Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА-2020: ПРОГРАММА ПЕРЕМЕН

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
26 апреля 2020г.

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы социальной защищенности населения в условиях развития рыночной экономики, сопровождающейся возникновением серьезных проблем социального характера, заключающихся в дифференциации доходов населения, росте безработицы и т.д. В статье раскрывается роль, которую должно сыграть «Послание Президента - 2020», нацеленное на обеспечение минимизации подобных негативных последствий.

Ключевые слова: Послание, Президент, программа, социальная защита, рыночная экономика, развитие.

Abstract: the Article is devoted to the study of the problem of social protection of the population in the conditions of market economy development, accompanied by the emergence of serious social problems , consisting in differentiation of income of the population, growth of unemployment, etc.the article reveals the role that the "Message of the President - 2020" should play, aimed at minimizing such negative consequences.

Keywords: Message, President, program, social protection, market economy, development.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в социальной жизни страны довольно большая часть населения имеет уровень доходов ниже установленного прожиточного минимума. В результате мы наблюдаем падение уровня и качества жизни населения, ухудшение положения его слабо защищенных слоев, деградация социальной инфраструктуры и появление реальной угрозы демографическому потенциалу регионов и страны в целом. При этом все программы и механизмы федерального и регионального управления сферой защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения реализуются без четко выраженной стратегии. Так, например, недостаточно эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, адресности поддержки нуждающихся.

Вместе с тем, состояние и степень научной разработанности проблемы не отвечает в полной мере потребностям населения на современном этапе формирования рыночных отношений в Российской Федерации. А между тем, достаточно широкое развитие в исследованиях получили различные аспекты социальной защиты населения на предыдущих этапах социально - экономического развития. Они посвящены проблемам занятости, уровню жизни населения, качеству жизни, доходам населения, социальным гарантиям, пенсионному обеспечению, вопросам жилья, образования, здравоохранения и другим проблемам. Отечественный опыт становления социальных гарантий, их реализации в плановых экономических системах широко исследован в работах Пастухова И.С, Ржаницыной Л.С, Хабиби Р.И. и других ученых.

В современных условиях в работах отечественных исследователей поднимаются социальные аспекты проводимой реформы. В них рассматриваются отдельные вопросы социальных гарантий, социальной защиты, социального страхования. В этом плане интересны исследования Дадашева А.З., Бузгалина, А.В., Булгаковой С.А., Бурдавицына С.Н., Радаева В. В., Ройка В.Д., Шишкина С.А. и других ученых. Широко известны труды И. В. Бушмарина, Л. С. Блях-мана, Н. И. Гвоздевой, Т. И. Заславской, Р. К. Иванова, В. Г. Костакова, А. Э. Котляра, В. Ф. Майера, В. Е. Маневича, Э. Р. Саруханова, С. С. Шаталина и других, в которых раскрывается содержание социальной защиты населения и отдельные аспекты ее развития.

Но, несмотря на значительное число публикаций, теоретическая и методологическая концепция социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования в целом носит фрагментарный характер. И отдавая должное результатам научных изысканий отечественных и зарубежных ученых в этой области, следует отметить, что значительная часть проблем теоретического и методологического характера его функционирования и развития в условиях рыночной экономики остаются открытыми, а достижения ученых в исследовании этой проблемы недостаточно полными и комплексными.

Таким образом, исследование основных направлений социальной защиты населения, механизмов ее модернизации, обозначенных в «Послании Президента-2020», приобрело как теоретическую, так и практическую значимость.

Актуальность изучения проблем социальной защищенности населения в ходе становления рыночных отношений, ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы, цели и задачи исследования. Цель исследования – раскрыть стратегическую роль «Послания Президента-2020» для дальнейшего развития страны, выявить ее положительный потенциал как «программы перемен».

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-   проанализировать основные направления системы оказания государственной социальной помощи и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, сформулированных в «Послании Президента- 2020»;

-   охарактеризовать основные механизмы и направления ее реализации.

-   изучить нормативно-правовую базу в сфере оказания государственной социальной помощи;

-     дать оценку практики реализации форм социальной защиты населения в одном из регионов Российской Федерации – Чеченской Республике.

Прежде чем приступить к анализу проблемы, уточним, что многие авторы «социальную защиту» рассматривают совместно с понятием «уровень жизни». В таком смысле «социальная защита» представляет собой совокупность государственных мер, которые направлены на поддержание достойного уровня и «качества жизни» граждан. В таком методологическом ключе нами и будет рассмотрены проблемы, обозначенные в Послании.

Проблема социальной защиты населения в условиях ухудшения общей социально-экономической ситуации в стране и регионах требует безотлагательного решения, а процесс социальной защиты должен охватывать доходы населения, рынок труда, пенсионное обеспечение и т.д.

Социальная защита населения в условиях формирования рыночных отношений является одной из сложных и трудно решаемых проблем для Российской Федерации, что крайне неблагоприятно влияет на ход экономических реформ. Вступление Российской Федерации в новый этап модернизации экономических и общественных отношений может быть обусловлено, прежде всего, повышением уровня социального благосостояния основной массы населения, созданием социально-экономических и политических условий для раскрытия духовного, творческого и нравственного потенциала личности. В этих условиях проблемы, имеющие место в социальной жизни общества еще более обострились, в том числе и такая, как социальная защищенность населения.

Политика социальной защиты населения в стране проходила этапы развития вместе со всей страной. До 90-х годов XX века оно понималось как удовлетворение потребностей населения в услугах государственного здравоохранения, образования, культуры, торговли, транспорта, отдыха и оздоровления, т. е. как экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека. Принцип предоставления указанных услуг являлся патерналистским, многие их виды полностью субсидировались государством. Это соответствовало его идеалам и социально-экономическим возможностям.

Соответствующие времени коррективы внес постсоветский период, определяемый многими учеными, как период «хаоса», «стихийного рынка». Он характеризуется снижением покупательной способности заработной платы и пенсии, массовой безработицей, ростом детской беспризорности. Изменилась демографическая ситуация в результате снижения рождаемости и сопровождающимся приростом числа пожилых людей. Социальные услуги перестали быть бесплатными, а значит, доступными для всех.

Сложившаяся ситуация потребовала создания общественного института социальной защиты населения, первостепенными задачами которого стали социальная поддержка лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, предоставление социальных услуг пожилым людям, потерявшим способность к самообслуживанию, социальная поддержка детей и семей с детьми, оказание доступных социально-бытовых услуг людям с ограниченными возможностями. Первостепенной становилась реализация принципа адресности. Переход от массовых подходов к индивидуальной работе потребовал поиска новых форм деятельности социальных служб. При недостатке финансовых и материальных ресурсов необходимо было развиваться количественно и качественно.

Поэтому Программа-Послание Федеральному собранию Президента РФ В.В. Путина – стратегически назревший и значимый шаг в реализации социальной защиты граждан страны. Президент обратился с ним к Федеральному собранию 15 января 2020 года. В нем предусмотрены следующие наиболее значимые государственные формы социальной защиты:

-   обеспечение гарантии занятости;

-    выплата пособий нетрудоспособным лицам, инвалидам и иным социально-уязвимым группам населения;

-   обеспечение нормального уровня жизни населения на основе дохода от трудовой деятельности или выплачиваемых пособий;

-     гарантии минимального равнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры, получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.

Президент исходит из того, что на преобразования социальных отношений должны повлиять многогранные и коренные экономические преобразования, которые происходят в России.

Так, основными заявлениями Президента России, сделанными им в ходе Послания Федеральному Собранию, являются:

Поддержка семей с детьми. В ходе реализации этой задачи Путин предложил предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, причем уже с 1 января 2020 года. Выплаты смогут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. На первом этапе выплаты составят половину прожиточного минимума. После оценки того, как работает система, предлагается выплачивать полную сумму – около 11 тысяч на ребенка в месяц, в зависимости от региона.

Программа материнского капитала будет продлена как минимум до конца 2026 года. При рождении первенца семья получает право на материнский капитал в 466 617 рублей. Для семьи с двумя детьми размер капитала составит 616 617 рублей. Эти суммы будут ежегодно индексироваться. При рождении третьего ребенка государство гасит за семью 450 тысяч рублей ее ипотечного кредита. В целом семья с тремя детьми сможет при помощи государства вложить в решение своей жилищной проблемы свыше миллиона рублей.

Учителя и школьники. Президент предложил обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с 1-го по 4-й класс. Там, где уже есть техническая возможность для этого, это должно случиться с 1 сентября 2020 года; там, где ее еще нет, — не позднее 1 сентября 2023-го.

Путин считает необходимым ввести доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 рублей из федерального бюджета (сейчас за это отвечают региональные бюджеты). При этом действующие региональные выплаты за классное руководство должны быть сохранены.

Больше детей – меньше налогов. По словам Владимира Путина, снижать налоговую нагрузку на российские семьи нужно по принципу «больше детей – меньше налогов». Кроме того, глава государства в Послании Федеральному Собранию предложил полностью освободить многодетные семьи от налогов на земельные участки площадью шесть соток. «Что касается земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, то предлагаю освободить от налога полностью шесть соток, и таким образом полностью вывести из-под налогообложения наиболее распространённые по площади участки», - сказал он.

Должна вырасти и федеральная льгота по налогам на недвижимость для семей с детьми.

«Предлагаю увеличить федеральную льготу на недвижимое имущество для многодетных семей, дополнительно освободить от налога по пять квадратных метров в квартире и по семь квадратных метров в доме на каждого ребёнка», - заявил Путин. Кроме того, он полагает необходимым компенсировать 450 тысяч рублей по ипотеке семьям, где родился третий ребёнок.

«Поставлены очень непростые задачи, результаты которых население, как подчеркнул глава государства, должно увидеть уже в этом году», — отметил Глава Чеченской Республике.

Вместе с тем особо президент страны остановился на системе мер поддержки многодетных семей. Это повышение пособий для семей с детьми до двух прожиточных минимумов, освобождение от налогов 6 соток, принадлежащих многодетным семьям, снижение ставок по ипотеке, а также решение проблемы с яслями, поддержка индивидуального строительства, введение ипотечных каникул. Кроме того, были поставлены чёткие задачи перед системами здравоохранения и образования.

«Владимир Владимирович обращает внимание на необходимость устранения причин бедности, повышения благосостояния граждан. Глава государства делился своим видением развития России на ближайшие годы. Он отметил, что Россия будет проводить исключительно мирную внешнюю политику, но при этом должным образом заботиться о сохранении высокого уровня обороноспособности.

Среди других мер социальной поддержки, о которых говорил Путин, это:

-повышение выплат семьям с детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы от 5,5 до 10 тысяч рублей с 1 июля,

-   увеличение с 2020 года до двух прожиточных минимумов планки для получения выплат на детей (сегодня пособия получают семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека).

Кроме того, через два года в стране должна быть решена проблема с местами в яслях – всего планируется создать более 270 тысяч мест.

Поставил Президент задачу и губернаторскому корпусу: уровень зарплат бюджетников не должен опускаться ниже среднего по экономике региона, при этом сама по себе средняя зарплата должна расти.

В своем Послании Президент указал на новые льготы для многодетных семей, ипотечные каникулы и пересчёт выплат пенсионерам.

Частью Федеральной Программы становится политика социальной защиты населения Чеченской Республики. Глава государства, чётко обозначив основные пути дальнейшего развития Российского государства, заострил особое внимание на национальных проектах, социальной политике, экономике, здравоохранении российских регионов. Исходя из этого, он определил задачи, которые необходимо решать в Чеченской Республике. Они четко обозначены в социальном разделе его речи. «Владимир Владимирович очень тщательно работал над текстом документа, изучал каждую деталь, проблемы, пути их решения. Особое внимание было уделено вопросам улучшения уровня жизни населения. Это касается практически всех граждан страны», - подчеркнул Р.А. Кадыров.

Таким образом, «Послание Президента-2020» – это государственная политика, нацеленная на обеспечение каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей трудиться, а также при отсутствии или утрате им этих способностей.

В реализации ее основных положений особое значение имеет своевременное нахождение органами государственной власти вариантов смягчения негативных последствий воздействия на население системных кризисов, свойственных рыночной экономике.

 

Список литературы

 

1.        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009, № 4. Ст. 4398; Гл. 2. С. 17–45.

2.    Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4. Ст. 7007.

3.        Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4. Ст. 1929.

4.        Опыт Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики в формировании региональной модели социальной защиты населения. Магистерская диссертация. Направление подготовки 39.04.02. «Социальная работа». Магистерская программа «Социальная работа с различными группами населения». Тасуева М.И.ЧГУ, г. Грозный, Ст.105.

5.        https://www.kommersant.ru/doc/4220491?from=doc_vrez

6.        https://www.grozny-inform.ru. Информационное агентство "Грозный-информ".