Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ГЕРМАНИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

В современных условиях, в структуре национального богатства всех развитых стран, лидирующие позиции занимает человеческий капитал. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства основываются на признании человека движущей силой общественного развития. Именно человеческий капитал способствует продвижению и оптимальному использованию всех остальных производственных ресурсов. В то же время происходят существенные трансформации и в самом человеческом факторе. Общество становится не только все более заинтересованным, но и зависимым от уровня развития человеческого потенциала, без которого немыслимо дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность создавать новые знания, творчество и инициатива в наибольшей степени востребованы обществом. Следовательно, именно человеческий капитал способствует развитию экономики, политики, изменению характера социальных и производственных отношений и всего облика страны. Поэтому в состав национального богатства включили человеческий капитал, впитавший в себя все достижения современной науки и техники [3, С. 626-629.].

По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов, согласимся со следующим определением «человеческого капитала – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего про- исходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [4, C. 29.].

В данный момент, существуют различные подходы к определению источников человеческого капитала. В самом общем плане все виды вложений в человека составляют любые действия, которые увеличивают профессиональную квалификацию, производительные способности человека и производительность труда работников. Издержки, способствующие повышению производительности, являются инвестициями, так как они предполагают компенсацию в виде растущего дохода в  будущем. Существует множество разновидностей инвестиции в человеческий капитал. Прежде всего, это расходы на образование, воспитание, здоровье, знания (науку), в предпринимательскую способность, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса, в экономическую свободу, в культуру и искусство. Они являются важнейшим видом инвестиций в человеческий капитал. [5, С. 28].  Таким  образом, источниками инвестиций в человеческий капитал являются государство, отдельные фирмы и домохозяйства.

Обратимся к рассмотрению финансовых источников человеческого капитала на примере экономики Германии. Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В рейтинге по объёму ВВП по паритету   покупательной   способности   эта   страна   занимает   пятое   место.   Процент   занятых   в сельскохозяйственном секторе, промышленности и сфере услуг соответственно равен 2,4%, 29,7%, 67,8% [1]. Экономика Германии не просто внушительна, она является объектом пристального изучения экономистов всего мира, даже, несмотря на то, что эту страну следует относить к энергодефицитным. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую "большую семерку". Она относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря высокому качеству человеческого капитала.

Со стороны государства в Германии реализуется политика профессионализации образования, сокращение специальностей в рамках многопрофильного обучения. Для экономики Германии характерна "сверх индустриализация", то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Разве, что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными.

В производственной сфере Германии самые высокие темпы роста будут наблюдаться в экспортно- импортных отраслях машиностроительной и автомобильной промышленности. Конкурентоспособность этих секторов на мировом рынке будут зависеть от активности в области научных исследований и опытно- конструкторских разработок. Повсюду, где будут востребованы высокие технологии, Германия будет играть большую роль если воспроизводство человеческого капитала будет на должном уровне.

В создании активов человеческого капитала немаловажное место занимают отдельные компании. Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы осуществляют инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестиции в домохозяйства также имеют большое значение, потому что все элементы человеческого капитала накапливаются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка. С одной стороны, дети для родителей - это источник удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны, воспитание детей - это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является основой для дальнейшего развития и укрепления человеческого капитала индивида.

Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только является основой их собственного развития, способствует образованию совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность. В Германии необходимость непрерывного пожизненного образования основательно внедрилось в сознание населения. В настоящее время Германия хорошо известна своей «перво- классной системой образования и профессионально-технической подготовки, преимущественной ориентацией ведущих фирм на новые разработки и исследования и неуклонным стремлением к совершенствованию человеческих ресурсов в промышленности, не имеющим себе равных среди стран Европейского союза.

Наиболее изучаемыми направлениями являются механика и технологии производства, бизнес- экономика, компьютеризация и информационные технологии, общественное управление. Широко распространены смешанные курсы. Большинство западногерманских менеджеров имеют политехническое или университетское образование, которое они, как правило, завершают к 27 годам».

Мотивация такого общественного сознания очевидна - каждый из рассматриваемых народов определяет для себя возможности будущего материального положения.

Далее, конкуренция для развития человеческих ресурсов в немецком обществе закладывается, начиная со школьного образования. В Германии расходуют средства на подготовку будущих работников, учитывая врожденный человеческий потенциал.

В стране есть три вида школ: для способных детей, средних учащихся и детей с ограниченными возможностями. Сначала идёт распределение, определяющее будущее ученика на всю жизнь. Готовясь к этому распределению, родители стремятся  привить своим детям познавательные навыки, чтобы  их зачислили в первую категорию. Это и есть механизм конкуренции, который в будущем приносит свои плоды, в виде повышения качества человеческих ресурсов Германии.

Возвращаясь к формированию человеческих ресурсов в Германии, остановимся на подготовке менеджеров. В немецких компаниях наблюдается стабильность менеджерского состава, переходы менеджеров из компании в компанию явление редкое. Этим достигается стабильность штата менеджеров, что положительно с точки зрения исключения «утечки информации» и «накопления совокупных знаний» компании.

Обучение     и     повышение     квалификации     управленческих    кадров    чаще    всего     происходит    на внутрифирменной основе. Программы обучения являются специальными, характерными для отрасли или профиля компании. Кроме того ассоциации работодателей и представители местных властей Германии, организуют «академии управления». Курсы этих академий включают такие предметы, как управление продажами, техника представления, человеческие и трудовые отношения.

Об уровне национального человеческого капитала Германии говорит тот факт, что одна треть членов правления акционерных компаний Германии имеют докторские степени.

Следуя примеру США, немецкие бизнесмены открывают в своих офисах целые отделы, контролирующие соблюдение моральных, этических и экологических норм. Министерство труда и социальных дел ФРГ представило широкой общественности национальную стратегию по корпоративной социальной ответственности.

Согласно этому документу, социально-ответственным немецкое предприятие является только в том случае, если его руководство может обеспечить комфортную обстановку на рабочем месте, разработать места для обучения молодых специалистов, не нарушает права персонала, выплачивает зарплату в соответствии с тарифным договором, ведет дружелюбную политику по отношению к семейным сотрудникам, заботится о повышении квалификации своих кадров, ценит компетенцию и опыт пожилых коллег, а также сотрудников, имеющих инвалидность, и работает по экологическим нормам, не причиняя вреда окружающей среде.

Усиление социальной ответственности бизнеса возможно, на наш взгляд, при выполнении следующих условий. Государство должно, во-первых, создать базовые условия для развития социально ответственного бизнеса (гарантировать права собственности и безопасность ведения бизнеса, создать независимую судебную систему, обеспечить прозрачные законодательные рамки для ведения социальной деятельности, сформулировать государственные приоритеты социальной ответственности). Во-вторых, государство должно осуществлять стимулирование социальной ответственности бизнеса, вероятнее всего в форме налоговых льгот, и, в-третьих, участвовать в финансировании социально-значимых проектов на основе партнерских отношений между бизнесом и властью. [2]

Самая важная роль в формировании человеческого капитала принадлежит государству. В Германии существует проблема стимулирования частного бизнеса инвестировать денежные средства в человеческий капитал.  Такие   проблемы   возможно   решить   только   при   помощи   вмешательства   государства. В этой стране реализуются программы совместной подготовки специалистов вузами и компаниями (взаимодействие на этапе организации учебного процесса), например, существует центр профессионального образования концерна "Сименс". Такой метод позволяет более продуктивно вести подготовку будущих специалистов, чтобы они сразу получили практические навыки работы и по окончанию учебного заведения могли бы оперативно вливаться в производственный процесс и повышать его эффективность.

Реальная конкуренция, существующая на рынке труда Германии, вместе со сложившимся менталитетом, выработанным в течение длительного времени и ориентированным на приобретение высококачественных знаний в области технических дисциплин, создало условия для быстрого и эффективного роста национального человеческого капитала. Располагая такими человеческими ресурсами, Германия добилась и добивается высоких результатов экономического и социального развития.

 

Список литературы

1.     Rank Order - GDP (purchasing power parity)- [ Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2001rank.html

2.     Дегтярев В.А., Днепров М.Ю., Золкин Е.Ю., Касаева Т.В., Лобунько С.И., Мельник Е.А., Михайлюк О.В., Николаев В.А., Татаркулова Р.А. депонированная рукопись под редакцией О.В. Михайлюк. Экономические интересы и их реализация в условиях инновационного развития. № 61099 23.10.2013.

3.     Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. Human capital contribution into innovation progress: world experience. 2014. Т. 11. № 11. С. 626-629.

4.     Касаева Т.В. Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.- 167с.

5.     Касаева Т. В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 198с.

6.     Касаева Т. В. К вопросу о финансовых источниках человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского Государственного Университета: Сб. науч. тр. – Ростов, 2007. — Т. 5. – № 2. – Ч. 2. – С. 124– 130.