Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 2014-2015 ГГ.

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Развитие экономики (2010-2013 гг.) происходило в условиях восстановительного экономического роста после драматических событий 2008-2009 гг. Однако, начиная с 2012 г. темпы роста российской экономики стали замедляться, дефицит госбюджета, государственная и частная задолженность расти.

Так, по данным МВФ[1], темпы роста ВВП России в 2012 г. снизились до 3,4%, что ниже, чем в 2011 г. (4,3%). В 2013 г. российская экономика, по сути, оказалась в состоянии стагнации: темпы роста ВВП, по оценкам МВФ[1], составили 1,2%, что ниже темпов роста мировой экономики в целом (3,0%).

Ключевой причиной торможения экономического роста являлось замедление инвестиций в основной капитал. Так, темпы прироста инвестиций в основной капитал, по данным Росстата, снизились с 21% в 2011 г. до 5% по сравнению с 2012 г.[2] В результате уровень накопления в России на протяжении 2009-2013 гг. составлял 21,8%. В то же время в течение последних 50 лет устойчивый экономический рост демонстрировали страны, в которых доля инвестиций в ВВП составляла не менее 25%[3].

При этом за рассматриваемый период темпы прироста реальной заработной платы были выше темпов прироста производительности труда. Так, в 2012 г. производительность труда выросла на 3,1% в год[4]. В то же время среднемесячная реальная заработная плата за аналогичный период увеличилась на 8,4%[4].

На этом фоне стали ухудшаться показатели финансовой устойчивости. Так, по данным Росстата[5], если в 2011 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом (0,8% ВВП), то в 2012 г. был зафиксирован дефицит бюджета на уровне 0,1% от ВВП. В 2013 г. дефицит федерального бюджета составлял уже 0,5%[5]. Такая тенденция наблюдалась в связи с необходимостью финансирования возрастающих социальных обязательств государства, крупных инфраструктурных объектов (Чемпионат мира по футболу 2018 г.) и растущих военных расходов. В то же время зависимость федерального бюджета от цен на нефть существенно увеличилась: по данным Минфина[6], доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета увеличилась в два раза (с 20% в 2002 г. до 50% в 2012 г.), а ненефтегазовый дефицит возрос более, чем в пять раз (с 2% ВВП в 2002 г. до 10,5% в 2012 г.).

Но особое беспокойство в данной ситуации вызывал стремительный рост кредитования физических лиц (как потребительского, так и ипотечного), рост долговой нагрузки частных домохозяйств на фоне ухудшающихся макроэкономических показателей. Так, по оценкам Сбербанка [7], во втором квартале 2012 г. темпы роста потребительского кредитования достигли пиковых значений и составили 41% в реальном выражении, в то время как реальные располагаемые доходы населения за аналогичный периоде выросли лишь на 6,6%. При этом, по данным статистического агентства журнала «Эксперт», портфель необеспеченных кредитов за данный период вырос на 65%. [8] Данные тенденции сохранились в 2013 г.: по данным Банка России, объема кредитов, предоставленных физических лиц, на 21%[9] превышал аналогичный показатель по состоянию на конец 2012 г. При этом в течение 2013 г. совокупная задолженность домохозяйств увеличилась на 29% [9].

Одновременно происходил и рост государственной задолженности. По данным Минфина, государственный внешний долг России в 2012 г. увеличился на 51%[10] в долларовом выражении в связи с увеличением задолженности по государственным гарантиям и долга по внешним облигационным займам. Рост государственного долга продолжился в 2013 г.: к концу 2013 г. государственный внешний долг достиг 77,7 млрд долл. США по сравнению с 54,4 млрд. долл. США на конец 2012 г. (рост на 11%[10]). Существенными были темпы роста внешнего долга корпораций: они составляли порядка 15% в год[10] в 2012-2013 гг.

Таким образом, к началу 2014 г. в российской экономике сложилась благодатная почва для развертывания финансово-экономического кризиса. Внешние факторы, связанные с возросшими геополитическими рисками и, в том числе, с введенными странами Европейского Союза и США санкциями против крупнейших отечественных компаний, способствовали дальнейшему ухудшению макроэкономических показателей и обострению уже накопленных противоречий. В этом смысле экономический кризис, начавшийся в России осенью 2014 г., следует рассматривать как составную часть, «вторую волну» современного долгового кризиса, как неизбежное продолжение кризисных явлений 2008 г. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что кризисные тенденции в 2014 г. наблюдались в экономиках многих развивающихся стран (Аргентина, Бразилия, Турция). С серьезными экономическими трудностями столкнулись экономики Китая и Индии. Важный аргумент, позволяющий нам рассматривать текущий экономический кризис в России сквозь призму современного долгового кризиса, состоит в том, что данный кризис распространялся через те же каналы, что и в 2008 г. и явились следствием  как экспортной ориентации российской экономики, так и замораживания рынков ссудного капитала для российских компаний (вследствие международных санкций).

За период с 01 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. цены на нефть марки Brent упала со 112 долл. США/барр. до 58 долл. США/барр., то есть почти в два раза.[11] Причинами снижения цен на нефть являлись сокращение спроса на энергоносители со стороны развивающихся стран-импортеров, прежде всего, Китая, в связи с замедлением темпов экономического роста, рост предложения нефти благодаря увеличению объемов поставок сланцевой нефти из США, а также сознательная политика стран-членов ОПЕК, нацеленная на удержании доли на мировом рынке энергоносителей и подрыв конкурентных позиций США (существенно нарастившей добычу нефти благодаря так называемой «сланцевой революции»).

В результате валютная выручка крупнейших отечественных компаний стала существенно сокращаться. Все это происходило на фоне необходимости погашения большого объема накопленного внешнего корпоративного долга, составившего к 01 октября 2014 г. порядка 614 млрд долл. США[12]. Международные санкции, включавшие запрет на выдачу новых кредитов со сроком более 30 дней, сделали невозможным рефинансирование данного долга. Как следствие, спрос на валюту стал существенно возрастать. Так, за август- октябрь 2014 г. официальный курс рубля к долл. США вырос с 35,4 руб./долл. США до 43,4 руб./долл. США. [13].

Сложившееся положение было во многом усугублено недальновидной политикой Банка России.

Во-первых, Центральный Банк в течение всего 2014 г. проводил неоправданно жесткую кредитно- денежную политику, направленную на изъятие денежной массы из экономики. По оценкам экономиста С. Глазьева, объем денежной массы, по предварительным данным за 2014 г., сократился в реальном выражении на 700 млрд руб., что привело к снижению уровня монетизации с 47% от ВВП до 44% от ВВП[14]. На фоне закрытия внешних кредитных рынков данная политика Центрального Банка существенно ограничила возможности по заемному финансированию для многих компаний и сделала неизбежным спад инвестиций.

Во-вторых, с 01 ноября 2014 г. Центральный Банк РФ ввел рубль в режим «свободного плавания», что означало отказ от удержания курса национальной валюты в рамках заданного валютного коридора. Это спровоцировало дальнейший рост спроса на валюту, как со стороны компаний, так и населения. В декабре 2014 г. ситуация на валютном рынке стала выходить из-под контроля. 15-16 декабря 2014 г. валютный рынок охватила паника, в результате которой курс рубля к долл. США поднимался выше уровня 80 руб./долл. США, а курс рубля к евро - выше 100 руб./долл. США.

Несмотря на принятые меры, к концу 2014 г. экономический кризис в России стал общепризнанным фактом. По данным Министерства Экономического Развития РФ[15], в ноябре 2014 г. ВВП России снизился по сравнению с аналогичным показателем 2013 г. на 0,5%, впервые с 2009 г. продемонстрировав отрицательную динамику. По итогам 2014 г. рост ВВП составил всего 0,6% в реальном выражении[16]. При этом инфляция потребительских цен в 2014 г., по оценкам Росстата, достигла двухзначных значений (впервые с 2008 г.) и составила 11,4%[17].

Негативные тенденции продолжили наблюдаться и в 2015 г. По итогам 2015 г. падение валового внутреннего продукта составило 3,7% относительно аналогичного уровня 2014 г.[18]. За январь-декабрь 2015 г. инфляция потребительских цен, по данным Росстата, составила 12,9% по сравнению с аналогичным уровнем 2014 г.[19].

Для предотвращения коллапса национальной валюты и финансовой системы в целом правительство и Банк России предприняло ряд экстренных мер. В рамках мер по спасению финансовой системы были приняты законодательные акты, предусматривающие возможность правительству выделять до 1 трлн руб. через облигации федерального займа в Агентство по страхованию вкладов для докапитализации банков и право выделять до 10% средств из Фонда Национального Благосостояния банкам, обладающим капиталом свыше 100 млрд руб.[20]. В рамках мер кредитно-денежной политики была резко повышена ключевая ставка – с 10,5% до 17% (к началу августа 2015 г. ключевая ставка была снижена до 11%)[21]. Также для поддержания курса национальной валюты, Банком России были осуществлены масштабные интервенции: за период с декабря 2014 г. по февраль 2015 г. золотовалютные резервы РФ сократились на 13,5%: с 420,5 млрд долл. США на 28 ноября 2014 г. до 363,0 млрд долл. США на 27 февраля 2015 г.[22].  Среди прочих антикризисных мер, в частности, мер по поддержке населения, стоит отметить увеличение страхового возмещения по вкладам – с 700 тыс. руб. до 1,4 млн руб [23].

Говоря об эффективности принятых экстренных мер, следует отметить, что некоторые из этих решений только усугубили экономическую ситуацию. Прежде всего, речь идет об увеличении ключевой ставки, что окончательно загнало российскую экономику в стагфляционную ловушку, приведя к существенному падению производства в ближайшей перспективе. Сохранение текущей жесткой кредитно-денежной политики Банка России на фоне внешних кредитных ограничений лишает реальный сектор экономики потенциала для экономического роста и рискует обеспечить затяжной характер кризиса.

Стратегия правительства по борьбе с кризисом на кратко- и среднесрочную перспективу была отражена в «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики        и социальной стабильности в 2015 году» [24].

Если рассматривать меры по поддержанию стабильности финансовой системы, то здесь предполагается создание банка плохих активов для предотвращения банкротства крупных предприятий и дополнительная рекапитализация крупных банковских учреждений.

В рамках бюджетно-налоговой политики предполагается существенное сокращение государственных расходов: минимум на 5% в 2016-2018 гг. При этом указанное сокращение не должно затронуть социальные расходы и расходы на оборону. Для стимулирования экономического роста предусматриваются налоговые льготы для малого бизнеса и меры по импортозамещению и экспорту высокотехнологичной продукции.

В условиях кризиса перспективы развития отечественной экономики в кратко- и среднесрочном периоде представляются неблагоприятными. В соответствии с прогнозами Международного Валютного Фонда [25] ВВП России сократится на 1,9% в 2016 году. Далее аналитики ожидают ускорение темпов роста ВВП до 1,5% к 2020 г.

Основной стратегической задачей долгосрочной государственной экономической политики в России является структурная модернизация отечественной экономики. Ключевым шагом на пути к структурной модернизации экономики страны является создание развитого внутреннего финансового рынка, который обеспечивал большую независимость отечественной финансовой системы от международных рынков ссудного капитала. Существенным направлением в рамках данной политики является развитие рынка долгосрочных финансовых инструментов, которые использовался бы для инвестиционных, а не для спекулятивных целей. Однако данный шаг невозможен без наличия соответствующей институциональной базы. Достаточно сказать, что в США и странах Западной Европы главную роль на долговых рынках играют так называемые институциональные инвесторы (например, пенсионные фонды), инвестирующие на срок от 5 лет и выше. На этом фоне последние шаги российского правительства (в частности, отмена накопительной части пенсии в 2015 г.) не являются движением в правильном направлении. Решение данной задачи также могло бы способствовать размещение государственных облигаций на российских торговых площадках; развитие инфраструктуры отечественного финансового рынков, снижение информационных, регулятивных и технологических барьеров на рынке.

Вторым важным направлением государственной экономической политики является проведение более адекватной кредитно-денежной политики Банкам России, соответствующей задачам экономического роста. В текущих кризисных условиях необходимо отказаться от неоправданно жесткой монетарной политики, которая, ограничивая возможности внутреннего кредитования, подрывает стимулы для экономического роста. В этой связи в ближайшей перспективе предлагается снизить ключевую ставку до однозначных показателей. Также представляется необходимым ввести временный мораторий на свободное плавание курса рубля и вернуться к практике установления валютного кредитора, в рамках которого курс рубля может колебаться. Говоря об институциональных мерах, которые могли бы быть предложены в данном направлении, представлялось бы целесообразным закрепить в законодательстве в качестве целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России создание условий для экономического роста, увеличение инвестиций и занятости.

Проведение адекватной кредитно-денежной политики, обеспечивающей стимулы для долгосрочного роста, должно сопровождаться соответствующей налоговой политикой. Данная политика предполагает реформирование налогового законодательства, обеспечивающее снижение ставок по налогу на прибыль и отчислениям в социальные фонды, с одной стороны, и введение прогрессивной шкалы налогообложения и налога на предметы роскоши, с другой стороны.

Решение задачи смягчения последствий долгового кризиса невозможно без проведения институциональных реформ, направленных на снижение транзакционных издержек экономических субъектов (повышение независимости и прозрачности судебной и правоохранительной системы, снижение административных барьеров для бизнеса, ужесточение мер по борьбе с коррупцией). Эти реформы должны заключаться в следующем:

-   повышение независимости и прозрачности судебной и правоохранительной системы;

-      либерализация законодательства (снижение сроков наказания за незначительные экономические преступления, широкая экономическая амнистия);

-   снижение административных барьеров для бизнеса (ликвидация большого числа регулирующих органов, сокращение количества бюрократических процедур, необходимых для открытия и ведения бизнеса);

-    налоговые реформы (снижение налоговой нагрузки, в том числе за счет снижения ставки страховых взносов, упрощение налогового администрирования);

ужесточение мер по борьбе с коррупцией (ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции).

В последние годы государство предпринимало определенные шаги с целью улучшения инвестиционного климата (экономическая и политическая амнистия 2013 г. и 2015 г., введение принципа «одного окна»). Однако положительный эффект от всех этих действий был нивелирован общим обострением геополитической обстановки и ухудшением отношений с западными партнерами.

Наконец, еще одной задачей является изменение структуры и направления государственных инвестиций путем развития перспективных отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью (нефтепереработка, химическая промышленность, телекоммуникации). Развитие данных отраслей могло бы быть обеспечено за счет следующих шагов:

-       создание полюсов (точек) роста и научно-технологических кластеров на базе существующих университетских центров в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске;

-   увеличение расходов на науку, образование и здравоохранение.

К сожалению, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать существенных позитивных сдвигов в данном направлении. В бюджете на 2016 г. предполагается существенное сокращение общего объема государственных расходов, но при сохранении текущего уровня социальных и оборонных расходов. В этой связи очевидно, что сокращение произойдет за счет свертывания инвестиционных расходов, расходов на такие сферы, как здравоохранение, образование. Так, по оценкам Министерства Финансов России, в среднесрочной перспективе расходы бюджета на образование будут составлять не более 4% [26] от объема ВВП, а на здравоохранение – не более 3-3,5%, что не является достаточным для полноценного развития этих сфер. При этом меры по импортозамещению, принимаемые экономическими властями в условиях санкционного давления, не представляются достаточными для стимулирования развития несырьевого сектора и в основном ограничиваются упрощением процедур для экспорта высокотехнологичной продукции.

 

Список литературы

1.     World       Economic       Outlook       Database      [Electronic        source].       IMF,       2014.      Official       web-site: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2014/01/weodata/weoselgr.aspx.

2.     Инвестиции в нефинансовые активы [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#        .

3.     Мау В. А. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году.Вопросы экономики, 2014. №2. С. 4-32.

4.     Труд и занятость в России – 2013 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_36/Main.htm .

5.     Профицит,  дефицит  (-)  консолидированного  и  федерального  бюджетов  Российской  Федерации

[Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin29g.htm .

6.     Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. Министерство Финансов Российской Федерации. 2013. С. 9.

7.     Динамика  потребительского  кредитования  в  России:  оценка  Сбербанка  [Электронный  ресурс].Экономическая политика, 2013. Режим доступа:  http://ecpol.ru/2012-04-05-13-45-47/2012-04-05-13-46- 26/1050-dinamika-potrebitelskogo-kreditovaniya-v-rossii-otsenka-sberbanka.html      .

8.     Потребительское кредитование в 2012 г. Эксперт РА: Рейтинговое агентство, 2012. 26 с.

9.     Сведения о кредитах, предоставленных физических лиц [Электронный ресурс]. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Month=01&Year=2013&TblID=302-02M      .

10. Внешний долг Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа:     http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_new.htm&pid=svs&sid=itm_34989       .

11. Цены на нефть, нефтепродукты и газ  [Электронный ресурс]. Агентство Oil Capital.ru. Режим доступа: http://www.oilcapital.ru/stat/stat_1/stat_1.shtml   .

12. Внешний долг Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа:     http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_new.htm&pid=svs&sid=itm_34989       .

13. Динамика официального курса заданной валюты [Электронный ресурс]. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_new.htm&pid=svs&sid=itm_34989       .

14. Глазьев С. Ю. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях агрессии СШАю Российская академия наук. 2014. 60 с.

15. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-ноябре 2014 г. /Центральный Банк РФ, 2014. С. 5.

16. О величине валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/vvp.htm     .

17. Об оценке индекса потребительских цен в декабре 2014 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/270ozen31.htm     .

18. О  производстве  валового внутреннего продукта (ВВП) во II  квартале  2015 г. [Электронный  ресурс].Официальный       сайт      Федеральной      службы      государственной      статистики.      Режим       доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#      .

19. Об индексе потребительских цен в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm    .

20. Маркелов, Р. Путин подписал закон о докапитализации российских банков. Российская Газета, 2014. 27 декабря.

21. О ключевой ставке Банка России [Электронный ресурс]. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим   доступа:   http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=30012015_133122dkp2015-01-30T13_15_49.htm.

22. Международные резервы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/?PrtId=mrrf_7d .

23. Замахина, Т. Госдума увеличила страховку по вкладам в два раза. Российская Газета, 2014. 19 декабря.

24. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году : [распоряжение № 98-p: принято Правительством Российской Федерации 27 января 2015 г.]. Официальный сайт Правительства РФ. 2015. Режим доступа: http://government.ru/docs/16639/ .

25. Доклад об экономике России / Центральный Банк РФ, 2015. С. 3

26. Акиндинова, Н., Кузьминов, Я., Ясин, Е. Российский экономика на повороте. Вопросы экономики, 2014. № 6. С. 11.