Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

Конституция Российской Федерации149 и ее основные нормативные положения, закрепленные в главах 1 и 2, играют особую роль в формулировании и закреплении принципов любых отраслей права и законодательства. Не является исключением и право социального обеспечения.

В этой связи особого внимания заслуживает часть 2 статьи 7 Конституции РФ, закрепляющая содержательную часть всей системы социальной защиты и обеспечения населения, и включающая: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Несмотря на то, что данная норма устанавливает основные и ключевые направления всей практической реализации основных направлений социальной политики, одновременно она закладывает основы юридической регламентации возникающих отношений и правовой статус субъекта в праве социального обеспечения. В частности, действительно, статья 7 Конституции РФ – это норма, закрепляющая все содержание проводимой государством социальной политики.

В этой  связи социальная защита включает такие ключевые направления как  семейная и пенсионная политика, политика в области оплаты труда и обеспечения, условия осуществления трудовой деятельности и др. С другой стороны, статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает главные правомочия субъектов в праве социального обеспечения (право на пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями и компенсационными выплатами, защиту от безработицы, охрану труда и право на получение достойной оплаты за проделанную работу, социальное обеспечение как самого лица, так и членов его семьи) и корреспондирующие им обязанности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (обязанность по предоставлению основных видов социального обеспечения, по проведению мероприятий по социальной защите и социальному обеспечению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.).

Данное конституционное положение определяет границы предмета и очерчивает основные черты метода права социального обеспечения, а также дает основания для выведения и закрепления как иных общеправовых принципов, так и принципов социального обеспечения и социальной защиты, а также права социального обеспечения.

Так, например, выделение особых групп, нуждающихся в социальной защите (в нашем случае - инвалиды и пожилые граждане) находит свое выражение в принципе единства и дифференциации, в результате чего особая социальная защита отдельных групп населения объективно оправдана и констиционно обоснована.

Принцип обеспечения не только граждан, но и их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории Российской Федерации также рассматривается как принцип, находящий основу в статье 7 и, дополнительно, в статье 62 Конституции РФ. С одной стороны, данные конституционные положения закрепляют право на социальную защиту самого лица во всех сферах социальной жизни общества. С другой стороны, говоря о социальной политике, в Конституции РФ особо подчеркивается, что именно охрана материнства, отцовства, детства и семьи, безусловно, имеет основной целью именно создание правовых и организационных основ социального обеспечения и защиты как самого лица, так и членов его семьи. При этом нельзя не упомянуть, что эти нормы должны трактоваться в контексте статьи 62 Конституции РФ о равном праве иностранных граждан на социальное обеспечение с гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ. Одновременно указанная норма распространяет свое действие на членов семей иностранных граждан, на законных основаниях пребывающих на территории Российской Федерации, что обосновывается общим принципом российского законодательства, устанавливающим «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, а также членов их семей, и выражается в приравнивании данных лиц в части прав и обязанностей к гражданам Российской Федерации. Данные положения  неоднократно озвучивались в практике Конституционного Суда Российской Федерации150.

  

149 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.


Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает принцип «национального режима», который характерен для права социального обеспечения в рамках целевой направленности данной отрасли права.

Так, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»151 закрепляет, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ. Аналогичные правила можно встретить и в иных нормативных актах, например, статья 49 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»152 устанавливает, что гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.

Говоря о развитии системы социальных служб как одном из мероприятий системы социальной защиты, закрепленном в статье 7 Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что в данной норме закреплен базис принципов системы социального обслуживания населения. С учетом этого, статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»153 закрепляет в числе принципов системы социального обслуживания приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.

Не менее важное значение для принципов права социального обеспечения имеет статья 2 Конституции РФ, устанавливающая общее правило о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и формирующая обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Н. В. Витрук справедливо отмечает, что «данное положение Конституции РФ представляет собой конституционный принцип правового положения личности и характеризует основу конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства.  Это  всеохватывающий универсальный принцип, который получает свое раскрытие через содержание всех других принципов, характеризующих взаимосвязи личности, гражданского общества и правового государства. Конституционная целевая установка о человеке, его правах и свободах как высшей ценности определяет смысл и содержание законов, деятельность законодательных, исполнительных органов, судебной и иной правоприменительной практики. Указанные принцип налагает на государство конституционные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина»154.

Для права социального обеспечения значение указанного принципа, закрепленного в рассматриваемых конституционных положениях, трудно переоценить, так как, по сути, право на социальное обеспечение и защиту является одним из главных прав в сфере правового статуса человека и гражданина. С учетом этого, проявление указанных норм в принципах права социального обеспечения, объективно. Так, говоря о принципе взаимосвязи обеспечения с уровнем прожиточного минимума, необходимо отметить его направленность на реализацию прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части обеспечения достойного уровня жизни как самого члена общества, так и членов его семьи. Принцип преемственности правового поля при реализации прав на отдельные виды социального обеспечения (принцип стабильности) позволяет реализовывать на практике эффективную защиту социальных прав граждан и несет в себе ключевое значение о праве как высшей ценности, действующей на территории Российской Федерации во времени, пространстве и по кругу лиц. С учетом этого, следует согласиться с мнением С. И. Кобзевой о том, что «последующие главы Конституции Российской Федерации подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его»155.

  

150 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833; постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.

151 СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18.

152 Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 21. Ст. 699.

153 СЗ РФ. 2013. № 52 (часть 1). Ст. 7007.

154 Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 91.


Не менее важное значение имеют конституционные положения статей 19 и 21 Конституции РФ об уважении достоинства личности и равенстве всех перед законом и судом.

Значение данных положений сложно переоценить в связи с тем, что толкование многих проблемных вопросов, как и принятие новых нормативных актов, производится законодателем и правоприменителем с учетом их содержания. В качестве примера можно указать на многочисленные решения Конституционного Суда РФ. Например, в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 июля 2014 г. № 20-П «По делу  о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В. Ф. Лякина»156 указывается на то, что  «правовое регулирование,  не учитывающее наличие у граждан из подразделений особого риска статуса военнослужащего, противоречит конституционному принципу равенства, соблюдение которого, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, означает, помимо прочего, запрет вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного  и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им».

Иные нормы Конституции РФ также несут на себе характер доминирующих нормативных регуляторов. В первую очередь, необходимо упомянуть статьи 37-41 Конституции РФ, фиксирующие основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты.

Здесь необходимо отметить, что реализация данных прав и свобод требует целенаправленных усилий государства, в том числе посредством разработки экономических, социальных и культурных программ, перераспределения материальных благ, социальных ресурсов общества. С учетом этого, необходимо создание эффективного действующего механизма реализации данных положений, основанного на системе юридических гарантий. Это обусловлено тем, что «юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой – имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Ключевое место среди этих условий (главной гарантией) служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации – актом высшей юридической силы157».

155 Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: Монография. М., 2009. С. 179.

156   Постановление Конституционного Суда РФ от 1.07.2014 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В. Ф. Лякина» // СЗ РФ. 2014. № 28. Ст. 4138.

157 См.: Конституционное право России: Учебн. / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2008. С. 150, 155.  

Список литературы

1.     Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

2.     Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография. М., 2009.

3.     Конституционное право России: Учебн. / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. 3-е изд. перераб. и доп.М., 2008.

4.     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5.     Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть 1). Ст. 7007.

 6.     Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18.

7.     Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 21. Ст. 699.

8.     Постановление Конституционного Суда РФ от 1.07.2014 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В. Ф. Лякина» // СЗ РФ. 2014. № 28. Ст. 4138.

9.     Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833; постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.