Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА ДЕТЕЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Южно-Сахалинск
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

Первые крупные заводы на Руси были основаны в XVII в., но  до середины XVII в. информация о количестве трудящихся детей, об условиях их быта, обучения в научной литературе отсутствуют. Наиболее интенсивно развитие промышленности в России происходило при Петре I. Поскольку людей, имевших промышленные навыки, было недостаточно, рабочая сила формировалась за счет крестьян, бродяг, преступников, но и главным образом, детей. В связи с этим, дети, получая навыки с ранних лет, в последующем становились основной квалифицированной рабочей силой.

В числе первых актов, регулировавших труд, в том числе труд детей, стали Указы, издаваемые вначале XVIII в. В своей основе они разрешали продажу деревень фабрикантам  вместе с населением, разрешалось прикрепление население деревни к фабрике, заводу, в том числе с детьми, которые обязаны были отработать «повинность». Это был не просто принудительный труд, но и прикрепление навеки к заводу.

Условия труда детей, возрастные ограничения для работы на производстве в этот период никакими специальными актами не регламентировались. Правительство отмечало, что детям необходимо выдавать достаточную плату, но, несмотря на это, дети влачили полуголодное существование, поскольку оплата их труда составляла 3-5 руб., в то время как, например, солдатский паек был 6 руб.

Источником дешевого детского труда в стране в период развития промышленности, становилась и сама семья ребенка. Крестьяне, отбывавшие повинность, брали своих детей 4-6 лет себе в помощь.  Но наиболее привлекательным источником дешевой рабочей силы в это время становятся малолетние беспризорники. Фабриканты привлекали к труду детей, начиная с 6-8 лет, из числа нищих и бродяг. [8. С.14-27] Таким образом, развитие фабрично-заводской промышленности России осуществлялось преимущественно за счет труда бедных крестьян и малолетних, которые зачастую работали принудительно и в ужасающих условиях.

Развитие промышленности содействовало усилению эксплуатации вообще, а детей и подростков в особенности, поскольку открываемые фабрики и заводы могли существовать только при широком использовании наиболее дешевой рабочей силы, источником которой, прежде всего, являлись дети. Кроме того, дети удобная рабочая сила, поскольку не высказывали особого сопротивления, свои интересы не пытались отстоять и управлять ими легче.

С развитием промышленности и усложнением производства в ХIХ в. требовались уже не только механически наработанные навыки, но и осознание процесса, включение мышления, что возможно, начиная с определенного возраста и используя процесс обучения. Трудовому воспитанию и обучению детей в России особое внимание стали уделять с середины XIX в., когда развитие производства становится затруднительным или вообще невозможным без наличия определенного уровня образования.

Закон, всерьез предпринимающий попытку ограничить труд детей, был принят в результате классовой борьбы. Им стал Закон от 07.08.1845г. «О запрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12 лет» [1]. Несмотря на колоссальные усилия, приложенные для принятия этого нормативного акта, он так и не исполнялся на практике. И переломным моментом в развитии фабричного законодательства России в регулировании труда детей, стало принятие 01.06.1882г. Закона «О малолетних, работающих на заводах, фабриках, мануфактурах» [2]. Десятки лет потребовались для того, чтобы начали действовать нормы, ограничивающие эксплуатацию детского труда. Закон содержал прогрессивные правила, запрещавшие: труд детей, не достигших 12 лет, работу в ночное время для лиц в возрасте до 15 лет; кроме того, по возможности дети должны были посещать учебные заведений.

Таким образом, трудовое законодательство начинает формироваться в конце XIX в. как итог бунтов и мятежей рабочих в защиту своих интересов, в результате которых были приняты нормативные акты, ограничивающие труд детей и частично женщин.

В дальнейшем, вначале XX в. фабричное законодательство продолжает менять отношение к детскому труду, обеспечению безопасности их труда, отмечая положительную динамику регулирования. Тем не менее, нарушения норм законодательства, ограничивавшего эксплуатацию труда детей, нарушались повсеместно. Способствовали этому и непрекращающиеся войны на протяжении XX в. Вследствие военного положения в стране начала XX в., когда все трудовые ресурсы должны были быть использованы на полную мощность «для обороны», ослабевало и внимание к исполнению законов о труде. Более того, принятый 19.10.1915г. Закон «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени» [3] до окончания войны напрямую предоставлял право отступать от соответствующих законов на предприятиях, работавших на оборону.

Акты, принимаемые Временным правительством, кардинально положения детей в промышленном секторе, сельском хозяйстве страны не меняли. Только после Октябрьской революции 1917г. ситуация не сразу, но начинает меняться. Правовое регулирование трудовых отношений на первое место ставит интересы пролетариата, в том числе и детей рабочих и крестьян.

Однако военные действия 1920-х лет продолжали ухудшать ситуацию в стране, и нормы, защищавшие права трудящихся детей фактически так и не начинали действовать на полную мощность. Под девизом «работа на оборону» к труду привлекались малолетние, работавшие наравне со взрослыми в том числе сверхурочно. В этот период многие малолетние дети, кого не брали на работу на фабрики и заводы, промышляли спекуляцией, десятки тысяч  детей были вынуждены совершать преступления  либо бродяжничать  [10.  С.12]. В сельском хозяйстве и ремесленном производстве также повсеместно используется детский труд. И это несмотря на то, что нормативные акты России предписывали не принимать на работу детей младше 14 лет.

Крайне тяжелый быт, голод, разорение села - это факторы, вынуждающие идти на работу детей. Штрафные санкции для родителей и работодателей, законы, запрещавшие труд детей, не становятся препятствием для эксплуатации малолетних. Такого рода ситуация складывается к середине 30- х гг.

К числу недостатков нормативного регулирования детского (подросткового) труда этого периода можно отнести: отсутствие должного контроля, множество послабляющих применение норм исключений, отсутствие условий для обучения.

Яркое выражение детский труд получил в XX в. и в годы Великой отечественной войны. Вся работа тыла, без преувеличения была подчинена интересам фронта [12. С.5]. Школьники выполняли основную работу на полях, существенную помощь оказывали фактически во всех отраслях производства.

Война требовала бесперебойной поставки специальной техники, полезных ископаемых, сырья, поэтому для обеспечения производства заводы эвакуировали в тыл. Дети старше 10 лет добровольно приходили на производство, колхозные поля, с 11 лет работали на почте и в иных отраслях, где не требовались большие физические усилия. На заводах работали по 12 час. за станками, изготавливая военную технику [7. С.40].

Первые послевоенные годы мало чем в вопросах регулирования труда отличались от военных лет. Требовалось приложить большие усилия, чтобы восстановить разрушенные войной дома, предприятия, обеспечить производство во всех отраслях экономики. В мирное послевоенное время принимается много нормативных правовых актов, но они не затрагивают вопросы детского труда. Все реже встречается информация о привлечении к работе детей в возрасте до 14 лет (за исключением общественно полезного и в сельском хозяйстве).

Россия, после относительно благоприятных в развитии искоренения детского труда 1960-1980-х лет, к началу 1990- х гг. столкнулась с новой волной детского нелегального труда. Стремительно росла в стране численность беспризорных детей, сирот (в том числе социальных). Причины спроса на детский труд сохраняются, как и в прошлые времена: они послушны, требуют меньше оплаты, их легко уволить, не требуются долгосрочных инвестиций (социальных, страховых), часто работают там, где применяются отсталые технологии.

Дети приступают к работе с 12 лет (нередко и ранее) нелегально, на подсобных, «грязных» работах, вовлекаются в преступную деятельность. [11. С.53-54] Становится очевидным, что следует принимать меры не просто к искоренению детского труда, но и повышению требований к образованию, обеспечению защиты наиболее нуждающихся слоев населения и, в первую очередь детей, обеспечению безопасности в тех отраслях, где возможно применение труда детей. Поэтому была утверждена Указом Президента от 18.08.1994 г. № 1696 Федеральная целевая программа «Дети России», в составе которой насчитывается более 10 федеральных подпрограмм [4], а также ряд нормативных актов [5], содействовавших решению указанных  проблем. Но наиболее значимым правовым документом, регламентирующим условия допуска к труду, стал Трудовой кодекс Российской Федерации. [6]

Действующее трудовое законодательство особо подчеркивает возрастные границы осуществления трудовой деятельности. Благодаря реализации норм указанных правовых актов, в России действительно ситуация с детским трудом значительно улучшилась.

 

Список литературы

1.     Указ от 07.08.1845 «О запрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12 летнего возраста»/ / Полное собрание законодательства Российской империи. Собр. 2. Т.20. Ч.1 (1845). ст.19262

2.     Полное собрание законодательства Российской империи. Собр. 3. Т.2 (1882). Закон № 591, с.247

3.     Полное собрание законодательства Российской империи. Собр. 3. Т.2 (1882). Закон № 591, с.247

4.     Собрание законодательства РФ от 22.08.1994. № 17. ст. 1955

5.     Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // РГ от 05.08.1998. № 147; Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей»// СЗ от 23.12.1996. № 52. ст. 5880; Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ от 01.01.2007. № 1. ч.1. ст. 19; Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // РГ от 31.12.2010 № 297

6.     Российская газета от 31.12.2001 № 256

7.     Война и дети (они заменили взрослых, ушедших на фронт) Под общ. ред. И.Ш. Цирина. Самарское отделение Литфонда. Самара.: 2005; Солдатенко Е.И. Трудовой подвиг советского народа в Великой отечественной войне. Знание. М.: 1970.

8.     Гессен Вл.Юл. Труд  детей и подростков в фабрично-заводской промышленности России от XVII в. до Октябрьской революции. М.: 1927.

9.     Горшенин М. Фабричное законодательство в царской России.// Советская юстиция . 1939. № 9

10. Дунаевский Вл. Памятка юного рабочего. Издание отдела печати Вятского Губ. Комитета Р.К.С.М. Вятка.: 1920.

11. Рябцев Г.В., Маслова И.М. Трудовые права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ. М.: 2010.

12. Титов И.И. Общественный труд детей в советской школе. Автореф к. пед. н. Арзамас.: 1949.