Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Современное экономическое развитие невозможно представить без активной роли государства. Органы власти аккумулируют значительные средства  в  государственном бюджете, перераспределяя их на государственные и иные нужды. Активность правительственных органов в экономической сфере характеризуются, прежде всего, размером государственного бюджета, направлениями его расходования. Как следует из данных Федеральной службы государственной статистики, на поддержку национальной экономики в 2013 году израсходовано 1843, 9 млрд. рублей, что составило 13, 86% всех расходов консолидированного бюджета России [2, с. 512]. Бюджетные расходы на социальные нужды также способствуют экономическому развитию, так как увеличение доходов стимулирует спрос, предпринимательскую активность. На эти цели в 2013 году израсходовано 5247,5 млрд. рублей, или 58% консолидированного бюджета страны. [3, с. 33].

    Активное вмешательство органов власти в экономическую систему обусловлено, прежде всего, макроэкономической нестабильностью. Рыночные регуляторы не позволяют решить проблемы при значительных отклонениях валового внутреннего продукта (ВВП) от оптимального уровня. Макроэкономическая нестабильность проявляется также через определенные, постоянно существующие процессы (цикличность экономического развития, инфляция, наличие безработицы). Эти процессы, с одной стороны, проявляются в виде отклонения ВВП от оптимального уровня, а с другой – это отклонение усиливают. Поэтому макроэкономическое равновесие следует считать частным случаем экономического развития. Постоянное действие сил, нарушающих это равновесие, делает необходимым участие правительства в обеспечении сбалансированности экономики.

   В экономической литературе достаточно подробно рассматриваются те процессы, которые делают необходимым вмешательство органов власти в экономику. Это шоки спроса и предложения, потребность в общественных товарах, «провалы» рынка, отрицательные внешние эффекты от деятельности бизнеса, негативные последствия конкуренции и пр. [1, с. 12- 16; 4, с. 672 -678]. Важной задачей органов власти является поддержка ресурсов в работоспособном состоянии. Ввиду того, что бизнес оплачивает ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, возникает проблема финансирования расходов на этапах их создания (разведка полезных ископаемых, научно-технические исследования, расходы на обучение кадров и пр.). Подобные расходы берет на себя государство, взимающее налоги с предпринимателей.

    В настоящее время активизация деятельности органов власти связана с введением экономических санкций. Российское правительство вынуждают принимать экстренные меры по преодолению отрицательных последствий оттока капитала, ограничения импорта наукоемкого оборудования и технологий, занижения мировых цен на энергоносители и пр. Эффективность нейтрализации последствий экономических санкций во многом определяется возможностями государственного воздействия на экономику, его ресурсным обеспечением. Возможности вмешательства органов власти в экономику определяются имеющимися ресурсами. Остановимся на них подробнее.

1.   Финансовые ресурсы. Это бюджетные средства, находящиеся в распоряжении правительства. Важность финансовых ресурсов определяется тем, что  в условиях рыночной экономики в экономическом кругообороте правительство становится покупателем товаров и услуг. Участие правительство в покупках на рынке товаров и ресурсов является важнейшим стимулирующим фактором макроэкономического развития.

2.     Правовые ресурсы. В государстве существует и функционирует правовая система, призванная определить основные правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц). Задача органов власти

- сохранение и развитие правовой системы как системы разработки, принятия, исполнения, и контроля за исполнением законодательных актов. Правовая система используется в разных направлениях, в том числе, для принятия законов, определяющих экономический порядок (правила поведения для предпринимателей, налогоплательщиков, работодателей и работников, получателей социальных пособий и пр.).

3.       Административные ресурсы. Правительство, для реализации принимаемых решений, создает административные образования (компетентные органы), обеспечивающие исполнение государственных функций, в том числе, в экономической сфере. Это могут быть органы социальной защиты, службы занятости, налоговые органы и пр. Задача правительства - определение полномочий этих органов, наделение их ресурсами (в том числе, финансовыми) для выполнения поставленных задач. Функции органов власти реализуются через деятельность государственных служащих (Табл.2).

4.   Информационные ресурсы. Являются необходимым компонентом деятельности правительства. Прежде, чем правительство определит направления и цели вмешательства в экономическую сферу, необходимо изучить ситуацию, выявить главные проблемы. Для принятия взвешенного и продуманного решения необходимо обладать информацией  о реальном состоянии дел. Для  сбора информации государство вынуждено понести определенные расходы (сбор и изучение документации, проведение обследований, содержание статистических служб и пр.). Необходимо иметь эффективную, постоянно действующую информационную службу. В РФ это Федеральная служба государственной статистики, имеющая подразделения на территории страны.

    Итак, результативность деятельности органов власти во многом определяется тем, каково количество и качество ресурсов для вмешательства в экономику. Следует отметить, что существует определенная последовательность использования этих ресурсов. Все начинается со сбора информации, из которой следует, по каким направлениям необходимо принятие правительственных мер. Затем требуется использование правовой системы, разработка соответствующих законодательных актов. Определенные органы исполнительной власти либо создаются, либо наделяются соответствующими полномочиями. Для реализации государственных программ предусматриваются соответствующие финансовые ресурсы. Приведем пример. Предположим, что для детей с ограниченными возможностями (например, с пониженным слухом) требуется программа реабилитации. Она состоит в том, что нужно развернуть сеть медицинских учреждений для восстановления слуховых возможностей. Органы власти применят указанную последовательность в действиях:

1.   Сбор информации о количестве детей с пониженным слухом, состоянии их здоровья.

2. Принятие постановления, утверждение программы реабилитации детей.

3.   В этой программе необходимо предусмотреть структуры, ответственные за ее реализацию. Это может быть городской департамент здравоохранения.

4.    Необходимо предусмотреть также определенный объем денежных средств (на создание отделений в медицинских учреждениях, на лечение, на слуховые аппараты, на оперативное вмешательство и пр.). Задачей государства является определение объемов финансирования, источников поступления средств, механизма использования бюджетных средств и контроля за их расходованием.

Аналогичным образом должны действовать органы государственной власти, реализующие программу преодоления экономических санкций. Это:

1.    Мониторинг применяемых санкций относительно физических и юридических лиц России, степень их воздействия на производство и спрос, последствия для финансовой системы, инновационного развития и пр. В апреле 2015 года Президент России В.В. Путин отметил, что общие потери от экономических санкций составили около160 млрд. долларов.

2.    Разработка правительственной программы антисанкционных мер, включающей план мероприятий и источники финансирования. В настоящее время такой программный документ не создан. То есть, органами власти не выработана пока стратегия и тактика по указанному направлению.

3.   Наделение полномочиями по принятию мер преодоления последствий санкций определенные органы власти. Безусловно, это могут быть министерства и ведомства (в первую очередь, Министерство экономического развития, Центробанк РФ).

4.   Создание специальных денежных фондов, которые будут использоваться для подъема экономики. Это могут быть целевые фонды, находящиеся в распоряжении отраслевых министерств (например, Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики и пр.).

    Итак, для повышения степени эффективности государственной экономической политики (в том числе, относительно экономических санкций), необходима система мер, необходимо комплексное обеспечение ресурсами. В настоящий момент, эти ресурсы для решения проблемы экономических санкций формируются.

 

Список литературы

1.     Воробьева И.П. Государственное  регулирование национальной экономики.- Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. – 292 с.

2.     Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. – М., 2014. – 693 с.

3.     Финансы России. 2014: Стат.сб./ Росстат. – М., 2014. -– 357 c.

4.     Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2009.- 848 с.