Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ПЕРЕМЕНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

Одним из ключевых признаков рыночной экономики является ее цикличность, представляющая собой колебания экономической активности, которые выражаются в регулярном повторении спадов и подъемов производства. Так, одной из фаз экономического цикла является кризис. В период экономических кризисов в Российской федерации, как и в других странах мира, можно наблюдать множество негативных явлений. Происходит резкое снижение темпов роста ВВП, падение доходов, снижение уровня цен на нефть, отток инвестиций, рост безработицы и многое другое.

Кризис, как яркий пример нарушения экономической стабильности, на себе ощущают все субъекты экономических отношений – от домохозяйств до государства. Так, в России неким гарантом стабильности экономики и финансов с 2004 года являлся Стабилизационный фонд, который был призван обеспечить сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Однако с тех пор многое изменилось.

1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах Банка России были полностью использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Так, Резервный фонд был обнулен и прекратил свое существование с 1 февраля 2018 года, после чего в Российской Федерации остался один суверенный фонд – Фонд национального благосостояния. В связи с этим, тема нашей статьи является очень актуальной.

Согласно статье 96.10 (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ) Бюджетного Кодекса Российской Федерации Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению. В числе важнейших функций ФНБ: обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.[12]. Формирование ФНБ происходит за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

Стоит отметить, что одной из идей для разделения Стабилизационного фонда в 2008 годы было изъятие из текущего оборота избыточных денег для будущих поколений, путем направления их в Фонд национального благосостояния. После слияния двух фондов, к основным функциям ФНБ добавились также основные функции Резервного фонда, следовательно, единственный фонд теперь будет расходоваться не только на пенсионное обеспечение россиян, но и на покрытие дефицита государственного бюджета. Выходит, что теперь целевое назначение как фонда будущих поколений Фонд теряет.

Чтобы определить причины объединения Резервного фонда с ФНБ, мы решили проследить динамику его изменения с момента создания в 2008 году:

Таблица 1.

Изменение объемов средств Резервного фонда с 2008 года. [12].


 

Год

Средний объем средств резервного фонда, млрд

руб

2018

0

2017

967,1967

2016

3420,92

2015

4544,467

2014

3095,21

2013

2584,716

2012

1 807,80

2011

767,5942

2010

1830,51

2009

2 826,29

2008

3057,85

 

По данным таблицы 1 мы составили следующую гистограмму:


Из рисунка 1 наглядно видно, что до 2011 года происходило уменьшение объема средств Резервного фонда (с 3057,85 до 767,5942 млрд. руб.), а затем наблюдается их рост, причем в 2015 году по сравнению с 2011 запасы Резервного фонда удалось увеличить почти в 6 раз (с 767,5942 до 4544,467 млрд. руб.). С 2016 года объем средств начал вновь уменьшаться, и к 2017 году уменьшился в 4,7 раз (до 967,1967 млрд. руб.) по сравнению с объемом двумя годами ранее, в 2015 году. Такие стремительные темпы расходования средств Резервного фонда можно объяснить ухудшением экономической ситуации и увеличением дефицита бюджета.[13].

Не трудно заметить, что в 2017 году средний объем средств был все же выше, чем минимальный объем в 2011 году. Однако в Минфине заранее рассчитали, что пополнить Резервный фонд не удастся и к началу 2018 года он будет исчерпан, а российский бюджет в ближайшие годы будет оставаться дефицитным.

Исходя из этого, можно выделить основную причину объединения Резервного фонда с Фондом национального благосостояния: утрата Резервным фондом способности отвечать целевому назначению, его истощение. Слияние фондов должно обеспечить "больше маневренности для использования средств резерва" по словам министра финансов РФ Антона Силуанова.

На наш взгляд, данные изменения – выход из ситуации лишь в том случае, если объем средств Фонда национального благосостояния будет увеличиваться и достигнет такой величины, которой будет хватать для исполнения новых функций (объединенных функций ФНБ и Резервного фонда). Если экономическая ситуация не изменится и резервы продолжат истощаться, то Россия останется без финансовой поддержки фондов, стабилизирующих нашу экономику. Чтобы предположить дальнейшие варианты развития и функционирования ФНБ, мы рассмотрели динамику его средств с момента создания в 2008 году (см.таблицу 2), а также прогнозы властей относительно бюджета страны в 2018 – 2020 годах.


Таблица 2. 

Изменение объемов средств ФНБ с 2008 года [12].


Год

Средний объем средств ФНБ, млрд. долл. США

2018

65,95

2017

72,59833

2016

72,37417

2015

74,73167

2014

85,86083

2013

87,59417

2012

87,34333

2011

91,19083

2010

88,725

2009

88,91167

2008

40,70727

 

По данным таблицы 2 мы составили следующий график:


Так, на 01.03.2018 года объем средств Фонда национального благосостояния составил 66,44 млрд. долл. США или же 3 698,96 млрд. руб. При этом на 01.01.2018 года сумма составляла 3 752,94 млрд. руб. Следовательно, за последние месяцы резервы продолжают уменьшаться (на 53,98 млрд. руб.). [12].

Что касается прогнозов властей относительно бюджета страны – Министерством финансов был предоставлен проект бюджета на 2018 год, в котором отмечается, что запланированные доходы составляют 15,182 трлн. рублей, расходы – 16,514 трлн. рублей. Ожидаемый дефицит бюджета составляет 1,271 трлн. рублей. [1]. При этом большую его часть планируется погасить за счет средств ФНБ, в то время как пополниться фонд должен на 717 млрд. рублей. Более того, в 2019-2020 годах так же ожидается дефицит бюджета – расходы превысят доходы на 819 и 870 млрд. рублей соответственно.

Подводя итоги проделанного нами исследования, отметим следующие важные выводы:

Слияние Резервного фонда и Фонда национального благосостояния было вызвано истощением объемов средств Резервного фонда за 2015 – 2017 гг., вследствие чего он утратил способность отвечать целевому назначению.

Первоначальная цель создания Фонда национального благосостояния, как фонда будущих поколений исчерпала себя: теперь Фонд помимо поддержания сбалансированности страховой пенсионной системы взял на себя основную функцию расформированного Резервного фонда, которая будет для него первостепенной. Из чего следует вероятность понижения уровня пенсий (уже в 2018 году предполагается сокращение статьи «Пенсионное обеспечение» на 11%). [12].

Динамика объемов средств ФНБ за первые месяцы 2018 года не улучшилась, средства продолжают уменьшаться медленными темпами. В целом за 2018 год предполагается пополнение резерва на 717 млрд. рублей, однако это меньше суммы спрогнозированного Минфином дефицита бюджета (1,271 трлн. рублей), большая часть которого будет покрыта средствами Фонда. [13].

В 2019-2020 годах по прогнозам ситуация практически не изменится. Правительство надеется, что на покрытие дефицитов бюджета в грядущих годах средства ФНБ будут тратиться в крайне незначительных количествах. Однако на наш взгляд, необходимо срочно предпринять меры, чтобы избавиться от сформировавшейся негативной тенденции развития наших резервов, так как они имеют крайне большое значение не только для государственного бюджета, но и для населения страны в целом.

Также, мы разработали следующие рекомендации по поддержанию ФНБ в «здоровом» состоянии:

Во-первых, на наш взгляд, необходимо предпринять меры по приближению бюджета нашей страны к балансу: снизить уровень государственных расходов, повысить уровень государственных доходов. А также, направить силы на устранение причин дефицита: борьба с коррупцией, повышение эффективности налоговой политики и т.д.

Конечно, в реальном мире достичь абсолютного баланса бюджета нереально, а с дефицитом можно и нужно справляться, но делать это необходимо не только при помощи резервов. На наш взгляд, ФНБ должен быть «экстренной помощью», к которой обращались бы только в крайних случаях.

Первостепенность в покрытии дефицита бюджета должна принадлежать другим источникам: выручка средств от государственных ценных бумаг, бюджетные кредиты и т.д.

Чтобы снизить возможные риски истощения ФНБ, можно рассчитать определенный лимит его средств, которые по экстренной необходимости будут направляться на покрытие дефицита бюджета. Например, не более той суммы, на которую планируется его пополнение, а также, не более 70% от суммы дефицита бюджета.

Наконец, Фонд национального благосостояния должен соответствовать своему названию, поэтому, на наш взгляд, необходимо восстановить его функцию как фонда будущих поколений.

 

Список литературы

 

1. Законопроект № 274618-7 О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

2.      Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: Коллективная монография; т. I /кол.авторов; под ред. М.Л. Альпидовской, Н.В. Цхададзе, Д.П. Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 256 с.

3.      Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития:Коллективная монография; т. II /кол.авторов;под ред. М.Л. Альпидовской, Н.В. Цхададзе, Д.П. Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 286 с.

4.     Сугарова И.В., Кцоева Д.А. Резервный фонд и фонд национального благосостояния как инструменты экономической безопасности.- Владикавказ, 2015.- 331 с.

5. Сухарев А.Н. Резервный фонд и фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования// Финансы и кредит, 2009.-№ 3.- С.50- 62.

6 .Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции: Монография. Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В. – Лондон LSP, 2017. - 620 с.

7 .Цхададзе Н.В. Экономическое развитие России в  условиях кризиса 2014-2015 гг. //  Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Вопросы и проблемы экономики и менеджмента и экономики в современном мире».- Омск, 2016 .- С.21-25. 8.Цхададзе Н.В. Экономическая безопасность как общественное благо// Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции  «О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмент».- Красноярк, 2016 .-С.17-24.

9 .Цхададзе  Н.В. Экономические условия застоя  современной  российской экономики// Сборник научных  трудов  по  итогам  международной  научно-практической  конференции  «Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения». - Екатеринбург, 2017- С.7-11.

10 .Цхададзе Н.В. Экономический рост или экономический застой: противоречивые тенденции развития современной российской  экономики// Глобальная экономика в ХХI веке: диалектика конфронтации и солидарности. Сборник научных трудов/ Под ред. Д.э.н., проф. Сорокина Д.Е., д.э.н., доц. Альпидовской М.Л.- Краснодар, 2017.- С.241-245.

11 .Цхададзе Н.В. Риск возникновения кризисных процессов и экономического застоя а современной России / Phenomenon of the market economy: vectors and features evolution. Academic Monograph.- LSP, 2017.-С.208-213.

12.   http://www.consultant.ru/ - БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния.

13.   https://www.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства РФ.

14.   http://p.dw.com/p/2qF9Q: Коваль И. Россия осталась без Резервного фонда: что дальше?