Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В КИТАЕ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы развития человека, уровень жизни и возможности его улучшения. В наши дни для благополучия того или иного человека недостаточно лишь материального благосостояния, ему необходимо удовлетворение иных, нематериальных потребностей. В последние десятилетия ХХ века сформировалась теория человеческого капитала, которая предполагает больше, чем просто измерение доходов на душу населения, оценку потребления ресурсов и удовлетворение основных потребностей человека в качестве меры прогресса. В ней учитываются такие факторы, как свобода, достоинство и возможность участия в общественной жизни.

Под развитием человеческого капитала понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков. В современном мире данный вопрос очень актуален, ведь человек и его возможности в XXI веке становятся как главной целью, так и основным средством развития, высшим экономическим и общественным приоритетом.

Понятие «человеческое развитие» является абстрактным, поэтому для его измерения необходима система показателей, характеризующих те или иные его аспекты. Долгое время главным показателем уровня развития общества и важнейшим показателем прогресса было изменение ВНП на душу населения. Но с течением времени стало очевидно, что этот показатель не может объективно характеризовать степень развития общества. И показателем, выполняющим такую функцию, стал индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [9, C.626- 629].

По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов, согласимся со следующим определением «человеческого капитала – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего про- исходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности  функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [4, C. 29.].

Согласимся с мнением Касаевой Т.В. о структуре человеческого капитала индивида, которая представлена через:

 -      разграничение структурных элементов на первичные и вторичные; к первичным элементам отнесено здоровье как первооснова человеческого капитала, что соответствует биологической природе человека, определяющее его физические и психические способности к труду; в качестве вторичных обоснованы элементы, выступающие как надстройка и соответствующие социальной природе человека, – образование, информация, социокультурный компонент, определяющие его интеллектуальные способности к труду;

-     выделение связующих элементов: 1) самоорганизации, играющей интегрирующую роль для всех составляющих структуры человеческого капитала, основой которой выступает интеллект, трактуемый как высший универсальный способ взаимодействия индивидуума с внешней средой на основе целеполагания, предопределяющий место индивидуума в системе разделения труда; 2) трудовой мотивации, обеспечивающей взаимосвязь индивидуального человеческого капитала с внешней средой и обусловленной исторически сложившимся типом социально-экономических отношений, позволило сформулировать императив устойчивости индивидуального человеческого капитала как внутренне интегрированной, структурно сбалансированной и целостной системы, ориентированной на достижение целевой функции (самореализацию личности) и адаптацию к влиянию окружающей среды (социально-экономических процессов). [3, С.147-148] Всё вышеперечисленное представлено на Рисунке 1.


Сущность государственного регулирования человеческого капитала проявляется во взаимодействии между субъектами через контракты, для осуществления воздействия на структурные элементы человеческого капитала. Это взаимодействие можно охарактеризовать двумя этапами:

-   затратный,

-   доходный.

Во время затратного этапа участники партнерства делают инвестиции денежными средствами в формирование и развитие человеческого капитала.

В течении доходного этапа осуществляется возврат инвестиций с определенными пропорциями. На сегодняшний день возникла необходимость в четком разграничении степени инвестиций и доходности каждой стороны. Так как сейчас носители ЧК платят налоги из своих доходов, причем независимо от того, за счет чьих инвестиций сформирован данный капитал и его структурные элементы.

Особенность ГЧП в отношении человеческого капитала, заключающаяся в том, что «затратный этап», присущий другим сферам в данном случае, имеет место на протяжении всей трудовой жизни индивида. Более того данное партнерство характеризуется разной степенью рисков для его участников, разделение рисков является обязательным условием, при этом наибольшую сложность представляет поиск оптимального распре- деления риска в зависимости от конкретного объекта. ГЧП по поводу развития структурных элементов человеческого капитала имеет долгосрочный характер и связано с необходимостью формализации всех сложных и неоднозначных, высокорискованных отношений в рамках контракта. В целях снижения рисков по контракту, реализация мер по развитию и подержанию структурных элементов человеческого капитала может быть возложена на индивида, как стороне, способной наилучшим образом управлять данным процессом, исходя из того, что индивид является основным бенефициарием, то есть получателем потока доходов от своего человеческого капитала на протяжении всей трудовой жизни.

Человеческий капитал, в особенности перспективы и возможности получения образования, рассматривается  как  решающий  фактор  для  процесса  экономического  роста.  Рассмотрим  особенности госрегулирования, направленного на человеческий капитал, на примере Китая. Один из важнейших факторов экономического развития Китая - рост численности занятых, изменение структуры занятости, улучшение качества вовлеченной в производство рабочей силы (повышение их профессионально-образовательного уровня).

В 1978 году правительство Китая приняло политику «одна семья – один ребенок». Главный минус политики «одного ребёнка» – это старение населения, что при отсутствии централизованного пенсионного фонда и развитой социальной  системы приводит к  увеличению частных сбережений. В среднем, китайцы делают ежемесячные сбережения в размере 30-35 % от доходов. Такие сбережения соответственно уменьшают внутренний спрос и увеличивают зависимость Китая от инвестиций и экспорта. [1]

Размер дешевой рабочей силы достиг своего пика в 2014 году, отчасти из-за политики «одна семья – один ребенок». По некоторым данным, благодаря рабочей силе к росту ВВП ежегодно добавлялось до 1,8 процентных пункта (п.п.), но сокращение трудоспособного населения снизит рост на 0,7 п.п. [1]

Избыток рабочей силы позволял поддерживать на низком уровне заработную плату при 10-часовом рабочем дне и шестидневной рабочей неделе. Огромная масса избыточной рабочей силы - важное преимущество для предприятий легкой и текстильной промышленности, которые благодаря дешевизне рабочей силы из года в год наращивают экспорт своей продукции. В текстильной промышленности китайский рабочий в час получает в 30 раз меньше, чем в США и в 15 раз меньше, чем в соседнем Таиланде. Фактор дешевой рабочей силы притягивает и иностранные инвестиции, создающие на территории КНР предприятия на основе современных технологий.

Китай пережил период бурного роста рабочей силы, при котором ему нужно было создавать 20 миллионов рабочих мест в год. Тем не менее, этот этап завершился. Китайское трудоспособное население (15‒64) стало уменьшаться, как и в большинстве развитых стран.

Китайское правительство увеличило дотации сельскому хозяйству, чтобы удержать сельских жителей на местах. Доходы сельского населения теперь растут быстрее, чем доходы горожан.

Китайские работодатели из-за ужесточения конкуренции со стороны иностранных компаний стали предъявлять более высокие требования к профессиональной компетентности и уровню образования работников. Из-за чего возникла нехватка квалифицированной рабочей силы.

Исследования государственных служб показали, что низкая оплата труда, тяжелые условия работы, задолженности по выплате заработных плат и быстрые темпы роста индустрий, использующих интенсивный труд, стали причинами нехватки рабочей силы в районах, с преобладающим количеством многодетных семей.

Что касается обучения персонала в компаниях, то в центральном и западном регионе Китая этот показатель выше, чем в восточном регионе (затраты на обучение в центральном и западном регионе 5,6% и 4,5% от объема продаж соответственно, а в восточном - 3,7%). [7, C. 100-102]

Основной образования в Китае традиционно является воспитание физически развитой, обладающей широким кругозором, правильно политически ориентированной и любящей свою страну личности.

Школьное образование в Китае делится на три ступени: начальная школа (6 лет), неполная средняя школа (3 года), старшая средняя школа (3 года).

Задача начального образования состоит в том, чтобы воспитать у учащихся любовь к родине, народу, труду, науке, социалистическому строю, помочь им овладеть начальными навыками чтения,  письма, счета, элементарными знаниями о природе и обществе, выработать 2 прочные учебные навыки, способствовать физическому и умственному развитию учащихся. Для поступления в первый класс необходимо пройти тестирование. В учебные программы включены такие предметы как нравственное воспитание, китайский язык, политика, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, искусство, трудовые навыки и др.

Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней ― неполная и старшая. По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три- четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география. Девятый класс ― это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР. Средняя школа второй ступени в Китае ― это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, ― 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет ― в зависимости от выбранного учебного курса: академического или профессионально-технического профиля.

При переходе с одной ступени образования на другую учащиеся сдают три экзамена: китайский язык и культура; математика и английский язык. Единый выпускной школьный экзамен проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

Успешная сдача выпускных экзаменов не дает права поступления в выбранный вуз, а только дает возможность принять участие в вступительных экзаменах в высшее учебное заведения критериям, которого удовлетворяют результаты сданного экзамена. Получение высшего образования в Китае очень престижно, только 20% выпускников школы имеют возможность продолжить свое обучение в университете. Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам.

В настоящее время Китай находится на пороге образовательной реформы, основной задачей которой является переход на деятельностный подход к обучению, позволяющий развить индивидуальные способности учащихся, научить их применять имеющиеся знания, а не только быть носителем огромного количества заученной информации.

Отдельным направлением преобразований в образовательной сфере является пересмотр роли учителя. Прекрасной китайской национальной традицией является уважение к учителю. Китайское правительство постоянно уделяет серьезное внимание развитию преподавательского корпуса и непрерывному повышению социального статуса преподавателей. Но веяния последнего времени требуют изменения взаимоотношений учитель-ученик, которые необходимо перевести из ранга диктатуры в сферу наставничества и доброго дружеского отношения. Что естественно требует и новой системы подготовки педагогических кадров. Последнее крупное направление проведения образовательной реформы ― это пересмотр структуры и формы выпускных школьных экзаменов.

Работа в сфере макроэкономики и здравоохранения в Китае сосредоточена на изучении воздействия здоровья на экономический рост, а также на количественной оценке и документировании трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе борьбы с неравенством и бедностью. К основным проблемам, которые должны быть решены в Китае для расширения медицинских вмешательств, в частности, ориентированных на сельское и малоимущее население, относятся разработка комплексной национальной стратегии здравоохранения в сотрудничестве с министерствами и ведомствами, которые влияют на охрану здоровья, финансирование реформ общественного здравоохранения и компенсирующее воздействие на рыночные силы, которые обусловливают неравный доступ к медицинскому обслуживанию.

Несмотря на впечатляющие достижения Китая в плане общего развития, дифференциация между богатыми и бедными слоями населения продолжает расти. Силы, высвобождаемые в результате реформ, — экономическая либерализация, децентрализация и более свободная миграция, вызвали ряд незапланированных негативных последствий для общественных услуг (включая здравоохранение), а также для социальной справедливости и равенства полов. На данном этапе задача состоит в корректировке политики, с тем чтобы устранить эти негативные последствия, и в укреплении партнерских отношений между государством, частным сектором и гражданским обществом. Такое партнерство поможет директивным органам определить ключевые проблемы и сформулировать решения в соответствии со сбалансированной стратегией развития, что  позволит получить формальную поддержку на уровне, необходимом для обеспечения успешной реализации стратегии, общественной справедливости и устойчивого развития.

Для Китая характерны существенные финансовые барьеры для доступа к медицинскому обслуживанию. Несмотря на широкомасштабные инвестиции в инфраструктуру здравоохранения и расширение охвата медицинским обслуживанием, за последние годы многие люди по финансовым причинам стали реже обращаться за медицинскими услугами. Согласно третьему Обследованию национальной системы здравоохранения Китая (ОНСЗ), проведенному в 2003 году, 70 процентов тех, кто отказался от стационарного лечения, указали в качестве причины финансовые соображения.

В то время как в развитых прибрежных районах коэффициент детской смертности приближается к уровням смертности детей в возрасте до пяти лет в промышленно развитых странах, в большинстве западных провинций эти показатели в три–пять раз выше. Более того, исследования национальных счетов здравоохранения показывают, что в 1998 году расходы на здравоохранение на душу населения в городских районах превышали соответствующий показатель для сельских районов в 3,29 раза, а в 2003 году — в 3,64 раза.

Неравенство доходов. При анализе данных ОНСЗ, проведенных в 1993, 1998 и 2003 годах, можно видеть, что уровень охвата социальным медицинским страхованием для группы с максимальным размером доходов незначительно снизился и составил 70,3 процента в 2003 году по сравнению с 72,1 процента в 1993 году, тогда как для группы с минимальным размером доходов за тот же период данный показатель резко сократился — с 36,7 процента до 12,3 процента.

Изучение национальных счетов здравоохранения показывает, что с 1978 по 2002 год совокупные расходы на здравоохранение в Китае, выраженные в текущих ценах, увеличивались в среднем на 11 процентов в год. При этом ни существующая система ценообразования на медицинские услуги, ни механизмы оплаты услуг поставщиков, ни системы производства и сбыта лекарственных препаратов не способствуют сдерживанию роста затрат.

Важнейшей движущей силой стремительного экономического роста, наблюдавшегося в Китае в последние 25 лет, является значительное накопление физического капитала. Тем не менее в исследовании Центра исследования проблем развития указывается, что в ближайшие 15 лет все более важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста будет играть совокупная факторная производительность (СФП). Предполагается, что состояние здоровья работающего населения будет одним из факторов повышения СФП.

По данным Центра исследования проблем развития, для достижения уровня потребления, в большей мере сопоставимого с другими странам с доходами ниже средних и со средними доходами, норма потребления в Китае должна быть увеличена с 55,5 процента ВВП в 2003 году до 64,9 процента в 2020 году.

Гигантские демографические ресурсы Китая делают его лидером мировой экономики. Всего в мире живет 1350 млн. китайцев, что в 1,5 раза больше, чем индусов, и примерно в 4 раза больше, чем арабов. Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания не только китайского правительства, но и всего мирового сообщества. Однако качество рабочей силы и освоения трудовых ресурсов оставалось низким. Доля неграмотных составляла 19 % среди взрослого населения Китая, а доля студентов всего 6%. Поэтому качество рабочей силы в Китае было намного ниже, например, чем в Японии или Южной Корее. Это не только не способствует развитию экономики, но и формирует неэффективное предложение избыточной неквалифицированной рабочей силы и структурные диспропорции, что в свою очередь ведет к безработице и повторной занятости9.

После вступления в ВТО ситуация в области трудовых ресурсов в целом меняется по мере изменения рынка труда. В целом, предложение рабочей силы достаточное, хотя привлечение квалифицированного персонала все еще связано с определенными трудностями. По-прежнему многочисленна неквалифицированная рабочая сила, особенно за пределами крупных городов. Однако, затраты на рабочую силу уже не такие низкие, какими они были в 80-х гг. XX в. когда Китай открылся внешнему миру. Наблюдается растущая конкурентная борьба за сотрудников, обладающих навыками работы с компьютером. В последние годы зарплата служащих, владеющих информационными технологиями выросла в два-три раза.

Отметим, что правительство сокращает путем отбора лучших число государственных предприятий в целях повышения их конкурентоспособности и закрывает неконкурентоспособные компании, неквалифицированные рабочие в больших количествах вливаются в резервную армию труда. Также можно говорить о начале «притока мозгов» в Китай. Обратный приток кадров начался в свете перспектив, связанных с вступлением Китая в ВТО и завоеванием Пекином права принять у себя Олимпиаду 2008 г. Растут инвестиции в отрасль высоких технологий, переманивая китайцев из-за рубежа. Компании будут вынуждены искать более эффективные способы для того, чтобы стимулировать и удерживать квалифицированный персонал. Компаниям придется приложить еще большие усилия, чтобы показать, что  они заботятся о  здоровье и безопасности своих работником, чтобы сохранить корпоративную культуру10.

На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что в Китае, несмотря на наличие гигантских трудовых ресурсов, существуют серьезные проблемы, связанных с функционированием и развитием человеческого капитала, которые правительство пытается решить через реализацию профильной государственной политики в отношении человеческого капитала.

 9   Цзин Юэцзюнь. Исследование трудовых ресурсов региона Северо-Восточной Азии и модели их совместного использования // Северо- Восток КНР в системе экономического развития Северо-Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 95.

10 Лоуренс , Дж. Б. Источники трудовых ресурсов и рекрутмент // Китай после вступления в ВТО. М., 2005. С. 144

Список литературы

1.     Зуев            И.            Китай:           на           пороге           перемен.            [Электронный           ресурс].            URL: http://www.rietumu.ru/press?OpenDocument&nid=893F07B300043329C225791A002EF726

2.     Касаева    Т.В. Государственное регулирование, направленное на человеческий капитал//Социально- экономические явления и процессы № 8 (054), 2013

3.     Касаева Т.В., Юрьев В.М. Императивы воспроизводства человеческого капитала в России // Социально- экономические явления и процессы. 2014. №3. С.143-148.

4.     Касаева  Т.В.  Проблемы  и  особенности  функционирования  человеческого  капитала  в  условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.- 167 с.

5.     Касаева, Т. В. Противоречивая природа человеческого капитала / Т.В. Касаева // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №9 (055). - С.62-66.

6.     Лавренюк К.И. Оптимизация инвестиций в челове- ческий капитал сотрудников с учетом особенностей жиз- ненного цикла // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12, часть 5. – С. 1041–1047.

 7.     Лоуренс , Дж. Б. Источники трудовых ресурсов и рекрутмент // Китай после вступления в ВТО. М., 2005.С. 144

8.     Солтицкая Т. А., Чжан Бо Особенности системы управления персоналом в китайских компаниях. Вестник СПБУ, Сер. 8. Вып. 3. C. 90-104

9.     Фахрисламова Е.И., Фомичева Т. Оценка уровня развития человеческого потенциала в России и мире // ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ -Новосибирск. 2015

10. Цзин Юэцзюнь. Исследование трудовых ресурсов региона Северо-Восточной Азии и модели их совместного использования // Северо-Восток КНР в системе экономического развития Северо-Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 95.

11. Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. Human capital contribution into innovation progress: world experience. 2014. Т. 11. № 11. С. 626-629.