качество работы туроператоров и предоставляемые ими услуги.



Список литературы

1.     Аналитический вестник № 2 (486) // Проблемы законодательного обеспечения безопасности туристов в Российской Федерации. Москва 2013.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 224-ФЗ // Глава 52. Статья 1005. Агентский договор.

3.     Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (С изменениями и дополнениями в Федеральный закон).