Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИЕЙ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

Аннотация - Затронутый вопрос авторами по существу актуален тем, что вопросы защиты детей и их безопасность в России не на должном уровне. Суждения и предложения будут полезными прежде всего для аспирантов и лицам, интересующимся вопросами борьбы с преступность, а также деятельностью полиции. И действительно административно-правовые вопрос ныне невозможно без комплексного подхода, а также без применения высокотехнологических электронных средств.

Ключевые слова: дети, закон, мероприятие, ОРД, орган, оперативный, ответственность, ОВД, процесс, ПДН, розыск, работа, ребенок, следователь, техника, уголовный, электроника.




MODERN LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE JUVENILE POLICE, THE MISSING BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

 

1Vasilyev F.P., 2Dmitry I.L.

 

1Russian Ministry of Internal Affairs Academy, doctor of law, Associate Professor, police Colonel, Member of the Russian Academy of law Sciences (RAÛN)

2Adjunct faculty organization operational-investigative activities of the Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs

Lieutenant Colonel of police management-the Chief Commandant of the INTERNAL AFFAIRS of Russia on the Astrakhan area

Annotation - matter under discussion by the authors is actually urgent fact that questions of the protection of children and their safety in Russia not at the proper level. Judgments and proposals will be useful, first of all, for the graduate students and to those, who are interested in questions of crime control, and also by the activity of the police. And actually administrative-legal a question are now impossible without the integral approach, and also without the application of high(ly)-technological electronic means. The keywords: children, law, measure, HORDES, the organ, operational, responsibility, OVD, process, PDN, search, work, child, inspector, criminal.

The keywords: children, law, measure, HORDES, the organ, operational, responsibility, OVD, process, PDN, search, work, child, inspector, technology, criminal, electronics.

    Розыскная работа является составной частью оперативной розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОРД ОВД) и на ряду с другими задачами ОРД, задача по осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, направлена на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, законных интересов общества и государства.

    В теории ОРД с учетом научных изысканий выработаны иные подходы к определению понятия розыскной работы, которые в той или иной мере расширяют количественный состав ее элементов. Так, например, профессор Чечетин А.Е. дал следующее определение этому виду деятельности: «Розыскная работа органов внутренних дел – это базирующаяся на уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве и отдельных подзаконных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно- правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства (стадий оперативно- розыскного процесса) уполномоченными на то законом субъектами и направленных на обнаружение местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых, выявление и устранение условий, способствующих длительному укрывательству разыскиваемых и безвестному исчезновению»26.

    В связи с тем, что розыскная работа ОВД, является составной часть ОРД ОВД, она регламентировано широким спектром различных правовых источников, основными из которых являются Конституция РФ, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным дела (Минск, 1993 г.), Договор государств–участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 г., Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральные законы об оперативно-розыскной деятельности, о полиции», о государственной дактилоскопической регистрации в РФ, о государственной геномной регистрации в РФ, указы Президента России 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и № 249 Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту РФ, № 250 «Вопросы организации полиции». Также деятельность по осуществлению розыскной работы ОВД регламентирована рядом ведомственных приказов, наставлений и инструкций, основные из них: приказ МВД России № 213дсп-1993 г. «Об утверждении «Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел» и «Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения»; приказ МВД России № 1070-1999 г. «О внедрении программно-технического комплекса «Розыск- Магистраль»; совместный приказ МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 27 февраля 2010 г. № 70/122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» и др.

 

26     Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник/Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2012. С. – 392.



   Важным элементом розыскной работы является наличие субъектов, уполномоченных на право осуществлять мероприятия, в рамках розыска.

   Выполнение задач розыскной работы практически полностью лежит на государственных органах, но ведущая роль в данном направлении деятельности отведена подразделениям полиции. В тоже время основным субъектом, осуществляющим розыскную работу в ОВД, являются подразделения уголовного розыска территориальных органов МВД и их сотрудники. На них и на сотрудников входящих в их состав, где это предусмотрено организационно- штатным расписанием, подразделений (направлений, групп, отделений и отделов) по розыску лиц, лежит непосредственная и большая нагрузка по выполнению задач розыскной работы. Об организационно-структурном и кадровом обеспечении подразделений уголовного розыска ОВД по розыску лиц подробно рассмотрено во второй главе данного диссертационного исследования.

    Подразделения полиции уголовного розыска ОВД (ГУТ МВД России) на транспорте и их сотрудников необходимо отнести к субъектам розыскной работы, т.к. они в пределах своей компетенции осуществляют выполнение задач розыскной работы.

    К субъекту розыскной работы необходимо отнести и подразделения дознания27, следствия28, их сотрудников, а также судей и суд. На основании их постановлений происходит объявление в розыск лица, совершившего преступление и скрывшего. Так, следователь или дознаватель вправе ходатайствовать перед судом о получении разрешения на проведение обыска с целью розыска лиц или трупов29.

    Кроме вышеперечисленных подразделений и должностных лиц, к субъектам деятельности по линии розыска детей, пропавших без вести необходимо отнести подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и их сотрудников. Так как они выполняют значительный объем мероприятий предупредительного характера с несовершеннолетними лицами, а также принимают непосредственное участие в мероприятиях по установлению местонахождения пропавших детей.

   В соответствии со ст. 17 ФЗ Об ОРД для решения задач розыскной работы могут привлекаться лица, оказывающие содействие ОВД  на гласной или конфиденциальной основе. А организацию розыскной работы осуществляют руководители территориальные ОВД и на транспорте, подразделений уголовного розыска полиции и подразделений по розыску лиц, штабные подразделения и их должностные лица, которые в виду своей деятельности также можно отнести к субъектам розыскной работы ОВД. В итоге:

   Розыскная работа – это комплекс различных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства. Из этого следует, что:

–     все, проводимые в рамках розыскной работы мероприятия (организационного, предупредительного, административно-правового, оперативно-розыскного, уголовно-процессуального характера) взаимосвязаны и взаимообусловлены;

–    их применение подробным образом регламентируется отдельными нормативными правовыми актами (НПА) в основном ведомственного уровня, но основу розыскной работы, как мы уже говорили, составляют НПА федерального уровня;

– в комплексе используются силы и средства, находящиеся в распоряжение ОВД.

    Не смотря на исторически сложившуюся практику о том, что розыск лиц является обязанностью государственных органов и не относится к деятельности частных детективов или иных частных лиц, все же в настоящее время различные общественные, волонтерские организации, частные лица и частные детективы30 принимаю меры к установлению места нахождения лиц, пропавших без вести. В некоторых случаях перечисленные лица сами разыскивают или принимают участие в мероприятиях по розыску лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Деятельность данных лиц довольно близка по своей сути к деятельности полиции по осуществлению розыска, но их деятельность не урегулирована какими-либо НПА, в отличие от нормативного регулирования розыскной работы государственных органов. Исключения составляет деятельность частных детективов, которым среди услуг, оказываемыми ими в целях сыска, предусмотрен поиск без вести пропавших граждан, но все же это направления деятельности частных детективов урегулировано не достаточно. На практике это часто приводит к нарушение прав человека, местонахождение которого устанавливается (часто общественные организации, занимаясь само пиаром, разглашают конфиденциальную информация без согласия разыскиваемого, а частные детективы сообщаю место нахождение разыскиваемого не спрашивая его согласия на это), а в некоторых случаях их деятельности наносит ущерб служебным интересам государственных органов, вмешиваясь без согласования в их деятельность, что может привести к тяжким последствиям и даже к гибели разыскиваемого лица.

27     Дополнительно см. Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. - М.: Акад. Следств. комитета РФ, 2014, Вып. 3. - С. 92-98.

28 Васильев Ф.П. Доказывание по делу при привлечении к административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, № 2. - С. 47-54.

29 Статья 182 УПК Российской Федерации.

30 См. ст. 3 Закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».



    В связи с этим в современном обществе возникла необходимость законодательного закрепления розыскной деятельности общественных и волонтерских организаций и иных лиц, которые по роду своей деятельности или по личной инициативе проявляют интерес к поиску лиц, пропавших без вести, или осуществляют их поиск.

    С другой стороны на наш взгляд с учетом того, что Россия развивается по пути правового государства и тем самым и НПА база должна соответствовать стандартам, которые обеспечат и требуют издания единых федеральных законов или концепций. К этим позициям придерживаются ряда ученых и в качестве образца можно привести обоснованного характера примеров, некоторые из которых тем более опубликованы (в том числе в журналах ВАК). Например:

•   переиздание Федерального закона «О безопасности» и придание статуса федерального конституционного закона31. В сущности, можно, ли вести государственную политику или проводить концептуальные правоприменительные действия (толкования) об обеспечении той или иной безопасности (в том числе и личной безопасности граждан) без наличия основного и главенствующего федерального конституционного закона. Наверное, если в конституционных нормах страны достаточной мере употребляются термины о безопасности, то первоначальным федеральным конституционным законом по обеспечению реализации норм Конституции Российской Федерации32 должно быть нормотворческий подход, предлагаемый нами вариант. По мнению авторов (Ф. Васильев), инициаторами внесения данного предложения должны быть Президент России (Аппарат), Госдума России или Совет Федерации.

•    издание единого федерального закона «О порядке осуществления государственного административного надзора и контроля»33. В целом ныне достаточно в большинстве федеральных законах (а также в НПА Президента и Правительства России, в НПА федеральных органов исполнительной власти) указываются о необходимости осуществления государственного надзора или контроля (авторы при этом не  относят в данном случае прокурорского надзора). При этом зачастую законодатели не определяют границы методику действий (нет также дифференциации), методы и способы их осуществления. Тем самым отсутствие четких (постатейных, отдельных, примечаний т.д.) предписаний – требований позволяют правоприменителям толковать и применить в отношении юридических или физических лиц на их усмотрение. Тем самым можем ли говорить в административно- юрисдикционной деятельности о верховенстве права.

    Кроме того, действительно в правовом государстве административный надзор требует толкованию более конкретно как в отношении граждан, так и юридических лиц. Пока что законодателями более конкретизированы только в отношении граждан, которые «нуждаются» после освобождении из мест лишения свободы. Но и то с учетом наличия терактов и личной безопасности граждан, а также безопасности юридических и физических лиц (государства) эти вопросы требуют комплексного разрешения и через применения в том числе высокотехнологической электронной техники. В частности они разработаны на высоком уровне на базе Волгоградской Академии МВД России. Качество (многоцелевое назначения и т.д.) эффективность и экономичности превышают зарубежным аналогам на многократном уровне (в том числе Французским, то, что закуплены Минюстом для ФСИН России в 2008 г.)34.

•   издание единого федерального закона «О дисциплинарной ответственности в Российской Федерации» по мнению авторов данный закон необходим в целях единого толковании в системе права, а также недопущения коррупционного характера подхода в процессе применения поощрений (денежных) со стороны руководителей и начальников или лишении премирования ими подчиненных. Например, при размере свыше 3х тыс. руб.35 или лишении денежного премирования (вознаграждения) должны проходить также публичного характера;

      

31  Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Дашко М.Н. (ДГСК МВД России, кандидат психологических наук), Мельников А.В. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности в современной России. Научная статья г. Москва жур. ВАК Административное право и процесс № 3 – 2012. С. 65-67;

32 Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

33   По данным проблемам см. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 - 2014 г. С. 146-153.

34 См. труды доктора химических наук, профессора Лобачевой Г.К.

35 Дополнительно см. Васильев Ф.П., Николаев А. Г. Отдельные проблемы правового обеспечения и реализации дисциплинарной ответственности в системе правоохранительных органов России // г.Владимир жур. (ВАК) Вестник Владимирского юридического института № 3 - 2014. С. 68-73.


•   издание ведомственных концепций (прежде всего всеми правоохранительными органами и Минобрнауки России) - о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан36. Авторы в данном случае имеют в виду реализацию требования Президента России (2011) всеми правоохранительными органами, находящихся в ведении Президента России;

•    издание единого федерального закона «Правовое регулирование деятельности психологов в Российской Федерации». Инициатор данного предложения Н.Ф. Бережкова (помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Ульяновской области. Выводы ею сделаны на основании проведенного научно-практического анализа этических норм и принятия присяг, а также НПА, регулирующих прохождения государственной гражданской службы в России). Таких позиций придерживаются также Дашко М.Н., Арчибасова Л.А., Зубцова Е.Н.37.

•       издание единого федерального закона «Правовое регулирования в Российской Федерации по осуществлению розыскных (сыскных) мероприятий». В данном случае авторы (Д.Лепехин) учитывают о привлечении к розыскным (сыскным) мероприятиям граждан и общественных формирований (организаций).

    Наверное, законодательное закрепление определения розыска необходимо изложить в следующей редакции: Розыск – это комплекс оперативно-розыскных, административно-поисковых, информационно-справочных мероприятий и иных определенных нормативными правовыми актами действий, осуществляемых гласно и не гласно государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными на то федеральным законом, а также деятельность, осуществляемая в рамках своей компетенции, негосударственными организациями, зарегистрированными в установленном порядке, частными детективами и гражданами с целью установления местонахождения и обнаружения разыскиваемых лиц и иных объектов розыска, идентификации личности, предупреждения уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения, ухода больных из дома, медицинских учреждений или несовершеннолетних из дома, образовательных организаций, а также побега их из специальных госучреждений для детей правонарушителей. Эти вопросы требуют их совершенствования с учетом их актуальности38. Тем более технические возможности высоких технологий ныне как уже выше отмечалось, имеются собственные – Российские достижения, превышающие мировых аналогов.

   Вышеперечисленные научно-практические суждения одновременно позволяют утверждать о том, что все правоприменительные государственные функции должны быть закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, (административных регламентах, посланиях Президента России) как в частности отмечет в своих трудах Т.С. Лятифова39. При этом действительно, Н.Ф. Бережкова права в том, что все административно-правовые меры с учетом проводимой социальной политики государством, закономерно нуждаются в изменении и в дополнениях40. А вопросы современного правового регулирования по осуществлению розыска несовершеннолетних, пропавших без вести органами внутренних дел (полицией) невозможно без совершенствования соответствующих нормативно-правовых и технических баз. При этом они должны проходить в комплексном порядке. Эти же правовые и практические факторы отмечаются в диссертации С.Д. Ковалева, что технический аспект оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) в современных условиях представляет собой достаточно многогранную проблему Развитие научно-технической составляющей потребовало значительного переосмысления основных положений теории и практики этой деятельности с позиции комплексного использования тех или иных технических средств и методов их применения для решения стоящих перед ОРД задач41.

 

 

36 В частности, инициатор разработки проекта концепции в системе МВД России Л.М. Орехова. Например, см. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.

37См. Бережкова Н.Ф., Дашко М.Н., Арчибасова Л.А., Зубцова Е.Н. Административно-правовое регулирование оказания психологической помощи гражданам. //Ежемес. жур. (ВАК) № 8. Административное право и процесс. М.: 2011. - С. 23-26.

38    Котяжов Андрей Валерьевич. Деятельность следователя по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести: автореферат дис. ...кандидата юридических наук: 12.00.12 / Котяжов Андрей Валерьевич;[Место защиты: Академия управления МВД России].- Москва, 2013.

39 Лятифова Т.С. Обеспечение прав и свобод человека в ходе исполнения правоохранительными органами государственных функций: Практическая значимость // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14 ноября 2013 года) В 3-х частях: Практическая значимость. - М.: Институт повышения квалификации СК РФ, 2013, Ч. 2. - С. 258-263; Лятифова Т.С. Повышение эффективности исполнения государственных функций путем реализации посланий президента России // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК, 2013,

№ 3. - С. 163-166.

40   Бережкова Н.Ф. Совершенствование административно-правовых норм современной России // Административное право и процесс. 2012 № 7. С. 67 – 69; Административный процесс. Учебное пособие. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. М.: 2013. С. 108.

41   Ковалев С.Д. Дисс. Канд…юр наук. Пправовые и тактические аспекты применения технических средств оперативными подразделениями УИС. Владимирский юридический институт ФСИН. г. Владимир. 2008 г. - 127 с.