Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛДОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ

Авторы:
Город:
Бишкек
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1, ст. 1].

Совершенствование уголовного законодательства строится на неукоснительном соблюдении таких принципов уголовного права, как: законность; равенство граждан перед уголовным законом и судом; виновная ответственность; справедливость; неотвратимость уголовной ответственности и наказаний. Реализация названных принципов должна находить свое непосредственное отражение в уголовной политике Казахстана. Уголовная политика как составной элемент социальной политики государства, рассматривается во взаимосвязи процесса регулирования общественных отношений по обеспечению охраны уголовно-правовыми средствами наиболее важных прав и интересов человека, общества и государства. Уголовная политика Республики Казахстан в настоящее время характеризуется желанием государства стабилизировать неблагоприятные тенденции в структуре и динамике преступности. Этим объясняется продолжающееся реформирование правоохранительной системы страны, что не влечет должного эффекта в виду отсутствия подлинно научной экспертизы проектов, а также необходимого материально-технического и кадрового обеспечения реформы. Экономия мер уголовной репрессии в сочетании с принципом дифференциации уголовной ответственности является основным средством реализации принципа гуманизма в правоприменительной деятельности.

В этой связи Главой государства и Правительством Республики Казахстан продолжается политика гуманизации права и смягчения уголовного закона, направленные на защиту конституционных прав граждан. Так, Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 была утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, которая занимает основополагающее место в ряде мероприятий по усовершенствованию законодательной системы нашей страны и в которой определяются основные пути и методы совершенствования всего национального законодательства. Данная концепция устанавливает дальнейшую правовую политику проводимую Республикой Казахстан, переходит на новую стадию в программе развития, и становления национальной правовой системы [2]. Указанная Концепция явилась фундаментальной базой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики.

Анализ состояния уголовного законодательства показывает, что его совершенствование должно быть направлено, в первую очередь, на гуманизацию уголовного наказания и расширение института освобождения от уголовной ответственности и наказания. Гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения – беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетних, людей преклонного возраста. Совместно с этим необходимо проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, совершивших тяжких и особо тяжких преступлений. В основе реализации принципов индивидуализации наказания, экономии мер уголовной репрессии отражается структура всей системы наказаний.

 

172     Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета № 5031, 30.10.2009 г.


В частности, сегодня, многие ученые так же отмечают как положительный фактор расширение института освобождения от уголовной ответственности, в частности Наумов А. пишет: «Так, следует согласиться с расширением такого вида освобождения от уголовной ответственности, как освобождение в связи с примирением с потерпевшим, и распространением его не только на преступления небольшой тяжести, но и на преступления средней тяжести» [3, 33].

Следует признать, что система уголовных наказаний в ранее действовавшем Уголовном кодексе Республики Казахстан не в полной мере оправдала себя. В частности, она требовала расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы; определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения; установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания; внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения; продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни; совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В этой связи в Республике Казахстан был принят новый уголовный кодекс, который частично решил данную проблему. В частности, в соответствии с ним нынешняя уголовная политика государства направлена на:

1)       дальнейшую декриминализацию правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация);

2)       усиление уголовной ответственности и наказания за преступления, представляющие большую общественную опасность путем установления более строгого наказания за коррупционные, экономические, экологические и некоторые иные преступления, а также преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений с переводом их в категорию более тяжких преступлений.

Так же особое внимание по новому уголовному законодательству уделяется на сокращение объема применения наказания в виде лишения свободы. Однако данная политика имеет и свои определенные недостатки. Так, недостаточно продуманные меры по гуманизации уголовного законодательства, в том числе декриминализация общественно опасных деяний, могут привести к таким негативным явлениям, как нарушение принципа справедливости в части защиты жертв преступлений,  рост преступности. Декриминализация необходима при серьезном изменении политических и экономических отношений в стране, когда уголовный закон расходится с общественной нравственностью; она возможна, если с нежелательными формами поведения можно вести борьбу иными, более мягкими (и, возможно, более действенными), средствами, чем уголовное наказание (его нередко можно заменить другими процедурами, например лишением лицензии на ту или иную деятельность). В Казахстане процесс гуманизации уголовной политики реализовывается уже давно. Как следствие, происходит и снижение численности заключенных. Если в начале 90-х годов в местах лишения свободы в Казахстане отбывали наказание до 140 тысяч человек, то сейчас их количество сократилось до 63 тысяч. С каждым годом суды выносят все больше приговоров, где вместо тюремных сроков фигурирует условное наказание или отсрочка исполнения приговора. Однако такие меры, как штраф, принудительное привлечение к общественным или принудительным работам и ограничение свободы, встречаются гораздо реже [4].

К сожалению, все же, неполное введение в действие всех видов уголовного наказания, отсутствие специальных учреждений для отбывания указанных наказаний не позволяет полностью реализовать изложенный в законодательстве принцип приоритета более мягких видов наказаний, чем лишение свободы. Это обстоятельство вынуждает судей в известной мере корректировать применение закона, использовать во многих случаях такие отложенные меры, как условное осуждение. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы, в последние годы неуклонно возрастало (более чем половина назначенных наказаний в виде лишения свободы и исправительных работ реально не отбывались).

В настоящее время (возможно из-за непродолжительного действия нового уголовного кодекса Республики Казахстан) наблюдается несогласованность отдельных положений Уголовного кодекса между собой и с актами, принятыми в предшествующие ему годы. В этой связи, как нам представляется, необходимо устранение пробелов и редакционных недочетов в формулировании уголовно-правовых и иных норм, используемых при применении уголовного законодательства. Имеющие место несовпадения содержания отдельных норм Уголовного кодекса нормам других  нормативных правовых актов ведет к негативным последствиям (в частности, порою используемые в УК неопределенные формулировки порождают ошибки в правоприменительной практике. Нормы Уголовного кодекса должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение  от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона. Неопределенные формулировки, используемые в некоторых нормах УК, отсутствие официального толкования их содержания позволяют правоприменителю произвольно толковать закон, а это в свою очередь способствует совершению коррупционных преступлений.

Резюмируя сказанное можно отметить, что главными итогами реализации указанной Концепции и соответственно совершенствование уголовной политики Казахстана, стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства и ориентация уголовно - правовой политики на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Все эти системные решения, получившие конституционное признание, должны найти дальнейшее воплощение в текущем законодательстве Республики Казахстан.

 

Список литературы

1.     Конституция РК от 30.08.1995 г. (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.). www.zakon.kz

2.     Указ Президента Республики Казахстан от 24 о24 августа 2009 года № 858 « О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год» // Казахстанская правда.- 2009, 27 августа.

3.     Наумов А. Уголовный кодекс РФ: пять лет спустя // Российская юстиция. 2002. № 6.

4.     См.: Казахстанская правда от 7 сентября 2015 г.