Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

На сегодняшний день количество детей сирот составляет 650 тысяч человек, при этом существует немало молодых пар, которые не могу иметь детей, но хотят усыновить (удочерить) ребенка, но не знают каким образом осуществить данное право. Куда и каким образом подается заявление об усыновлении (удочерении) ребенка? Какие документы необходимы для усыновления ребенка? И, к сожалению, в процессе усыновления существует существенное количество проблем и изъянов.

Известно, что если ребенок потерял родителей и/или у него нет лиц, которые замещают их, то ребенок автоматически попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Понятие утраты родительского попечения является многогранным по своей сути и содержанию. Так к категории детей, которые утратили попечение родителей, относятся дети, у которых родители не только (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными. В данных случаях отсутствие родительской заботы является обстоятельством объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Наряду с причинами объективного характера, у утраты родительского попечения также существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.). Но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите.

Конституция Российской Федерации устанавливает государственную защиту в области материнства, детства и семьи, при этом для детей определяется приоритет семейного воспитания. Чтобы оставшиеся без попечительства родителей дети не лишались данного права, в Российской Федерации законодательно закреплен институт усыновления. Обстоятельством, которое способствует возникновению данной категории правоотношений, можно считать обращение гражданина, т.е. физического лица в органы опеки и попечительства за консультацией, но этот шаг еще нельзя считать юридическим фактом, так как после общения с должностными лицами органов опеки, лицо желавшее усыновить ребенка, может не предпринять никаких дальнейших действий для начала самой процедуры по усыновлению ребенка. Юридическим фактом считается момент, когда гражданин желающий усыновить ребенка подает заявление в органы опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К этому заявлению прилагается необходимый перечень документов.

Одним из документов такого перечня является справка из органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления. До недавнего времени Семейным кодексом Российской Федерации было предусмотрено, что усыновителями могли быть лица, не имеющие судимость вообще. Однако в законодательство были внесены изменения в связи с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 10 части 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Если лицо совершило тяжкое или особо тяжкое преступление, то в соответствии с императивной нормой Семейного кодекса Российской Федерации такое лицо не может быть усыновителем. Однако может возникнуть ситуация, при которой это мужчина, имеющий судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, вступает в брак с женщиной, имеющей детей. Между ним и детьми устанавливается контакт, они считают мужчину своим отцом. При этом юридически он никогда не сможет стать усыновителем, что не дает ему полного объема прав отца, но при этом фактически будет всю жизнь воспитывать этих детей. Таким образом, мы считаем, что было бы разумно пересмотреть норму в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотрев обстоятельства исключения. Такого рода вопрос не должен решаться кардинальным запретом, а на наш взгляд, должен решаться судом индивидуально, с учётом обстоятельств, потенциально представляющих опасность для жизни, здоровья и нравственности ребенка, а кроме того и с учётом характера фактических отношений между ребенком и данным лицом.

С большим сожалением необходимо отметить, что в нашей стране исторически сложился негативный стереотип о том, что дети-сироты должны находиться в детских домах, что их оберегает, защищает и обеспечивает только государство, а усыновление– это институт для тех, кто не может иметь генетически родных детей. Это является глобальной мотивационной общественной проблемой, которую необходимо решать нашему государству. Огромные средства затрачиваются государством для содержания детских домов и детей-сирот, что в целом не выгодно как государству, так и детям-сиротам. Государство вынуждено затрачивать огромные средства из бюджета, а дети-сироты так и не обретаю свой дом, семью, любовь, заботу и ласку. На наш взгляд, эти факторы взаимосвязаны: чем больше детей обретут семью, тем меньше государству придется затрачивать на их содержание.

Мы считаем, что необходимо сделать процесс усыновления открытым, отменить тайну усыновления. В первую очередь необходимо либо исключить, либо видоизменить норму ст. 139 Семейного кодекса РФ, так как, на наш взгляд тайна усыновления «тормозит» процесс усыновления в целом. Перед усыновлением гражданин обязан пройти подготовительные занятия, которые проводятся индивидуально и занимают довольно много времени и средств, хотя можно было бы проводить данные занятия в групповой форме(например, группами по 10 – 15 человек). На сегодняшний день органы опеки и попечительства не могут осуществлять такие групповые обучения, поскольку будут нарушать нормы о тайне усыновления.

Необходимо продемонстрировать обществу, что можно любить и не генетически родного ребенка. Позитивным видится разрушение мифов, которые существуют вокруг института усыновления, о том что «я не смогу полюбить чужого ребенка», «плохие гены», «недостаточно денежных средств» и т.д.. Положительные примеры семей-усыновителей будут способствовать изживанию подобных аргументов, поспособствует внедрению в сознание людей того факта, что усыновление это не только морально позитивный фактор, но и необходимая форма для развития государственных и общественных систем защиты семьи и детства. Мы считаем, что только открытость усыновления откроет глобальные перспективы для процессов усыновления.

Не стоит забывать и о роли общественных организаций, фондов и движений, которые занимаются информированием населения о детях, оставшихся без попечения родителей. На начальном этапе необходимо чётко определить рамки деятельности таких организаций, их права и обязанности во избежание ущемления прав ребенка. Во-первых, цель таких организаций должна носить некоммерческий характер, она должна быть сконцентрирована на помощи органам опеки и попечительства и учреждениям, где находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Такая помощь должна заключаться в информировании населения о детях-сиротах, что должно вызвать у граждан желание взять ребенка на воспитание в семью. Поскольку речь идет о разглашении сведений, видеосъемке ребенка, то необходимо тщательно продумать всю процедуру вмешательства организаций и фондов в систему усыновления.

Важно разработать и принять федеральный закон, в котором будет отражен статус некоммерческих организаций и фондов, которые будут выступать с инициативой о предоставлении помощи органам опеки и попечительства, осуществлять информирование граждан о детях-сиротах. В таком законе следует определить права и обязанности подобных организаций. На сегодняшний день существуют лишь рекомендации по осуществлению такой деятельности, а правовые нормы, за нарушение которых возможно применить определенную санкцию, отсутствуют. До того как ребенок попадет к усыновителю необходимо тщательно изучать кандидатуры лиц, которые желают усыновить (удочерить) ребенка, а впоследствии следить за условиями жизни детей в семьях. Такую деятельность органы опеки и попечительства тоже могли бы осуществлять с помощью указанных фондов и организаций.

При анализе практики по делам об усыновлении и статистики по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними гражданами, можно сделать вывод, что безвозмездная форма опеки (попечительства) преобладает над усыновлением, так как, например, опека (попечительство), является более привлекательной формой для граждан, решивших взять ребенка в семью. Это проявляется, в том числе не в последнюю очередь, на примере выплаты пособий. Так размер единовременных выплат при опеке (попечительстве) и при усыновлении составляет 8000 рублей. В случае усыновления ребенка- инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка. При установлении опеки на возмездных условиях, опекуну (попечителю) выплачивается вознаграждение за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Складывается ситуация, при которой гражданам, которые приняли ребенка на воспитание в семью, по сути, не оказывается поддержка со стороны государства, поскольку размер пособий ничтожно мал. При этом усыновители полностью обеспечивают усыновленного ребенка, поскольку юридически он приравнивается к родному ребенку, а, следовательно, между ним и усыновителями возникают имущественные и личные неимущественные отношения. Мы считаем, что для увеличения количество усыновлений в Российской Федерации, необходимо сделать эту форму устройства детей в семью приоритетной не только для государства, поскольку оно освобождается от ряда обязанностей, но и для усыновителей и усыновленных. Несомненно, необходимо увеличить размер выплат усыновителям в несколько раз. Кроме того, мы предлагаем оказывать поддержку семьям с усыновленными детьми в виде социальных гарантий, например, помощи устройства детей в детский сад по упрощенной схеме, то есть включить такие семьи в категорию граждан, имеющих право на льготы. Кроме того, мы предлагаем выплачивать семьям материнский капитал на каждого усыновленного ребенка, даже если в такой семье этот ребенок будет вообще первый и единственный.

Таким образом, усыновление является формой устройства детей в семью, при которой усыновленные обретают родителей, а усыновители детей, которым необходимо обеспечивать семейное тепло и дарить родительскую ласку. Государство должно помогать гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в семью, обеспечивать такие условия, чтобы граждане, имея кровных детей, хотели помогать и детям- сиротам. Необходимо создать такое положение в обществе, при котором усыновители не выглядели бы героями в глазах других граждан, а усыновление стало обычным делом. Конечно, для того, чтобы обеспечивать материальную поддержку усыновителям, государство должно пересмотреть отдельные статьи бюджета и существенно их увеличить, однако увеличение количества усыновлений уменьшит количество детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, уменьшит расходы государства на обязанности по оказанию помощи большому количеству детей-сирот.

 

Список литературы

 

1.       Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Росс.газ. 1993. № 237.

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая: офиц. текст. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 478 с.

3.       Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – Новосибирск:«Норматика», 2013. – 144 с.

4.       Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

5.       Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: офиц. текст Федерального закона от 24.07. 1998г. № 124-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.