Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 апреля 2017г.

Услуги сотовой связи обладают классическими свойствами услуг, а именно неосязаемостью, несохранностью, нестабильностью качества. Целью договора на оказание услуг сотовой связи является удовлетворение нематериальных потребностей абонента в передаче необходимой информации другому абоненту сотовой связи[1]. В качестве носителя информации выступает радиосигнал, передающийся по системам электрической связи в реальном времени, что точно позволяет определить объем предоставляемых услуг.

Согласно п. 2 Правил средством для обеспечения идентификации абонентского устройства и обеспечения доступа абонента к сети подвижной связи являются SIM-карты, которые выдаются клиенту после заключения договора.

Правовая характеристика договора на оказание услуг сотовой связи не является однозначной. Следует отметить, что в научной среде остается дискуссионным вопрос о признании договора на оказание услуг сотовой связи консенсуальным[2]. Суденко В.В. указывает, что ввиду особого предмета договора, а именно информации не облеченной в вещественную форму, договор оказания услуг сотовой связи является консенсуальным.

Таким образом, договор оказания услуг сотовой связи является консенсуальным, возмездным, взаимным, публичным, присоединения.

Договор на оказание услуг сотовой связи является публичной офертой, а акцепт осуществляется совершением конклюдентных действий будущим абонентом и для признания его заключенным достаточным является совершение первого фактического подключения абонента к сотовой связи, т.е. активации SIM-карты. Договор заключается либо с самим оператором (исполнителем), либо с его представителем (агентом) действующим на основании доверенности. При намерении заключить договор абоненту предлагается на выбор несколько тарифов, т.е. определенный комплекс услуг, который зависит от возможностей самого оператора и включается в предмет договора[3].

Договор представляет собой заранее подготовленный бланк, формуляр, в котором уже закреплены все существенные условия. На практике такие формуляры именуются «регистрационной формой абонента».

Как следует из ст. 2 Закона о связи услуги связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи и почтовых отправлений. Электросвязь согласно данной статье определяется как передача голосовой информации по радиосистеме, проводной, оптической или иным электромагнитным системам связи. При этом определения услуг сотовой связи ни в данном законе, ни в других нормативных актах не дано.

При этом договор на оказание услуг сотовой связи он определяет следующим образом – по договору оказания услуг сотовой связи (электросвязи) оператор (исполнитель) сотовой связи обязуется по заданию абонента (заказчика) совершить деятельность по передаче адресованной информации по вызовам абонентов без изменения ее содержания и с сохранением тайны связи и оказывать иные услуги, связанные с доступом к сетям сотовой связи, а заказчик обязуется оплачивать оказанные ему услуги.

На наш взгляд данное определение наиболее точно отражает сущность услуг сотовой связи, тем более что целью данного исследования не является формулирование нового определения, а лишь исследование основных прав и обязанностей сторон при оказании услуг сотовой связи.

Предметом договора являются действия оператора связи по перемещению определенного информационного сообщения по сети связи. Таким образом, под предметом (результатом) договора понимают не саму информацию, а ее передачу.

Согласно ст. 2 Закона о связи в качестве операторов сотовой связи могут выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели[4], оказывающие услуги такого рода на основании лицензии.

Абонентами в обязательствах по оказанию услуг сотовой связи могут являться любые субъекты гражданского права, с которыми заключен соответствующий договор.

В п. 27 Правил закреплены все права и обязанности сторон по договору оказания услуг сотовой связи.

В качестве основных обязанностей операторов сотовой связи можно назвать следующие действия:

1) предоставление необходимой и достоверной информации абоненту; 2) информирование абонента о правилах пользования средствами сотовой связи; 3) предоставление доступа другому оператору связи для абонентов собственных сетей; 4) устранение в кратчайшие сроки технических неисправностей препятствующих пользованию услугами; 5) уведомление о создании новых тарифных планах на услуги сотовой связи через СМИ не менее чем за 10 дней до их введения (что может одновременно представлять собой рекламу услуг[5]); 6) соблюдение тайны связи и др.

Правами операторов являются: 1) право требования оплаты предоставленных услуг; 2) право на приостановление предоставления услуг сотовой связи; 3) право на контроль за надлежащим использованием абонентского устройства.

Правами абонента являются: 1) право на получение необходимой и достоверной информации об операторе сотовой связи и оказанных им услугах; 2) право требования перерасчета или возврата абонентской платы в случае предоставления услуг ненадлежащего качества; 3) право на отказ от уплаты возмездных услуг предоставленных абоненту без его согласия; 4) право на предоставление информации о всех вызовах (соединениях), их продолжительности с абонентского номера.

Согласно п. 20 Правил существенными условиями данного договора являются: 1) назначенный абоненту номер; 2) оказываемые услуги сотовой связи; 3) сроки, форма и порядок осуществления расчетов;

4)   система оплаты услуг сотовой связи.

Характер ответственности сторон – имущественно-компенсационный, может заключаться в выплате неустойки, возмещении убытков и т.д. Основания ответственности оператора сотовой связи закреплены, в п. 56 Правил, а именно: 1) нарушение сроков обеспечения и оказания услуг сотовой связи; 2) некачественное или неполное оказание закрепленных в договоре услуг; 3) Нарушение требований не распространения личных данных абонента и тайны телефонных переговоров.

Следует отметить, что в настоящее время в научной литературе наиболее обсуждаемой проблемой является ответственность оператора связи перед абонентом. Многие исследователи справедливо отмечают, что хотя основания ответственности оператора закреплены, в Правилах отсутствует какое-либо указание о способах фиксации возможных нарушений, что делает невозможным для абонента доказывание нарушения требований законодательства. Следовательно, абонент в случае возникновения спорных ситуаций не сможет не только доказать факт предоставления некачественных услуг, но и факт причинения убытков.

Юшкевич А.В. отмечает, что такой пробел в праве связан «не столько с попустительством законодателя, сколько со сложностью предмета договора сотовой связи». Таким образом, абонент является наименее защищенной стороной в отношениях по оказанию услуг сотовой связи.

 

1 Волкова М.А. Коммерческое право; М-во образования и науки Российской Федерации, Московская гос. акад. коммунального хоз-ва и стр-ва. Москва, 2009.

2   Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

3     Волкова  М.А.,  Гриднева  О.В.  Содержание  гражданско-правового  договора.  Актуальные  проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.

4   Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование  предпринимательской  деятельности  Степанова  Н.А.,  Ленковская  Р.Р.,  Гриднева  О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

5    Волкова М.А. Договорные отношения в рекламной деятельности// В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития современной юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2015. С. 34-36; Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154–161.

 

Список литературы

 

1.          Волкова М.А., Гриднева О.В. Содержание гражданско-правового договора. Актуальные проблемы Российского законодательства. 2016. № 14. С. 20-24.

2.          Волкова М.А. Договорные отношения в рекламной деятельности// В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития современной юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-36.

3.          Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

4.          Волкова М.А. Коммерческое право; М-во образования и науки Российской Федерации, Московская гос. акад. коммунального хоз-ва и стр-ва. Москва, 2009.

5.          Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

6.          Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

7.          Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154–161.