Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, охранять и защищать которую – обязанность государства[1]. При этом одними из наиболее охраняемых должны быть, и являются базовые ценности, данные человеку с рождения, вне зависимости ни от каких субъективных факторах. Речь в данном случае идет о жизни и здоровье, право на которые имеет каждый человек.

Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Отметим, что указанное определение далеко не единственное, а потому мы не претендуем на его аксиоматичность, более того, в рамках настоящей статьи, данная тематика не является превалирующим предметом исследования. В данном случае важным является тот факт, что в силу определенных объективных или субъективных обстоятельств, периодически возникают ситуации, при которых человек нуждается в употреблении лекарственных средств для поддержания здоровья или лечения. И в этой ситуации крайне важно, чтобы те лекарственные средства, которыми пользуется человек, были качественными, а прописанные на бумаге характеристики соответствовали реальному положению дел.

На сегодняшний день лекарственный бизнес в России и мире является одним из наиболее прибыльных и не страшащимся никаких кризисных явлений в экономике. К сожалению, люди болеют практически всегда, а потому, спрос на лекарственные средства остается стабильно высоким. По оценкам специалистов, ежегодные обороты лекарственного бизнеса составляют многомиллионные суммы. Однако существенной проблемой на сегодняшний день является фальсификация лекарственных средств. По данным Всемирной организации здравоохранения, масштабы фальсификации могут варьироваться, и доля фальсификата в разных странах может составлять от одного до нескольких десятков процентов от объема всего рынка лекарственных препаратов. По данным МВД России, каждая десятая таблетка в РФ – фальсификат, а годовой объем продаж фальсифицированной продукции составляет 10-15% от легального оборота лекарств[6]. Однако Торгово-Промышленная Палата предполагает, что объем фальсификата на рынке лекарств доходит до 60%[7].

Подобная ситуация крайне негативно сказывается на базовых ценностях человека и гражданина, а именно на его здоровье и жизни. Употребление подобных лекарственных средств не только не приводит к оказанию необходимого медицинского эффекта, но, зачастую, существенно усугубляет ситуацию в негативную сторону. Смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом. За последние 40 лет поддельные лекарства в мире «убили» 200 тыс. человек[8].

На сегодняшний день существует несколько типов подделок лекарственных средств. Самым опасным видом подделок является «лекарство-пустышка», в котором нет целебного вещества. Такой препарат может быть безопасен даже при принятии внутрь, однако в случае, когда от лекарства ждут скорой помощи, эта «безопасность» оказывается смертельной. Другой тип подделки – препарат, имитирующий лечение. Целебное вещество внутри действительно обнаруживается, но более дешевое и менее эффективное. Такое лекарство способно обмануть даже врача, который наблюдает у больного улучшение, но не в том темпе, в каком ожидал. Третий тип поддельного лекарства – уменьшение или превышение дозы вещества. Причем если уменьшение грозит неэффективностью лечения, то превышение может прямо спровоцировать летальный исход.

Таким образом, можем сказать, что вопрос борьбы с фальсификацией лекарственных средств стоит особенно остро. Однако реализация данного направления деятельности осложнена целым рядом аспектов. Во-первых, крайне трудно оценить и определить реальные масштабы оборота контрафактной лекарственной продукции. Цифровые показатели многих ресурсов существенно рознятся. Разница порой доходит до нескольких десятков в процентном соотношении. Представляется, что подобная ситуация становится возможной в виду повышенной степени латентности совершаемых преступных деяний в данной сфере, причем как естественной, так и искусственной[5]. Во-вторых, технологии изготовления фальсификата с каждым годом совершенствуются, поэтому отличить подлинный препарат от подделки можно, лишь обладая специальными знаниями, опытом и технологиями. В-третьих, фальсификация лекарственных средств на сегодняшний день приносит доход не меньший, чем от легального лекарственного бизнеса, а иногда и больший, а усилий при этом затрачивается значительно меньше. А потому, с каждым годом в данный преступный бизнес вовлекается все большее количество преступных формирований организованного характера, имеющих, в том числе и коррупционные связи в органах государственной власти, правоохранительных органах, органах местного самоуправления. Это в значительной мере затрудняет процесс противодействия фальсификации лекарственных средств.

К таким мерам противодействия необходимо отнести повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению обращения фальсифицированных лекарственных средств, ужесточение ответственности за их производство и обращение, модификацию уголовного законодательства, дальнейшее его совершенствование, в т. ч. по вопросам регулирования порядка ввоза лекарственных препаратов на территорию РФ, а также внедрение современных технологий при производстве лекарственных препаратов, которые исключают возможность имитации их упаковки[4]. Первым шагом на пути решения проблемы стало принятие федерального закона от 31.12.2014 №532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»[3] (далее — Закон о фальсификации). Указанный закон был принят Государственной думой РФ в конце декабря 2014 года, а уже 23 января 2015 года он вступил в силу. Необходимость принятия подобного закона подчеркивалась уже давно и была обусловлена пробелом в правовом регулировании обращения лекарственных средств, существовавшим до этого. Под пробелом понимается отсутствие в законодательстве специализированных правовых норм, предусматривающих ответственность за фальсификацию лекарственных средств. Закон о фальсификации, очевидно, восполняет данный пробел в законодательном регулировании. Так, согласно данному закону, УК РФ и КоАП РФ дополнены новыми составами правонарушений, главная цель которых — это борьба с производителями фальсифицированной продукции, а также лицами, распространяющими фальсифицированные лекарственные средства на фармацевтическом рынке.

Учитывая указанные выше аспекты, полагаем, что для борьбы с фальсификацией лекарственных средств необходимо принятие кардинальных превентивных мер, которые смогут не только сделать изготовление фальсификата неприбыльным и непривлекательным бизнесом, но и вовсе исключат возможность подделки оригинальных лекарственных препаратов

 

Библиографический список

 

1.   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// «Собрание Законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2.   Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 16.07.2015) //«Собрание Законодательств РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3.   Федеральный закон №532-ФЗ 31.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты     Российской               Федерации     в     части     противодействия     обороту     фальсифицированных, контрафактных,     недоброкачественных     и    незарегистрированных       лекарственных     средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» // Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 85

4.   Дронова О.Б. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений в сфере производства, хранения и сбыта товаров, не соответствующих установленным требованиям.

5.   Замедлина, Е. А. Товароведение и экспертиза товаров: учебное пособие / Е. А. Замедлина. – Москва: РИОР, 2005. - 156 с.

6.   Трапкова А.А. Приоритеты и перспективы в области борьбы с обращением фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств в Российской Федерации. Материалы Международной конференции «Качество лекарственных средств и медицинских изделий. Современные требования и подходы» 24–25 апреля 2013, г. Москва.

7.   Состояние преступности в России // Министерство внутренних дел Российской Федерации URL:https://xn    b1aew.xn    p1ai/upload/site1/document_news/009/338/947/sb_1612.pdf (дата    обращения: 14.12.2017).

8.   Статистика Торгово-Промышленной Палаты в Российской Федерацииhttp://www.economy.ru/2017/15/12/content.statistic.ru (дата обращения 15.12.2017).

9.   Состояние преступности в России // Министерство внутренних дел Российской Федерации URL: https://xn     b1aew.xn     p1ai/upload/site1/document_news/007/238/947/sb_1612.pdf (дата    обращения: 14.12.2017).