16 апреля 2017г.
Важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства. В настоящее время сложилась и мировая, и отечественная практика оказания правовой помощи по уголовным делам, в частности по вопросам выдачи лиц, совершивших преступление.
Законодатель закрепляет, что Генеральный прокурор, а также его заместители принимают решение о выдаче лица, совершившего преступление, иностранному государству.
Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности по выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления, основываются на Конституции РФ, УПК РФ, международных договорах, заключенных РФ с другими государствами, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992 г., Приказе Генерального прокурора РФ «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» от 12 марта 2009 г. №3, а также на различных указаниях и информационных письмах Генерального прокурора, касающихся выдачи лица, предположительно совершившего преступление.
В Генеральной прокуратуре РФ вопросы выдачи относятся к компетенции Главного управления международно-правового сотрудничества. Одним из структурных подразделений Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации является управление экстрадиции. Управление экстрадиции осуществляет проведение экстрадиционных проверок в отношении лиц, разыскиваемых иностранными государствами, а также в соответствии с требованиями УПК РФ и УК РФ подготавливает решения по вопросу выдачи лиц в иностранные государства для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения приговора[1].
Порядок рассмотрения поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации запросов о выдаче лица из компетентных органов иностранных государств, а также запросов о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, направляемых в компетентные органы иностранных государств, регламентируется Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 18.10.2008 г. №212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения»[2].
В соответствии с данным указанием на каждый орган прокуратуры возлагаются конкретные обязанности по осуществлению процедуры выдач.
К компетенции прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных прокуратур и иных специализированных прокуратур относятся:
-заполнение листа экспресс-опроса по установленной форме в течение 24 часов после задержания лица, разыскиваемого компетентным органом иностранного государства или международным судом, и по каналам быстрой связи направление этого документа в Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а военным прокурорам также в Главную военную прокуратуру;
-обеспечение задержания лица, разыскиваемого компетентным органом иностранного государства или международным судом, на 48 часов при отсутствии на момент задержания данных, исключающих выдачу задержанных лиц иностранному государству или международному суду;
- в случае подтверждения инициаторами розыска намерения запрашивать выдачу таких лиц и представления постановлений о заключении их под стражу, просьб о временном задержании, о взятии под стражу до представления запроса о выдаче принятие мер к заключению задержанных под стражу на основаниях и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, учредительными актами международных судов и российским законодательством;
-в случае не поступления документов в указанный срок освобождение задержанных лиц с уведомлением об этом прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, а также Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
К компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации, а также приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур относятся:
- принятие безотлагательных мер по задержанию и заключению под стражу лиц, которые разыскиваются компетентными иностранными органами, для последующей выдачи;
- проверка полноты и достоверности проводимых нижестоящими прокурорами процессуальных действий;
- проверка законности решений об освобождении из-под стражи лиц, которые не подлежат выдаче;
- направление в Главное управление международного правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложений о совершенствовании процедуры выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора и т.д.
Как уже упоминалось ранее, работа по направлению и исполнению запросов о выдаче и общий контроль за ее осуществлением возложены на Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В компетенцию указанного Главного управления входят[3]:
- обеспечение органов прокуратуры информацией об обязательных для Российской Федерации международно-правовых актах в сфере выдачи;
- анализ и обобщение практики по вопросам выдачи, предоставление предложений по ее совершенствованию и развитию нормативно правовой базы;
- проведение проверки, определение соответствия поступивших из иностранных государств документов требованиям международных договоров;
- контроль за соблюдением органами прокуратуры Российской Федерации международно-правовых актов и законодательства Российской Федерации при проведении проверок в отношении лиц, задержанных на территории Российской Федерации, находящихся в международном или межгосударственном розыске;
- выдача поручения прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о принятии мер по избранию мер пресечения в отношении лиц, выдача которых запрошена компетентными органами иностранных государств и международными судами;
- принятие необходимых мер к установлению принадлежности запрашиваемых лиц к российскому гражданству, возможности исполнения запросов о выдаче с точки зрения обеспечения безопасности, общественного порядка и иных интересов Российской Федерации
- осуществление проверки материалов, поступивших для подготовки и направления в иностранные государства запросов о выдаче;
- подготовка проектов решений по поступившим запросам о выдаче лиц, а также проектов запросов о выдаче в иностранные государства и т.д.
Учитывая изложенное, Главное управление международно-правового сотрудничества является надзорно-организующим подразделением Генеральной прокуратуры РФ, несущим полную ответственность за содержание и обоснованность запросов в другие государства, включая изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния
Необходимо отметить, что органы российской прокуратуры осуществляют правоприменительную деятельность в сфере экстрадиции в двух направлениях: по рассмотрению запросов о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора и по направлению в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции.
Безусловно, каждое из указанных направлений имеет различия в целях и процедурах осуществления, субъектном составе, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих правовых средств.
Вместе с тем в процессе применения данных направлений органами прокуратуры в сфере экстрадиции с учетом положений общей теории права можно выделить прохождение следующих стадий реализации[4]:
1. Установление фактических оснований экстрадиции. На данной стадии исследуются и анализируются фактические обстоятельства, необходимые для реализации экстрадиции, а именно наличие экстрадиционного преступления. При этом установление таких фактических обстоятельств должно быть обеспечено всесторонним и полным их исследованием с помощью проведения органами прокуратуры экстрадиционной проверки.
2. Юридическая оценка установленным фактическим обстоятельствам. На указанной стадии дается правовая квалификация экстрадиционного события, возможность применения норм международного и национального законодательства в сфере экстрадиции в отношении лиц по поступившим запросам о выдаче от иностранных государств либо, при направлении органами прокуратуры запросов об экстрадиции, решение вопросов о коллизии запросов о выдаче, поступивших от нескольких иностранных государств.
3. Принятие решения по делу - завершающая и основная правоприменительная стадия, сопровождающаяся вынесением органами прокуратуры индивидуально-правового акта (принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче), который и послужит основой для возможности привлечения лиц к уголовной ответственности или исполнения приговора.
Таким образом, правоприменительная деятельность органов прокуратуры в сфере экстрадиции представляет собой осуществляемую в специально установленных формах государственно-властную деятельность по реализации норм международного и национального права в целях привлечения лиц к уголовной ответственности или исполнения приговора.
1Участие органов прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам: сб. методич. и информ. материалов / под общ. ред. A. Г. Звягинцева. Москва: Генпрокуратура РФ, 2011. С. 21
2 Указание Генеральной прокуратуры РФ от 18.10.2008 №212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения» // СПС КонсультантПлюс
3 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12.03.2009 № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
4 Рассказов С.С. Содержание деятельности органов российской прокуратуры в сфере экстрадиции: организационно-правовые особенности // Юридический мир. 2013. №5. С. 24.