Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Возникновение государственных корпораций было связано с проблемами в сфере товарно-рыночной экономики промышленных стран в конце 1990-х гг. Сферы взаимоотношений общества того времени, имеющие исключительно важное значение для гарантирования безопасности государства и реализации государством социальных программ в интересах целого общества, требовали внедрения государственно-управленческих функций. Эти сферы, как правило, узко направлены (например, сфера атомного энергокомплекса страны), а также могут находиться в определенном состоянии, при котором требуется активное вмешательство со стороны государства, в том числе путем проведения организационно-хозяйственных мероприятий, отвечающих потребностям и интересам общества и государства в целом (например, «сфера экономики страны, требующая модернизации и технологического развития»1).

В 1999 г. было создана госкорпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (была ликвидирована в 2004 г.), в 2004 г. – государственная корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Совершенствование правовой системы Российской Федерации в 2007 г. ознаменовалось стремительным развитием такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как государственная корпорации. Именно в 2007 г. были сформированы такие государственные корпорации, как «Внешэкономбанк», «Роснано», «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи»2), «Ростех», «Росатом». И в январе 2015 года принято решение о преобразовании агентства «Роскосмос» в государственную корпорацию.

Эти государственные корпорации были созданы для оптимального решения поставленных задач в социальной сфере и в сфере экономики, необходимостью исключения излишнего формально-бюрократического управления и несовершенством низкоэффективного и часто противоречивого законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм. Что, в свою очередь, тормозило решение первостепенно значимых государственных задач и его инновационное развитие.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается  «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций»3.

Как показывает мировой опыт, существование в России государственных корпораций как организационно- правовой формы юридических лиц и формы участия государства в экономических отношениях вполне возможно и в ряде случаев обоснованно. Но требует основательного изучения вопроса в правовой системе Российской Федерации.  Определение  места  государственных  корпораций  в  системе    юридических  лиц,  вопрос имущественных прав корпорации, сферы их действия, объема и характера передаваемых им полномочий – это вопросы, которые требуют первоочередного решения.

Исходя  из  ФЗ     «О  некоммерческих  организациях»,  понятие  государственной  корпорации  как организационно-правовой формы обладает следующими свойствами:

1)     наличием статуса юридического лица. Это означает обособленность имущества, за счет которого государственная корпорация отвечает по своим обязательствам, и возможность участвовать в обороте от своего имени.

Именно вопрос о собственности государственной корпорации является самым принципиальным. Госкорпорации по действующему законодательству признаются собственниками своего имущества. Госкорпорации имеют право совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону. На имущество государственных корпораций также распространяется конституционная неприкосновенность собственности, недопустимость произвольного вмешательства федеральных органов государственной власти в частные дела государственных корпораций. «Переход государственного в частное без достаточной правовой аргументации, широкие полномочия в части распоряжения финансами и имуществом и отсутствие фактического контроля над деятельностью данных субъектом делают их весьма специфичными субъектами правовой системы России»4;

2)     организационная форма государственной  корпорации – некоммерческая организация, что означает отсутствие цели получения прибыли в качестве основной цели деятельности, а значит отсутствует обязанность перечисления части прибыли учредителю;

3)    Российская Федерация является учредителем государственной корпорации, от её имени как учредителя на основании закона выступают отдельные государственные органы;

4)    отсутствует членство, что означает строго закрепленное участие в государственной корпорации. Это означает, что никто, кроме Российской Федерации, не может приобрести полномочия по управлению государственной корпорацией и контролю за её деятельностью. В свою очередь, Российская Федерация не может прекратить свои обязанности по учредительству без ликвидации самой корпорации;

5)   публичность характера деятельности государственной корпорации;

6)     государственная корпорация действует на основании закона, т. е. она должна регистрироваться на основании отдельного закона, который является решением Российской Федерации о её создании и выполняет функции учредительных документов;

7)      после внесения имущественного взноса в государственную корпорацию Российская Федерация утрачивает на это имущество право собственности.

«При ликвидации государственной корпорации имущество направляется на цели, предусмотренные законом о ликвидации государственной корпорации. Российская Федерация обладает в отношении государственной корпорации только правами на участие в управлении, в том числе контроля»5.

Государственные корпорации обязаны представлять отчетность в органы, участвующие в образовании их органов управления. Аудиторская проверка подтверждает достоверность годовой отчетности государственных корпораций. Кроме бухгалтерской и финансовой отчетности, корпорации обязаны предоставить сведения об использовании имущества. В виду того, что государственные корпорации являются некоммерческими организациями, они предоставляют отчет по своей деятельности в налоговые органы и органы государственной статистики. Однако этого явно недостаточно. Учитывая тот факт, что создание и деятельность государственных корпораций происходит на основе государственной собственности, то должен осуществляться государственный контроль за целями использования имущества, а также требование о публикации их финансовой отчетности в едином для всех порядке и печатном органе. Достижение своих основополагающих целей является критерием успешной деятельности государственных корпораций. Для этого необходим периодический (например, ежегодный) и окончательный (перед ликвидацией) публичный отчет перед Государственной Думой.

Объективно существующие потребности и интересы государства и общества могут удовлетворяться в рамках деятельности государственных корпораций. Проблема же заключается в отсутствии должного урегулирования статуса государственных корпораций. Отсутствие общих норм гражданского законодательства в совокупности с большим количеством специальных нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок создания и функционирования госкорпораций, не создает условий для эффективной реализации целей государственных госкорпораций. Наоборот,  возникают существенные разногласия в вопросах регулирования деятельности изучаемых форм. Государственные корпорации наделяются широким кругом полномочий, свойственных министерствам, агентствам и ведомствам. Несмотря на малое количество государственных корпораций действительный масштаб и суть этого явления таковы, что весомая часть экономических ресурсов сконцентрирована в руках рассматриваемых организаций. Учитывая, что госкорпорации практически не контролируются извне, эффективность деятельности государственных корпораций ставится под сомнение.

 

Список литературы

1.     Указ Президента РФ от 20 мая 2009 г. N 579 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России" // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2552.

2.     Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»

3.     Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях»

4.     Добродеева А. В. Неопределенность правового статуса госкорпораций в России // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 824-829.

5.     Курбатов А. Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно- правовой формы юридических лиц // СПС "КонсультантПлюс"