Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Проблема социальной справедливости сопровождает человечество на протяжении всей истории. Каждая эпоха предъявляет к справедливости свои требования и запросы, соответствующие еѐ потребностям. Идея социальной справедливости, являясь светлой мечтой человечества, служит популистским орудием в политических игрищах. Подходя к рассмотрению такого сложного вопроса, как социальная справедливость, стоит оставить в стороне разного рода политиканства. Итак, что же такое социальная справедливость?

   Прежде всего, справедливость относительное понятие, содержащее в себе особенности социально- экономического, политического, религиозного и культурного развития конкретной эпохи и определённого общества. На основании этого можно применить исторически специфическое определение справедливости, как соответствие системы экономических отношений (прежде всего отношений распределения) тому «стандарту» потребностей, интересов, которые объективно доминируют в конкретном  обществе, и  на данном  этапе его развития воспринимаются большинством его членов, как справедливые, адекватные экономическим устоям общества.

    Исходя из данного определения, справедливость размывается и теряется на фоне удовлетворённости или неудовлетворённости определённых потребностей и интересов. Если социальная справедливость есть лишь сумма удовлетворенных потребностей, то с развитием экономики потребности будут всѐ более возрастать, а значит, проблема справедливости будет становиться шире. В силу ограниченности ресурсов и их неравномерного распределения между людьми, идея о справедливости становится объектом эксплуатации со стороны властвующих лиц. Дабы оправдать разного рода угнетения, недопотребления и в целом разницу социально – экономического положения между разнообразными категориями населения, так называемая верхушка общества, прибегает к идеологическим  выдумкам,  оправдывающих  сложившейся порядок вещей, тем  самым создавая иллюзию справедливости. В этом смысле идея социальной справедливости используется для регулирования общественных отношений, как инструмент по поддержанию порядка. Для примера идеологического влияния эпохи на проблему социальной справедливости, рассмотрим две противоположные парадигмы, подходившие с разных сторон к еѐ осмыслению. Речь идѐт о натурализме и волюнтаризме.

   Натуралистический подход характерный для античности и средневековья провозглашает, что бытие – и природное, и человеческое представляет собой единое целое. Проблема справедливости решается открытием универсального космического закона, управляющего, как природными процессами, так и человеческими делами. Человек с его потребностями, как бы остаѐтся в стороне, предоставляя определения наилучшего социально – экономического устройства естественному порядку. Волюнтаристский подход зародился в эпоху Просвещения и считает, что единственным творцом справедливости оказывается сам человек, достигшей такой степени нравственного совершенства, что способен дать закон самому себе. Предпосланность отрицается и ведущая роль в справедливом устройстве общества отводится человеку.

   Представленные парадигмы, содержащие ценностный груз своей эпохи, наилучшим образом демонстрируют идеологический характер справедливости. Понятие справедливости невозможно рассмотреть как нечто самостоятельное и объективное. Господствующая группа манипулирует идеей справедливости, для поддержания своего положения и обеспечения общественного порядка. В рамках натуралистического подхода казалось бы самые угнетающие формы общественных отношений, такие как рабовладельческие, выдаются за справедливые и отвечающие естественному ходу вещей. Так один из ярких представителей натуралистического подхода Аристотель оправдывал социальное неравенство: «одни люди по природе свободны, другие – рабы и этим последним быть рабами и полезно и справедливо» [1, с.384].

   Рассматривая социально – экономические отношения и ставя перед собой задачу определения насколько, они справедливы, мы должны разграничить справедливость, как человеческий идеал, отображающийся в ожиданиях большинства людей и справедливость процедурную, как совокупность правил, которые призваны обеспечить справедливость результата того или иного действия, не зависимо от всех прочих обстоятельств. Процедурная справедливость может быть чистой, совершенной и несовершенной. Чистой процедурной справедливостью является всякая игра, например игра в карты или футбол, если только она ведѐтся честно. В данном случае не имеет значения, кто одержит победу, даже если это и будет наименее достойный, главное чтобы были соблюдены правила игры, тогда результат можно считать справедливым. Критерием справедливости результата в чистой процедурной справедливости выступает сама процедура.

   Совершенная же процедурная справедливость имеет некоторые критерии, с которыми должна сверяться процедура. Хорошим примером совершенной процедурной справедливости может послужить способ разрезания пирога, при котором разрезающей берет свой кусок последним (при условии, что нам надо разделить пирог на равные части). В таком случае можно предположить, что разрезающей постарается добиться совершенного равенства долей.

   Наиболее часто нам приходится сталкиваться с несовершенной процедурной справедливостью, не дающей ни каких гарантий осуществления справедливости, что вызывает необходимость постоянного совершенствования процедур (например закона или рынка). Современный рынок наиболее показательный образец несовершенной процедурной справедливости, предоставляющей, но не гарантирующей равенство шансов и возможностей [2, с.37].

   Справедливость, как общечеловеческий идеал, требует от социально – экономической системы обеспечения соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением: между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, признанием, а также эквивалентности взаимного обмена деятельностью и ее продуктами. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость [3, с.119].

   Обстоятельства справедливости возникают всякий раз, как только имеет место отношения распределения, обмена или воздаяния. Так, по мнению Юма, речь об обстоятельствах справедливости идѐт, когда взаимно не заинтересованные индивиды выдвигают конфликтующие претензии относительно распределения общественных преимуществ в условиях относительной недостаточности ресурсов. Справедливость обязана своим происхождением только эгоизму и ограниченному великодушию людей, а также той скудностью, с которой природа удовлетворила их нужды [4, с.119].

   В соответствии с этим можно говорить о таких разновидностях справедливости как распределяющая, меновая и воздающая.

   Распределяющая справедливость в классическом выражении проявляется во всех действиях, связанных с необходимостью распределять некоторые блага среди известной группы людей, будь то денежное вознаграждение или похвала. Распределение может быть как равным, так и неравным. В случаи неравного распределения необходим определённый критерий, каковым может выступать заслуга или потребность. Каждое общество учувствует в отношениях распределения, будь то блага или тяготы совместной жизнедеятельности. Среди распределяемых благ могут быть деньги и товары, услуги, признание, власть, свободное время, уважение, должности и т.д. В разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев:

-   по статусу рождения (раб, аристократ);

-   по положению (чиновник, простолюдин);

-   по имуществу (собственник, пролетарий);

-   по труду.

   Смысл меновой справедливости достаточно прост, важно чтобы общественная справедливость была сведена к совокупности справедливых (добровольных и взаимовыгодных) обменов. Общество можно было бы считать идеально устроенным, если бы соблюдался честный и взаимовыгодный обмен.

   В основе воздающей справедливости лежит идея социального поощрения и социального наказания. Пороком воздающей справедливости является несоразмерность. Несоразмерность при воздаянии может быть двух видов: чрезмерное воздаяние и воздаяние недостаточное. Серединой между этими двумя крайностями как раз и является воздаяние справедливое.

   Ценностным идеалом воздающей справедливости является не тот случай, когда индивид «А» получает больше или меньше индивида «Б», но случай при котором «А» получает слишком много или слишком мало некоторого блага или тягот, но не относительно положения другого, а относительно своего собственного состояния. По выражению Фейнберга, справедливость заключается не в том, что мы сравниваем каждого с каждым, но в том, что мы сравниваем каждого с некоторым объективным стандартом и оцениваем каждого по его собственному достоинству [5].

   Классической формулировкой воздающей справедливости является универсальная формула справедливости, предложенная Платоном, которая гласит «каждому своё».

   Идея справедливости, являясь объектом пристального внимания, разнообразных политических сил подвержена искажениям, и часто используется ими в качестве основной мировоззренческой установки в их программах, для достижения собственных корыстных целей. Поэтому свести справедливость к единому определению и выделить еѐ характерные черты вне временных рамок, достаточно сложно, но всѐ же основные сферы общественных отношений, от устройства которых в значительной степени и зависит социальная справедливость выделить можно. От того, как устроены отношения распределения, обмена и воздаяния насколько они оправдают ожидания большинства людей и будет определяться уровень социальной справедливости.

 

Список литературы

1.     Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 384

2.     Кашников. Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород 2004. С. 37

3.     Философская энциклопедия. М.1970.С.119

4.     Юм Д.Трактат о человеческой природе или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Сочинения. В 6 т. Т. 1. М.: Мысль, 1965. С. 647.

5.     Feinberg, J. Social Philosophy. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1973. P. 98.