06 января 2016г.
В последние годы наблюдается ускорение темпа жизни людей, что порождает моду, иногда даже необходимость питания вне дома. Это открывает огромные перспективы для расширения рынка общественного питания. С каждым годом увеличивается количество кафе, ресторанов, чтобы полностью удовлетворить возникший спрос.
В силу своих масштабов предприятия в сфере общественного питания решают важнейшие социальные задачи - подъѐма жизненного уровня населения и обеспечения занятости:
1. Каждый доллар, потраченный в кафе или ресторане, по данным зарубежной статистики, генерирует 2,34 долларов в смежных отраслях.
2. В развитых странах 7 из 10 заведений используют менее 20 работников, но, тем не менее, обеспечивают до 9% рабочих мест в национальных экономиках.
На российском рынке экономическая ниша ресторанного бизнеса также растѐт с каждым годом, всѐ больше денег население начинает оставлять в различных точках общественного питания.
В связи с нестабильной экономической ситуацией, люди сейчас стали больше экономить, что стало причиной закрытия многих точек общественного питания. Впоследствии, в ходе восстановления экономики, ресторанный бизнес вновь займет лидирующую позицию в сфере услуг.
Для исследования и прогнозирования развития ресторанного бизнеса в качестве результирующей переменной (У) были выбраны значения оборотов общественного питания по Российской Федерации (млн. руб.) в квартальном разрезе с 2006 по 2013 гг. включительно. В качестве факторов, влияющих на обороты общественного питания, были рассмотрены: Х1 - индекс ожидаемых изменений экономической ситуации через год в России (%); Х2 - среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации, (руб./мес.); Х3 - количество предприятий в сфере общепита (ед.);Х4 - индексы потребительских цен на товары и услуги (в % к декабрю предыдущего года); Х5 - численность постоянного населения в среднем за год (чел.); Х6 - число принятых иностранных туристов в среднем за квартал (чел.); Х7 - индекс уверенности потребителя (%). (см. Табл.1) [2,6]
Таблица 1 Исходные данные выбранных факторов
№ квартала
|
У
|
Х1
|
Х2
|
Х3
|
Х4
|
Х5
|
Х6
|
Х7
|
1
|
85665,9
|
-3,0
|
8076,1
|
3044
|
102,4
|
143049637
|
164497
|
-9,0
|
2
|
102076,3
|
3,0
|
9706,9
|
2935
|
105,3
|
143049637
|
164497
|
-6,0
|
3
|
113242,8
|
5,0
|
10307,6
|
2965
|
106,9
|
143049637
|
164497
|
-4,0
|
4
|
126218,5
|
5,0
|
12692,8
|
2977
|
107,5
|
143049637
|
164497
|
-3,0
|
5
|
110567,9
|
7,0
|
9929,3
|
2990
|
101,7
|
142805114
|
145092
|
-3,0
|
6
|
129265,5
|
9,0
|
11933,4
|
3058
|
104,0
|
142805114
|
145092
|
0,2
|
7
|
141521,5
|
7,0
|
12666,1
|
3128
|
106,6
|
142805114
|
145092
|
-0,5
|
8
|
166917,9
|
2,0
|
15608,5
|
3160
|
109,3
|
142805114
|
145092
|
-5,0
|
9
|
146894,6
|
8,0
|
12213,0
|
3206
|
102,3
|
142742366
|
49587
|
0,4
|
10
|
170814,5
|
9,0
|
14749,7
|
2089
|
106,3
|
142742366
|
49587
|
-2,0
|
11
|
190662,0
|
8,0
|
15579,3
|
2126
|
109,3
|
142742366
|
49587
|
1,0
|
12
|
214337,7
|
-19,0
|
16904,6
|
2148
|
111,6
|
142742366
|
49587
|
-20,0
|
13
|
161656,0
|
-27,0
|
14065,1
|
2151
|
102,4
|
142785349
|
44571
|
-35,0
|
14
|
175117,3
|
-15,0
|
16967,9
|
2055
|
106,1
|
142785349
|
44571
|
-32,0
|
15
|
179483,8
|
-10,0
|
16730,6
|
2087
|
108,1
|
142785349
|
44571
|
-25,0
|
16
|
194954,2
|
-5,0
|
19833,3
|
2093
|
108,0
|
142785349
|
44571
|
-20,0
|
17
|
170403,0
|
1,0
|
16146,4
|
2099
|
101,6
|
142849468
|
56465
|
-10,0
|
18
|
189926,7
|
5,0
|
18690,0
|
1944
|
103,5
|
142849468
|
56465
|
-7,0
|
19
|
198503,1
|
-4,0
|
18549,4
|
1962
|
104,8
|
142849468
|
56465
|
-11,0
|
20
|
222545,9
|
-0,5
|
22456,0
|
1963
|
106,8
|
142849468
|
56465
|
-10,0
|
21
|
194628,1
|
-5,0
|
17710,6
|
1960
|
102,4
|
142960908
|
65970
|
-13,0
|
22
|
219252,1
|
0,0
|
20417,6
|
1737
|
104,3
|
142960908
|
65970
|
-9,0
|
23
|
233636,8
|
-1,0
|
20512,3
|
1758
|
105,0
|
142960908
|
65970
|
-7,0
|
24
|
256053,0
|
1,0
|
24535,0
|
1742
|
105,2
|
142960908
|
65970
|
-7,0
|
25
|
219591,5
|
4,0
|
18970,8
|
1730
|
100,5
|
143201721
|
59202
|
-5,0
|
26
|
241481,9
|
4,0
|
22430,2
|
1556
|
101,8
|
143201721
|
59202
|
-4,0
|
27
|
263142,8
|
-2,0
|
23115,1
|
1557
|
104,5
|
143201721
|
59202
|
-6,0
|
28
|
295400,5
|
-3,0
|
27809,8
|
1541
|
105,6
|
143201721
|
59202
|
-8,0
|
29
|
244339,2
|
-1,0
|
21753,4
|
1534
|
101,0
|
143506995
|
87136
|
-7,0
|
30
|
271047,7
|
0,0
|
25006,4
|
1533
|
102,4
|
143506995
|
87136
|
-6,0
|
31
|
292338,3
|
-3,0
|
25425,6
|
1547
|
104,4
|
143506995
|
87136
|
-7,0
|
32
|
323810,1
|
-9,0
|
30515,6
|
1549
|
105,3
|
143506995
|
87136
|
-11,0
|
Была построена матрица линейных коэффициентов парной корреляции и выявлено, что наибольшее влияние на У – оборот общественного питания оказывают: Х2- среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации (0,98); Х3 - количество предприятий в сфере общепита (-0,88); Х5 - численность постоянного населения в среднем за год (0,61) и Х6 - число принятых иностранных туристов в среднем за квартал (-0,56).
Факторы Х2 и Х3 тесно связаны между собой (коэффициент корреляции равен (-0,86), учитывая большую зависимость результирующей переменной от Х2, фактор Х3 был исключен из дальнейшего исследования.
При проверке обоснованности включения факторов в модель, было выявлено, что включение фактора Х6 не приводит к значительному улучшению качества модели (различие между показателями детерминации не существенно). Следовательно, для построения модели были выбраны факторы Х2 иХ5 и проведена оценка ее параметров. В результате была получена следующая линейная множественная регрессия вида:
𝑌 = -1105190 + 10,36 X2 + 0,008 X5.
Построенная модель исследовалась на качество
с
применением F-теста (Fрасч = 392,5 >Fтабл = 3,33), коэффициента детерминации (0,96), средней
ошибки аппроксимации (4,79) и достоверности прогноза значений. Исходя из полученных результатов, модель качественна и адекватна.
Таким
образом, выявлено,
что с ростом среднедушевых денежных
доходов населения по Российской Федерации и увеличением численности населения будет увеличиваться оборот
общественного питания.
Современный бизнес в сфере общественного питания
на сегодняшний день редко обходится
без франчайзинга. Франшиза общественного питания
– один из самых популярных способов
организации бизнеса.
Франчайзинг – это лицензия
на использование товарногознака и технологии со взаимными обязательствами и льготами поведению бизнеса между
франчайзером (передающая фирма)
и франчайзи (получающая фирма или частный
предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках[7,
c.102]
Основным преимуществом сотрудничества с франчайзерами выступает
наличие у них относительно более богатого опыта и репутации.
Импортные франшизы зачастую
выгодно отличаются от отечественных. Более тщательно продумана
и детально
проработана поддержка франчайзи, что является одним из основных преимуществ франчайзинговой системы.
В последнее время можно отметить
тенденцию расширения границ деятельности российских франчайзеров, многие иностранные предприниматели проявляют интерес к российским франчайзинговым пакетам и их адаптации на иностранных рынках.
Лидеры в сфере
общественного питания
и показатели их деятельности представлены в Табл.2 [3].
Таблица 2 Характеристики крупнейших розничных сетей с франчайзинговой организацией бизнеса, 2013 г.
Концепция франшизы
|
Объем продаж,
млн. долл.
|
Количество национальных подразделений
|
Количество зарубежных подразделений
|
Общее количество подразделений
|
Доля франчайзинговых предприятий, %
|
Рост продаж,%
|
McDonald‘s
|
88290
|
14157
|
20323
|
34480
|
81
|
2,7
|
KFC
|
22800
|
4618
|
13580
|
18198
|
74
|
7,0
|
Subway
|
18100
|
25549
|
12769
|
38318
|
100
|
9,0
|
BurgerKing
|
15842
|
7183
|
5814
|
12997
|
97
|
3,6
|
PizzaHut
|
11600
|
7756
|
6601
|
14357
|
88
|
5,5
|
Wendy‘s
|
9350
|
5817
|
743
|
6560
|
78
|
1,6
|
В России франчайзинг получил распространение с началом экономических реформ в 90-е гг. XX века и с каждым годом предприятий, работающих по франчайзинговой системе, становится все больше. Динамика количества российских франчайзеров представлена на Рисунке
1.
Рис.1. Динамика
количества российских франчайзеров
Наиболее активны сети общественного питания в крупных городах.
Например, в Москве действует
41% подобного
рода заведений. Лидерами на рынке общественного питания по количеству сетевых точек также являются Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Ростов–на Дону и Самара. Именно в этих городах открывается наибольшее количество как самостоятельных кафе, так и франчайзинговых проектов.
Франчайзинг позволяет открыть свое предприятие под раскрученным брендом и по разработанным стандартам, проверенным на практике. Соответственно, запросы посетителей к предприятиям общественного питания максимально удовлетворяются.
Доля
франчайзинга в сфере общественного питания в общем количестве компаний,
функционирующих в системе франчайзинга в мире, составляет 20%. В России этот показатель по данным на 2008 год составлял 22%, по данным на 2013 – 14%[3,5].
Исходя из статистических данных относительно структуры российского франчайзинга, было вычислено количество предприятий-франчайзеров в сфере общественного питания и выявлено, что связь оборота общественного питания и количества франчайзеров в сфере общественного питания высока (0,97) и изменение оборота общественного питания на 94% объясняется изменением количества предприятий-франчайзеров.
Ошибка построенной парной регрессии
(Y – оборот общественного
питания; Х – количество
франчайзеров в сфере общественного питания)
достаточно высока
– 32,55.
Благодаря развитию франчайзинговых сетей приобретаются новые идеи и технологии в бизнесе, стимулируется добросовестная конкуренция, населению предоставляются более качественные товары и услуги, гарантированные торговой
маркой, привлекаются инвестиции в экономику, увеличивается ВВП.
Для оценки влияния количества франчайзинговых сетей и функционирующих франчайзи на ВВП были рассмотрены показатели
по 11 странам
за 2013 год. К объясняющим факторам
также были добавлены уровень инфляции и численность населения
(см. Табл.3) [1,4].
Таблица 3 Исходные данные для оценки влияния
количества франчайзинговых сетей и франчайзи на ВВП
Страна
|
GDP 2013 год,
млн. долл
|
Количество франчайзи в сфере общепита
|
Количество франчайзеров в сфере общепита
|
Числ. населения, чел.
|
Уровень инфляции, %
|
|
Y
|
Х1
|
Х2
|
Х3
|
Х4
|
США
|
16768100
|
151488
|
700
|
320141284
|
1,5
|
Мексика
|
1260915
|
15600
|
300
|
119713200
|
4.0
|
Франция
|
2806428
|
11600
|
300
|
66024515
|
1,1
|
Турция
|
822135
|
10200
|
290
|
74910253
|
7,5
|
Филиппины
|
272067
|
25000
|
260
|
98547094
|
2,8
|
Германия
|
3730261
|
14540
|
197
|
80258537
|
1,6
|
Великобритания
|
2678455
|
7800
|
186
|
63966416
|
2,7
|
Россия
|
2096777
|
10444
|
182
|
143347100
|
6,5
|
Польша
|
525866
|
11679
|
188
|
38511595
|
1,0
|
Канада
|
1826769
|
15200
|
120
|
35030609
|
1,0
|
Испания
|
1393040
|
3400
|
58
|
47030141
|
1,8
|
Для выявления связи между показателями была построена матрица линейных
коэффициентов парной корреляции и выявлено, что наибольшее влияние на ВВП различных стран оказывают количество франчайзи
в сфере общепита (0,958),
количество франчайзеров в сфере общепита (0,856)
и численность населения (0,890).
Таким
образом, сфера общественного питания в настоящее время активно развивается и оказывает положительное влияние
на развитие экономики в целом за счет создания
новых рабочих мест,
увеличения налоговых отчислений в государственный бюджет,
ВВП и общего оборота денежных
средств.
Развитие предприятий в сфере общепита по франчайзинговой системе позволяет увеличить
объем продаж, привлечь
новых клиентов, расширить границы деятельно сти компаний и, в целом, значение
франчайзинга для национальной экономики
велико, так как это один из самых быстрых способов
образования новых предприятий, соединенных
в единую систему, это эффективный инструмент поддержки малого
бизнеса.
Список литературы
1.
WorldDevelopmentIndicatorsdatabase, WorldBank. – URL: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (датаобращения:
14.04.15)
2.
Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL:
http://fedstat.ru(дата обращения: 08.04.15)
3.
Иншакова, Е.И. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы
функционирования и роль в экономике / Е.И. Иншакова, И.В. Кудряшова, Ю.В. Полякова
// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.3, Экон. Экол., 2014.
- №1 (24). – с. 99 – 110
4.
Обзор мировой
экономики. – URL: http://www.ereport.ru/ (дата обращения: 12.04.15)
5.
Российская Ассоциация Франчайзинга. – URL: http://www.ru.rusfranch.ru/ (дата обращения 08.04.15)
6.
Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 08.04.15)
7.
Ягудин, С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг:
Учебно-методический комплекс /С.Ю. Ягудин. - М.: Изд. Центр
ЕАОИ, 2008. – 272 с.