Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРИ ОБРАЩЕНИИ ГРАЖДАН В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

Статья 52 Конституции Российской Федерации гарантирует защиту прав граждан от преступлений и доступ к правосудию. Реализация данного конституционного принципа осуществляется правоохранительными органами, при этом очень важной стадией уголовного процесса выступает стадия возбуждения уголовного дела. В соответствии с ч. 1 ст. 140 УК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела служат заявления и сообщения о преступлении. Однако на практике существует множество проблем, возникающих при обращении граждан в правоохранительные органы за защитой, связанных с отказами в возбуждении уголовных дел.

Санкт-Петербургским Институтом проблем правоприменения при Европейском университете проведено исследование, согласно которому «из 26,4 млн. обращений, поступивших в правоохранительные органы в 2012 г., лишь 12,3 млн. (46%) были зарегистрированы как сообщения о преступлениях, по которым возбуждено 2,13 млн. уголовных дел»202. Кроме того, прослеживается увеличение зарегистрированных заявлений (сообщений) о преступлениях при уменьшении количества возбужденных дел.

Об этом свидетельствуют данные МВД России, согласно которым «в 2013 г. органами внутренних дел рассмотрено 28,35 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях, что на 7,5% больше, чем за двенадцать месяцев 2012 г. В то же время по результатам их рассмотрения было возбуждено 1761,5 тыс. уголовных дел, что на 5,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года»203. Получается, что уголовные дела были возбуждены по 6,2 % сообщений, т.е. только по каждому 16-му делу. Следовательно, колоссальная часть обращений граждан в правоохранительные органы остается без внимания последних.

Представляется разумным предположить, что не по всем обращениям действительно должны возбуждаться уголовные дела, однако это не означает что граждане Российской Федерации настолько юридически неграмотны, что не отличают криминальные происшествия от некриминальных.

Как показывает практика Конституционного Суда Российской Федерации204, отказ в регистрации заявлений о совершенных преступлениях и проведении по ним проверок, правоохранительные органы обосновывают п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах, утвержденной Приказом Следственного комитета от 11 октября 2012 г. № 72.

Данный пункт содержит следующее: «заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат соответствующей регистрации и  не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК Российской Федерации»205. Данная норма позволяет отказывать в регистрации и процессуальной проверке заявлений, в которых приводятся конкретные факты противоправных действий, в частности, укрытия от учета преступлений сотрудниками органов внутренних дел, фальсификации доказательств, невыплаты заработной платы и т.д.

Данный нормативный акт, предусматривая своеобразный фильтр в виде обязательности указания в заявлении признаков преступления, фактически, предоставляет Следственному комитету особый порядок регистрации и проверки сообщений о преступлениях, при том, что ст. 144 УПК РФ не предусмотрены условия и требования для заявлений о совершенных преступлениях, препятствующих их принятию и проверке, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ обязанность по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, возлагается именно на следователя, орган дознания и дознавателя, а не на заявителя. По существу, указанное положение п. 20 Инструкции в истолковании, применяемом следственной практикой, фактически ограничивает действие законодательной нормы в части обеспечения права граждан на доступ к правосудию, ведет к избирательности применения положений уголовно-процессуального закона.

Отказ от приема и регистрации заявлений, по существу, презюмирует отсутствие события преступления без предварительной проверки изложенной в заявлении информации. Кроме того, это влечет за собой искажение статистических данных о масштабах преступности, в результате чего могут быть приняты ошибочные государственные решения в сфере уголовной политики, поскольку они опираются на недостоверную информацию.

Понятно, что современное состояние правоохранительной системы, а также чрезмерно формализованный порядок уголовного судопроизводства не позволяют обеспечить безупречную процедуру и качественную проверку всего вала заявлений. Однако «нельзя не видеть наличие угрозы правопорядку в целом, поскольку граждане, лишенные возможности защиты своего нарушенного права, перестают доверять правоохранительным органам, а потому отказываются содействовать в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. Ситуация доходит до того, что уже и потерпевших от преступлений приходится вовлекать в уголовный процесс под угрозой уголовной ответственности»206. Думается, что в этом проявляется ответная реакция граждан на

«внимание и заботу» со стороны правоохранительных органов, которые сначала отказывают в приеме, регистрации сообщения о преступлении, в своевременном признании потерпевшим по делу, а потом вынуждены понуждать к действиям, к которым человек изначально стремился, но его желание методично "умерили". Соответственно, необходимы меры, направленные на восстановление общественного доверия к правоохранительным органам, которые по своей сути должны осуществлять "обслуживание граждан" в защите их прав, а не служить "броневым щитом", который необходимо пробить, чтобы получить даже еще не доступ к правосудию, а лишь саму возможность такого доступа.

   

203  Состояние преступности за январь - декабрь 2013 г. // Сайт МВД РФ. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/ (дата обращения: 25.03.2016).

204 Определения от 17 июля 2012 г. № 1321-О, от 18 октября 2012 г. № 1905-О, от 28 мая 2013 г. № 702-О // СПС «КонсультантПлюс».

205   Приказ СК России от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» // Российская газета. № 48. 06.03.2013.


Разрешение рассмотренных проблем обеспечения прав потерпевших от преступлений вряд ли возможно без проведения давно назревшей реформы стадии возбуждения уголовного дела207, что, однако, и сегодня не освобождает следователей от высокопрофессионального выполнения требований действующего закона и особой ответственности перед обществом и государством за решение возложенных ими задач.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.

2.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. - № 249. - 22.12.2001.

3.     Приказ СК России от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» // Российская газета. № 48. 06.03.2013.

4.     Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. № 1321-О, от 18 октября 2012 г. № 1905-О, от 28 мая 2013 г. № 702-О // СПС «КонсультантПлюс».

5.     Определение Конституционного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 1905-О // СПС «КонсультантПлюс».

6.     Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2013 г. № 702-О // СПС «КонсультантПлюс».

7.     Гаврилов Б.Я. Современные проблемы досудебного производства и меры по их разрешению // Российский следователь. - 2013. - № 21. - С. 5 - 11.

8.     Боруленков Ю.П. Доследственная проверка: за и против // Российский следователь. - 2013. - № 19. - С. 4 - 8

9.     Состояние      преступности      за      январь      -      декабрь      2013      г.       //      Сайт      МВД      РФ.       URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/ (дата обращения: 25.03.2016).