Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА И ФРАНЧАЙЗИНГА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   В последние годы наблюдается ускорение темпа жизни людей, что порождает моду, иногда даже необходимость питания вне дома. Это открывает огромные перспективы для расширения рынка общественного питания. С каждым годом увеличивается количество кафе, ресторанов, чтобы полностью удовлетворить возникший спрос.

    В силу своих масштабов предприятия в сфере общественного питания решают важнейшие социальные задачи - подъѐма жизненного уровня населения и обеспечения занятости:

1.   Каждый доллар, потраченный в кафе или ресторане, по данным зарубежной статистики, генерирует 2,34 долларов в смежных отраслях.

2.   В развитых странах 7 из 10 заведений используют менее 20 работников, но, тем не менее, обеспечивают до 9% рабочих мест в национальных экономиках.

   На российском  рынке экономическая ниша ресторанного  бизнеса также растѐт  с каждым годом, всѐ больше денег население начинает оставлять в различных точках общественного питания.

   В связи с нестабильной экономической ситуацией, люди сейчас стали больше экономить, что стало причиной закрытия многих точек общественного питания. Впоследствии, в ходе восстановления экономики, ресторанный бизнес вновь займет лидирующую позицию в сфере услуг.

    Для исследования и прогнозирования развития ресторанного бизнеса в качестве результирующей переменной (У) были выбраны значения оборотов общественного питания по Российской Федерации (млн. руб.) в квартальном разрезе с 2006 по 2013 гг. включительно. В качестве факторов, влияющих на обороты общественного питания, были рассмотрены: Х1 - индекс ожидаемых изменений экономической ситуации через год в России (%); Х2 - среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации, (руб./мес.); Х3 - количество предприятий в сфере общепита (ед.);Х4 - индексы потребительских цен на товары и услуги (в % к декабрю предыдущего года);  Х5 - численность постоянного населения в среднем за  год (чел.);  Х6 - число принятых иностранных туристов в среднем за квартал (чел.); Х7 - индекс уверенности потребителя (%). (см. Табл.1) [2,6]


Таблица 1 Исходные данные выбранных факторов

  

№ квартала

У

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Х7

1

85665,9

-3,0

8076,1

3044

102,4

143049637

164497

-9,0

2

102076,3

3,0

9706,9

2935

105,3

143049637

164497

-6,0

3

113242,8

5,0

10307,6

2965

106,9

143049637

164497

-4,0

4

126218,5

5,0

12692,8

2977

107,5

143049637

164497

-3,0

5

110567,9

7,0

9929,3

2990

101,7

142805114

145092

-3,0

6

129265,5

9,0

11933,4

3058

104,0

142805114

145092

0,2

7

141521,5

7,0

12666,1

3128

106,6

142805114

145092

-0,5

8

166917,9

2,0

15608,5

3160

109,3

142805114

145092

-5,0

9

146894,6

8,0

12213,0

3206

102,3

142742366

49587

0,4

10

170814,5

9,0

14749,7

2089

106,3

142742366

49587

-2,0

11

190662,0

8,0

15579,3

2126

109,3

142742366

49587

1,0

12

214337,7

-19,0

16904,6

2148

111,6

142742366

49587

-20,0

13

161656,0

-27,0

14065,1

2151

102,4

142785349

44571

-35,0

14

175117,3

-15,0

16967,9

2055

106,1

142785349

44571

-32,0

15

179483,8

-10,0

16730,6

2087

108,1

142785349

44571

-25,0

16

194954,2

-5,0

19833,3

2093

108,0

142785349

44571

-20,0

17

170403,0

1,0

16146,4

2099

101,6

142849468

56465

-10,0

18

189926,7

5,0

18690,0

1944

103,5

142849468

56465

-7,0

19

198503,1

-4,0

18549,4

1962

104,8

142849468

56465

-11,0

20

222545,9

-0,5

22456,0

1963

106,8

142849468

56465

-10,0

21

194628,1

-5,0

17710,6

1960

102,4

142960908

65970

-13,0

22

219252,1

0,0

20417,6

1737

104,3

142960908

65970

-9,0

23

233636,8

-1,0

20512,3

1758

105,0

142960908

65970

-7,0

24

256053,0

1,0

24535,0

1742

105,2

142960908

65970

-7,0

25

219591,5

4,0

18970,8

1730

100,5

143201721

59202

-5,0

26

241481,9

4,0

22430,2

1556

101,8

143201721

59202

-4,0

27

263142,8

-2,0

23115,1

1557

104,5

143201721

59202

-6,0

28

295400,5

-3,0

27809,8

1541

105,6

143201721

59202

-8,0

29

244339,2

-1,0

21753,4

1534

101,0

143506995

87136

-7,0

30

271047,7

0,0

25006,4

1533

102,4

143506995

87136

-6,0

31

292338,3

-3,0

25425,6

1547

104,4

143506995

87136

-7,0

32

323810,1

-9,0

30515,6

1549

105,3

143506995

87136

-11,0

 

   Была построена матрица линейных коэффициентов парной корреляции и выявлено, что наибольшее влияние на У – оборот общественного питания оказывают: Х2- среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации (0,98); Х3 - количество предприятий в сфере общепита (-0,88); Х5 - численность постоянного населения в среднем за год (0,61) и Х6 - число принятых иностранных туристов в среднем за квартал (-0,56).

   Факторы Х2 и Х3 тесно связаны между собой (коэффициент корреляции равен (-0,86), учитывая большую зависимость результирующей переменной от Х2, фактор Х3 был исключен из дальнейшего исследования.

    При проверке обоснованности включения факторов в модель, было выявлено, что включение фактора Х6 не приводит к значительному улучшению качества модели (различие между показателями детерминации не существенно). Следовательно, для построения модели были выбраны факторы Х2 иХ5 и проведена оценка ее параметров. В результате была получена следующая линейная множественная регрессия вида:

𝑌 = -1105190 + 10,36 X2 + 0,008 X5.

   Построенная модель исследовалась на качество с применением F-теста (Fрасч  = 392,5 >Fтабл  = 3,33), коэффициента детерминации (0,96), средней ошибки аппроксимации (4,79) и достоверности прогноза значений. Исходя из полученных результатов, модель качественна и адекватна.

   Таким образом, выявлено, что с ростом среднедушевых денежных доходов населения по Российской Федерации и увеличением численности населения будет увеличиваться оборот общественного питания.

   Современный бизнес в сфере общественного питания на сегодняшний день редко обходится без франчайзинга. Франшиза общественного питания – один из самых популярных способов организации бизнеса.

   Франчайзинг – это лицензия на использование товарногознака и технологии со взаимными обязательствами и льготами поведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках[7, c.102]

   Основным преимуществом сотрудничества с франчайзерами выступает наличие у них относительно более богатого опыта и репутации.

   Импортные франшизы зачастую выгодно отличаются от отечественных. Более тщательно продумана и детально проработана поддержка франчайзи, что является одним из основных преимуществ франчайзинговой системы.

   В последнее время можно отметить тенденцию расширения границ деятельности российских франчайзеров, многие иностранные предприниматели проявляют интерес к российским франчайзинговым пакетам и их адаптации на иностранных рынках.

   Лидеры в сфере общественного питания и показатели их деятельности представлены в Табл.2 [3].


Таблица 2 Характеристики крупнейших розничных сетей с франчайзинговой организацией бизнеса, 2013 г.

 

 

Концепция франшизы

Объем продаж, млн. долл.

 

Количество национальных подразделений

 

Количество зарубежных подразделений

 

Общее количество подразделений

 

Доля франчайзинговых предприятий, %

 

 

Рост продаж,%

McDonald‘s

88290

14157

20323

34480

81

2,7

KFC

22800

4618

13580

18198

74

7,0

Subway

18100

25549

12769

38318

100

9,0

BurgerKing

15842

7183

5814

12997

97

3,6

PizzaHut

11600

7756

6601

14357

88

5,5

Wendy‘s

9350

5817

743

6560

78

1,6

В России франчайзинг получил распространение с началом экономических реформ в 90-е гг. XX века и с каждым годом предприятий, работающих по франчайзинговой системе, становится все больше. Динамика количества российских франчайзеров представлена на Рисунке 1.

Рис.1. Динамика количества российских франчайзеров

 

    Наиболее активны сети общественного питания в крупных городах. Например, в Москве действует 41% подобного рода заведений. Лидерами на рынке общественного питания по количеству сетевых точек также являются Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Ростов–на Дону и Самара. Именно в этих городах открывается наибольшее количество как самостоятельных кафе, так и франчайзинговых проектов.

   Франчайзинг позволяет открыть свое предприятие под раскрученным брендом и по разработанным стандартам, проверенным на практике. Соответственно, запросы посетителей к предприятиям общественного питания максимально удовлетворяются.

   Доля франчайзинга в сфере общественного питания в общем количестве компаний, функционирующих в системе франчайзинга в мире, составляет 20%. В России этот показатель по данным на 2008 год составлял 22%, по данным на 2013 – 14%[3,5].

   Исходя из статистических данных относительно структуры российского франчайзинга, было вычислено количество предприятий-франчайзеров в сфере общественного питания и выявлено, что связь оборота общественного питания и количества франчайзеров в сфере общественного питания высока (0,97) и изменение оборота общественного питания на 94% объясняется изменением количества предприятий-франчайзеров.

   Ошибка построенной парной регрессии (Y – оборот общественного питания; Х – количество франчайзеров в сфере общественного питания) достаточно высока – 32,55.

   Благодаря развитию франчайзинговых сетей приобретаются новые идеи и технологии в бизнесе, стимулируется добросовестная конкуренция, населению предоставляются более качественные товары и услуги, гарантированные торговой маркой, привлекаются инвестиции в экономику, увеличивается ВВП.

   Для оценки влияния количества франчайзинговых сетей и функционирующих франчайзи на ВВП были рассмотрены показатели по 11 странам за 2013 год. К объясняющим факторам также были добавлены уровень инфляции и численность населения (см. Табл.3) [1,4].


Таблица 3 Исходные данные для оценки влияния количества франчайзинговых сетей и франчайзи на ВВП

 

Страна

GDP 2013 год,

млн. долл

Количество франчайзи в сфере общепита

Количество франчайзеров в сфере общепита

Числ. населения, чел.

Уровень инфляции, %

Y

Х1

Х2

Х3

Х4

США

16768100

151488

700

320141284

1,5

Мексика

1260915

15600

300

119713200

4.0

Франция

2806428

11600

300

66024515

1,1

Турция

822135

10200

290

74910253

7,5

Филиппины

272067

25000

260

98547094

2,8

Германия

3730261

14540

197

80258537

1,6

Великобритания

2678455

7800

186

63966416

2,7

Россия

2096777

10444

182

143347100

6,5

Польша

525866

11679

188

38511595

1,0

Канада

1826769

15200

120

35030609

1,0

Испания

1393040

3400

58

47030141

1,8

 

   Для выявления связи между показателями была построена матрица линейных коэффициентов парной корреляции и выявлено, что наибольшее влияние на ВВП различных стран оказывают количество франчайзи в сфере общепита (0,958), количество франчайзеров в сфере общепита (0,856) и численность населения (0,890).

   Таким образом, сфера общественного питания в настоящее время активно развивается и оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом за счет создания новых рабочих мест, увеличения налоговых отчислений в государственный бюджет, ВВП и общего оборота денежных средств.

   Развитие предприятий в сфере общепита по франчайзинговой системе позволяет увеличить объем продаж, привлечь новых клиентов, расширить границы деятельно сти компаний и, в целом, значение франчайзинга для национальной экономики велико, так как это один из самых быстрых способов образования новых предприятий, соединенных в единую систему, это эффективный инструмент поддержки малого бизнеса.

Список литературы

1.     WorldDevelopmentIndicatorsdatabase, WorldBank. – URL: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf  (датаобращения:  14.04.15)

2.     Единая  межведомственная  информационно-статистическая  система.  -          URL:  http://fedstat.ru(дата обращения: 08.04.15)

3.     Иншакова, Е.И. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике / Е.И. Иншакова, И.В. Кудряшова, Ю.В. Полякова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.3, Экон. Экол., 2014. - №1 (24). – с. 99 – 110

4.     Обзор мировой экономики. – URL: http://www.ereport.ru/ (дата обращения: 12.04.15)

5.     Российская Ассоциация Франчайзинга. – URL: http://www.ru.rusfranch.ru/ (дата обращения 08.04.15)

6.     Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 08.04.15)

7.     Ягудин, С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учебно-методический комплекс /С.Ю. Ягудин. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 272 с.