Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕННОЙ БУМАГИ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Одним из самых дискуссионных объектов гражданских прав являются ценные бумаги. Причѐм уже само определение ценной бумаги вызывает значительные трудности, как у законодателя, так и в доктрине. Несмотря на то, что в России понятие ценной бумаги было предметом рассмотрения учѐных еще в 19 веке [7, с. 105-108], на протяжении долгого времени оно не получало закрепление в нормативно-правовых актах, в том числе и в кодифицированных актах. Схожую картину можно видеть и в зарубежном праве.

  Так, ни Французский гражданский кодекс (далее – ФГК) [8], ни Германское гражданское уложение (далее –   ГГУ) [4] не дают определение ценной бумаги. Однако это не означает, что законодатель не оперирует данным понятием. В § 232 ГГУ указывается на возможность использования ценной бумаги с целью обеспечения исполнения обязательств; в § 234 ГГУ определяются критерии, предъявляемые к таким ценным бумагам, служащим обеспечением. В качестве таковых они могут выступать, если они выданы на предъявителя, имеют курсовую стоимость и принадлежат к категории ценных бумаг, в которые разрешено вкладывать деньги подопечного. В § 372 ГГУ говорится о возможности внесения ценных бумаг в депозит при просрочке принятия кредитором исполнения.

    Впервые легальное определение ценной бумаги в странах континентальной системы права появилось в 1936 г. в § 965 Швейцарского обязательственного закона (далее – ШОЗ) [9], согласно которому ценной бумагой является любой документ, с которым право связано таким образом, что его нельзя осуществить или уступить независимо от документа. Нельзя не отметить, что в ШОЗ наиболее полно урегулированы вопросы правового режима ценных бумаг. Ценным бумагам посвящена часть пятая Швейцарского обязательственного закона (§§ 965–      1186). В отличие  от российского  законодательства,  в ШОЗ  закреплены положения об именных  и предъявительских ценных бумагах, векселе, чеке и документах, аналогичных векселям и иным ордерным бумагам, товарораспорядительных документах в одном разделе, а не разрозненно.

   Как отмечает Е.А. Васильев, с введением в правовые системы института ценных бумаг удалось установить простой порядок передачи прав, зафиксированных в ценных бумагах; упростить порядок легитимации лица, то есть признания правопорядком его в качестве кредитора, имеющего право на осуществление и передачу содержащегося в ценной бумаге права; создать императивно регулируемую неразрывную связь между правом собственности на бумагу и правом, зафиксированным в бумаге, которая выражается в том, что собственник бумаги является главным кредитором должника по ценной бумаге; ограничить возражения, которые могут быть выдвинуты должником по ценной бумаге, лицом против требования, вытекающего из ценной бумаги [3].

     Обзор законодательства постсоветских стран также показывает, что в кодифицированных актах содержатся определения ценной бумаги. В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса Республики Беларусь [2] ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

   В некоторых странах пошли по иному пути, а именно закрепили в кодифицированных актах положения об отдельных видах ценных бумаг. Так, в Торговом кодексе Республики Венесуэла (далее – ТК РВ) [6] содержатся положения об акциях (ст. 292 – 299), облигациях (ст. 300 – 303), векселе (ст. 410 – 488), чеке (ст. 489 – 494). Однако, несмотря на значительный объѐм нормативного материала, посвящѐнного вышеуказанным ценным бумагам, как таковое определение названных ценных бумаг отсутствует в ТК РВ. Так, согласно ст. 292 ТК РВ акции должны иметь одинаковую стоимость и давать их владельцам равные права, если устав не предусматривает иное. Раздел VII «О векселях» ТК РВ начинается со статьи о содержании векселя (ст. 410).

     В Израиле отдельным видам ценных бумаг посвящены специальные законы. В Ордонансе о векселях 1957 г. [1] даются определения простого и переводного векселя, чека. В части первой данного Закона говорится о том, что его надлежит толковать в соответствии с нормами английских законов (выделено мною – Н.К.) о переводных векселях, чеках и простых векселях, за исключением тех норм, которые не совместимы с положениями Закона. В Англии законом, которым регулируются векселя и чеки, является Закон о векселях 1882 года. Вместе с тем нельзя не заметить, что праву стран с англо-американской системой права неизвестен институт ценных бумаг в том понимании, в котором он предусмотрен в странах с континентальной системой права. В данных странах таким объектом права являются оборотные документы. Истоки этого института лежат в вексельном праве, которое развивалось как обычаи купеческого сословия. Что же понимается под оборотным документом? Это означает возможность передачи прав, выраженных в документе, путѐм вручения самого документа с передачей лицу, приобретающему документ, безупречного юридического титула независимо от дефектов в юридическом титуле лица, передавшего документ [3]. Наиболее полно оборотные документы урегулированы в Единообразном торговом кодексе США (далее – ЕТК) [5], в котором, наряду с разд. 3 «Оборотные документы (Negotiable instruments), содержатся разд. 7 «Складские свидетельства, коносаменты и другие товарораспорядительные документы» и 8 «Инвестиционные ценные бумаги».

   В соответствии со ст. 3-104 ЕТК оборотный документ означает безусловное обещание или приказ уплатить определѐнную сумму денег с процентами или без них либо с иными начислениями, указанными в обещании или приказе, если документ: 1) подлежит оплате предъявителю или приказу в момент выдачи, либо когда он впервые попадает во владение держателя; 2) подлежит оплате по востребовании или в определѐнное время; 3) не содержит никакого иного обязательства или указания лица, обещавшего или приказавшего совершить платѐж, на совершение иных действий в дополнение к уплате денег. К оборотным ценным бумагам относятся: вексель, чек и депозитный сертификат. Как видно из наименования раздела 8, известно ЕТК и понятие ценной бумаги. Согласно ст. 8-102 ЕТК ценная бумага – это пай, участие или другой интерес в имуществе или предприятии эмитента или обязательство эмитента. Инвестиционные ценные бумаги могут быть документированными либо недокументированными. Если ценная бумага (security) является документированной, термины «ценная бумага» и «документированная ценная бумага» могут обозначать либо нематериализованный (intangible) имущественный интерес, либо документ, представляющий такой интерес, либо и то и другое, если это вытекает из текста. Причѐм в ст. 8-102 ЕТК особо отмечается, что документ, являющийся ценной бумагой, регулируется разд. 8, а не разд. 3, даже если он соответствует требованиям разд. 3. Если документированная ценная бумага была удержана или получена эмитентом или его агентом по трансферту по причинам иным, нежели регистрация передачи, другая временная цель, оплата, обмен или приобретение эмитентом, эта ценная бумага должна рассматриваться как недокументированная. Товарораспорядительные ценные бумаги в соответствии со ст. 7-104 могут быть как оборотными, так и необоротными. Складское свидетельство, коносамент или иной товарораспорядительный документ является оборотным, если по его условиям товары подлежат выдаче предъявителю или приказу поименованного лица; или когда он признан в заморской торговле, если это документ, выписанный на имя определѐнного лица или его правопреемников.

Список литературы

1.     Гражданское законодательство Израиля / научн. ред. Н. Э. Лившиц; сост., предисл., пер. с иврита М. С. Хейфец. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

2.     Гражданский кодекс Республики Беларусь / научн. ред. и предисл.              В. Ф. Чигира. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003.

3.     Гражданское и торговое право зарубежных государств : учебник : в 2 т. / отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. М.: Международ. отношения, 2008. Т. 1. С. 323.

4.     Гражданское уложение Германии : ввод. закон к Гражд. уложению / пер. с нем.; науч. ред. А. Л. Маковского. – 2-е изд., доп. М. : Волтерс Клувер, 2006.

5.     Единообразный торговый кодекс США / пер. с англ. М. : Международный центр финансово- экономического развития, 1996. (Совр. зарубеж. и международ. частное право).

6.     Законодательство Боливарианской Республики Венесуэла : сб. документов : в 3 т. М. : Международ. отношения, 2011. Т. 1.

7.     Корнилова, Н.В. О понятии ценной бумаги. В сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования»: в 16 частях / Н.В. Корнилова. Тамбов, 2015. С. 105-108.

8.     Французский гражданский кодекс / науч. ред. и предисл. канд. юрид. наук Д. Г. Лаврова; пер. с фр. А.А. Жуковой, Г.А. Пашковской. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

9.     Швейцарский обязательственный закон : федеральный закон о дополнении Швейцарского гражданского кодекса (Часть пятая. Обязательственный закон) от 30.03.1911 г. (по сост. на 01.03.2012 г.) / пер. с нем., фр. М.: Инфотропик Медиа, 2012.