16 апреля 2017г.
Российский минерально-сырьевой комплекс является основным источником доходов бюджетной системы и гарантом социальной стабильности страны. Минерально-сырьевой сектор российской экономики традиционно обеспечивает более половины доходов федерального бюджета. Поступления в бюджет при использовании минеральных ресурсов складываются из налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование недрами и таможенных пошлин. Подавляющая часть доходов поступает от нефтегазового сектора, на долю которого в 2014 г. пришлось 45,5% суммарных доходов бюджета. Значительная их часть – это доходы, получаемые при экспорте углеводородов[1].
Приведенные факты свидетельствуют о высоком уровне антропогенной нагрузки на недра; отметим, что деятельность по осуществлению недропользования практически всегда связана с причинением ущерба недрам и другим природным объектам. Все это говорит о том, что вопрос возмещения вреда в данной сфере чрезвычайно актуален.
Основы возмещения вреда окружающей среде в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[2]. В статье 75 указанного Закона закреплено положение о том, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (принцип полного возмещения вреда, причиненного окружающей среде, закреплен также в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (п. 8)). В соответствии с ч. 3 рассматриваемой статьи вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьей 51 Закон РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»[3] - Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Непосредственно сам порядок расчета размера вреда установлен в «Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 № 564[4]. Согласно указанным Правилам под вредом недрам понимается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно- оздоровительное и иное значение.
Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как отмечают специалисты, в некоторых случаях могут возникать сложности по установлено фактов причинения вреда недрам вследствие нарушения законодательства об охране недр, поскольку орган исполнительной власти, уполномоченный на производство расчета размера вреда в отношении участков недр местного значения, не определен, либо финансовые средства на осуществление таких полномочий не выделяются[5].
В свою очередь размер вреда исчисляется по специальным формулам (см. п. 4;5;6 Правил). Например, ООО «Компания строительных материалов «Чжэнь Син» на земельном участке,
расположенном в районе села Тамбовка Тамбовского района, осуществляло пользование недрами без лицензии с целью добычи песка, который вывозился и складировался на территории кирпичного завода в с. Тамбовка. Согласно произведенному замеру в результате самовольного пользования недрами ООО «КСМ «Чжэнь Син» добыто 4557 м3 песка.
По требованию природоохранного прокурора, в соответствии с Правилами, Министерство природных ресурсов Амурской области произвело расчет размера вреда, причиненного ООО «КСМ «Чжэнь Син» недрам, который составил более 871 тыс. руб.
В связи с этим, Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Благовещенский городской суд исковое заявление о взыскании с ООО «КСМ «Чжэнь Син» ущерба, причиненного недрам. Требование было удовлетворено и с ООО «КСМ «Чжэнь Син» был взыскан ущерб, причиненный недрам, в сумме 871.890 руб[6].
На наш взгляд большую сложность представляет расчет размера вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, который определяется по формуле, где основополагающими является фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда. Возникает вопрос: как рассчитывать размер вреда, если ликвидация последствий невозможна? Например, уничтожение пещеры, имеющей научное, культурное, эстетическое или иное значение, что является не таким уж редким явлением. Так, под угрозой уничтожения из-за антропогенной деятельности (разработка карьера) находится уникальный гипсовый пещерный комплекс (расположенный на правом берегу Фарса), который считается геодезическим природным памятником[7].
Следует обратить внимание на то, что проблема возмещение вреда в сфере недропользования не ограничивается только вопросами возмещения вреда недрам, а распространяется гораздо шире.
В данной области можно выделить следующие виды вреда:
1. Экологический вред:
А) нанесенный непосредственно недрам;
Б) нанесенный окружающей природной среде, в процессе разработки недр.
2. Экогенный вред:
А) нанесенный человеку вследствии негативного воздействия измененных в результате антропогенной деятельности свойств недр;
Б) нанесенный человеку в результате негативного воздействия измененных в процессе разработки недр свойств окружающей среды.
В качестве примера назовем наиболее масштабную в истории человечества катастрофу, связанную с разработкой недр, которая нанесла огромный экологический и экогенный вред. Произошла она 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе, когда на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежавшей компании British Petroleum (BP), произошел взрыв. После этого начался пожар. В результате инцидента платформа затонула, а из поврежденной скважины в воду начала вытекать нефть. Погибли 11 человек. После взрыва на платформе в Мексиканском заливе образовалось нефтяное пятно, которое добралось до берегов Луизианы, Флориды, Миссисипи, Алабамы и Техаса. С момента аварии в залив, по разным данным, попало от 354 до 698 млн л нефти. Ликвидация утечки нефти обошлась ВР в 8 млрд долл[8].
Также чрезвычайно остро в сфере недропользования стоит проблема возмещения прошлого (накопленного) экологического вреда[9]. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе по результатам проведенной работы по оценке объектов накопленного экологического ущерба в целях подготовки и реализации комплекса мер, направленных на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду и реабилитацию загрязненных территорий, находится около 500 различных загрязненных (захламленных) участков, являющихся преимущественно наследием интенсивной производственно-хозяйственной деятельности предприятий нефтегазового комплекса. Загрязненные территории составляют около 1,5 тыс. га земель и являются зоной проживания порядка 170 тыс. человек. По предварительной оценке, на ликвидацию накопленного экологического ущерба потребуется не менее 80 млрд рублей[10].
Подводя итог сказанному выше, отметим, что экологический вред, в том числе и в сфере недропользования является сложным экосистемным явлением, поскольку причинение вреда одному природному объекту (системе, среде), как правило, приводит к негативным изменениям и в других, связанных с ним объектах (системах, средах).
1 См.: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015. С. 7.
2 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
3 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
4 СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3830.
5 См. Подробнее: Баглаев Д.А. Особенности организации прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства об охране общераспространенных полезных ископаемых // Законность. 2017. № 1. С. 10 - 13.
6 Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15
7 См.: https://adigeatoday.ru/article/11620.html (23.01.2017).
8 См.: http://newsukraine.com.ua/news/247280-krupnejshij-razliv-nefti-v-istorii-ssha-na-sovesti-kompanij (21.03.2017) 9См. подробнее: Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовые проблемы возмещения прошлого (накопленного) экологического вреда в сфере недропользования. «Актуальные проблемы российского права», № 1, 2016 г., с. 85-92.
10См.: http://правительство.янао.рф/ (21.03.2017).
Список нормативных и правовых актов
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст. 133.
3. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст.823.
4. «Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 № 564 // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3830.
Список литературы
1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15.
2. Баглаев Д.А. Особенности организации прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства об охране общераспространенных полезных ископаемых // Законность. 2017.№ 1. С. 10 - 13.
3. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015.
4. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовые проблемы возмещения прошлого (накопленного) экологического вреда в сфере недропользования. «Актуальные проблемы российского права», № 1, 2016 г., С. 85-92.
5. В Адыгее от рук человека гибнет много археологических памятников // https://adigeatoday.ru/article/11620.html (23.01.2017).
6. Крупнейший разлив нефти в истории США на совести компаний // http://newsukraine.com.ua/news/247280-krupnejshij-razliv-nefti-v-istorii-ssha-na-sovesti-kompanij (21.03.2017).
7. Официальный сайт органов власти ЯНАО // http://правительство.янао.рф/ (21.03.2017).