Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕТ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

     Совет – это избираемый населением на определённый срок коллегиальный представительный орган публичной власти в Российской Империи с 1905 по 1907 год. Советы существовали в Российской и других республиках, в СССР, а также в Российской Федерации до октября 1993 г. В советский период советы являлись органами руководства стачек (забастовок), в последующем руководство советов боролось с правительством [5]. Если обратиться к истории термина, то на начальном этапе совет представлял собой классовый орган, который выражал интересы пролетариата. В советский период форма государственного устройства отражала марксистскую теорию построения коммунизма через власть диктатуры пролетариата, что отличало власть буржуазной демократии в обществе капитализма. Советы получали свою легитимность при помощи поддержки народа, т.е. образование советов происходило снизу. Так, Александр Бенуа в апреле 1917 г.писал: «У нас образовалось само собой, в один день, без всяких предварительных комиссий и заседаний нечто весьма близкое к народному парламенту в образе Совета рабочих и солдатских депутатов» [4].

    При советской модели правления советы считались полновластными органами на всей территории, при этом они являлись и представительно-законодательными, и распорядительными, и контрольными органами [6]. Для реализации своих полномочий, зачастую, создавались государственные органы, которые учреждались также советами. Важно отметить, что судебные органы были подотчѐны совету, за которыми они были закреплены. Таким образом, в советский период советы являлись системой представительных органов власти, которая имела разделение на нижестоящие уровни, но не лишала статуса и полномочий советов низшего уровня. Иначе говоря, отличие между советом высшего и низшего уровня отсутствовало.

    Деятельность советов отражала наказы избирателей, которые, в свою очередь, могли отозвать их, однако на практике советы руководствовались к исполнению решениями правящей коммунистической партии. По мнению С.Г. Кара-Мурзы, идейной основой советов был не марксизм, а «народная философия, тип военной, ремесленной и крестьянской демократии доиндустриального общества» [4]. Однако существует другая точка зрения о статусе и деятельности советов СССР, которую выражал исследователь политической системы СССР М.С. Восленский: «Центрами принятия решений являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это партийные комитеты разных уровней: от ЦК до райкома КПСС. Они и только они принимали все до единого политические решения любого масштаба в СССР» [2]. Советы играли важную роль на протяжении всей истории Росси: от свержения Российской Империи до образования СССР и Российской Федерации.

    Развитие современного гражданского общества России было бы невозможным без создания «советов», которые в народе часто называют «общественный совет». Сущность, деятельность и статус советов современных отличается от деятельности советов советского периода. В совет всѐ также входят активисты из народа, которые представляют интересы общества, он также создаѐтся на государственном и местном уровнях, но существенным отличием является статус органа – его решения носят консультативный характер. Современная интерпретация термина «совет» – это образование, в деятельности которого принимают участие представители общественности, с закреплѐнной формализованной структурой[6]. Государственные органы закрепляют ряд полномочий за конкретным советом и консультируются по вопросам, касающимся компетенции того или иного совета. Советы образуются при органах исполнительной власти на всех уровнях: федеральном – например, Совет безопасности РФ, предусмотренный Конституцией РФ (п. «ж» ст. 83), региональном – например, Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, и местном – например, молодѐжный совет при главе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик. Цель создания советов на всех уровнях государственного управления может быть разной, зачастую советы создают для консультации с экспертами по специальным (отраслевым) вопросам. Также советы помогают в разработке законодательства и государственного, регионального или местного бюджета. В некоторых отраслях советы создают для отслеживания (мониторинга) за исполнением решений органов власти. Еще одной причиной создания советов может быть помощь в осуществлении некоторых государственных полномочий, делегированных советам государственными органами.

    С точки зрения формирования структуры гражданского общества, создание советов говорит о заинтересованности государства в позиции своего народа. Основным показателем, т.е. подтверждением того, что государство – в лице органов власти – проявляет интерес к своему народу, является использование и непосредственное применение в своей деятельности тех рекомендаций и предложений, которые оно получило при взаимодействии с тем или иным советом.

    На федеральном уровне остановимся на советах при Президенте РФ. Спектр направления их деятельности обширен, об этом говорит их количество –18[7]. Выделить самый важный или доминирующий из всех советов при Президенте РФ невозможно, так как у каждого совета свои функции и назначение. Как отмечает С.А. Авакьян, практика образования советов и комиссий при Президенте  РФ весьма  динамична. За годы существования презедентуры ряд таких органов появился, какое-то время функционировал, далее их упраздняли, реорганизовывали, создавали новые. Каких-то четких критериев образования или советов, или комиссий при Президенте тоже не обнаруживается, скорее всего это вопросы усмотрения Президента, тем более, что были факты преобразования одного органа в другой [1]. Например, Совет по делам инвалидов преобразован в Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов; Комиссия по правам человека при Президенте была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

    Сначала была образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Указом Президента РФ от 6 ноября 2004 она преобразуется в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В свою очередь, Указом от 1 февраля 2011 г. данный Совет преобразуется в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Этим Указом утверждены Положение о Совете и его состав.

   Основные задачи Совета предопределены его названием. Он оказывает содействие главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содействует развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации.

   Это один из немногих  Советов при Президенте РФ, председателем которого является ученый, одновременно представляющий общественные объединения, а среди членов Совета – журналисты, правозащитники, политики, ученые и нет чиновников публичной власти.

   Более регулярными являются заседания Совета – не реже одного раза в два месяца (другие советы заседают, как правило, один раз в шесть месяцев). В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Совет формирует из числа членов Совета постоянные и временные комиссии и рабочие группы по направлениям своей деятельности.

  Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета. В состав президиума Совета входят представители комиссий и рабочих групп Совета, избираемые из составов комиссий и рабочих групп на заседаниях. Персональный состав президиума Совета подлежит ротации один раз в полгода. Президиум Совета возглавляют три сопредседателя, одним из которых по должности является председатель Совета, а двое других избираются из состава президиума Совета на заседании президиума Совета.

     На региональном уровне также действует ряд советов, например, Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Помимо этого, согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2014 № 217 «О порядке образования общественных советов при органах государственной власти Краснодарского края» в крае действует ещѐ ряд советов по отраслям. Например, Общественныйсоветпри управлении по надзору в области долевого строительства Краснодарского края или Общественныйсоветпри государственном управлении ветеринарии Краснодарского края и другие. Ежегодно Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека представляет губернатору отчѐт о своей деятельности в виде докладов. В рамках доклада освещается два раздела: «Гражданское общество Кубани: институты и процессы» и «Общество и власть: обратная взаимосвязь», которые имеют подразделения. По каждому направлению освещаются проблемы и пути их решения, итогом каждой главы служит заключительный пункт: выводы и рекомендации. Руководство Совета уделяет внимание взаимодействию общественных организаций (в том числе и НКО) с органами местного самоуправления[3]. Ведь власть на местах должна отражать интересы и потребности своего населения, что не всегда соответствует действительности. При помощи ряда благотворительных и социально-ориентированных организаций, Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека провѐл ряд мероприятий, таких как  «День добра» 4 декабря 2014г в МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №24», профилактическое занятие «Зимние правила безопасности» 3 декабря 2014 в ГКУ СО КК «Краснодарский реабилитационный центр» [9]. На сайте Совета можно найти информацию о предстоящих заседаниях и мероприятиях.

    В последние годы в обществе очень активно обсуждается истинность тех общественных представителей, которые должны представлять интересы народа в советах. Так, в одном из эфиров радио «Свобода» 29.09.2011 года, обсуждалась данная проблема: «Общественные советы при исполнительной власти: ширма или институт гражданского общества?». Особый интерес уделялся третьему созыву членов Общественного совета при ГУВД г. Москва, так как в него вошли актѐры и артисты, а известных российских правозащитников оставили без внимания. В обсуждении приняли участие член Общественной палаты, поэт – Андрей Дементьев, президент фонда «Холокост» и по совместительству бывший член Общественной палаты г.Москва – Алла Гербер, а также адвокат и член Общественной палаты г. Москва – Елена Лукьянова. Так, Андрей Деметьев отметил: «…Мы все работаем честно, мы все работаем на общественных началах. Время, которое отнимаю на командировки, на заседания, на письма, на почту и так далее, я отнимаю у своего творчества» [8].Эти слова подтверждают тезис о том, что общественные советы – это институты гражданского общества, а не ширма или орган, созданный для отвода глаз.

   В заключении отметим, чем больше различных советов в сферах деятельности и уровнях государственного управления создаѐтся государством, тем меньше вероятность, что органы власти допустят ошибку в той или иной сфере. Так как советы отслеживают динамику и решают проблемы в отраслях своей компетенции, привлекая при этом народных представителей и общественные организации (включая НКО).

Список литературы

1.     Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб.пособие: в 2 т. / С.А. Авакьян. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА –М, 2014. Т. 2. С. 395.

2.     Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. 1990г. Главы 1,3-5,9. // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/woslenskij.txt

3.     Ежегодный доклад главе администрации (губернатору) Краснодарского края о состоянии гражданского общества в Краснодарском краев 2013 году// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL:http://sovet- nko.ru/index.php/doklady-gubernatoru

4.     Кара-Мурза, С. Г. Советская власть / Советская цивилизация. — Т. I. // [Электронный ресурс]/ Режим доступа:    URL:http://www.kara-murza.ru/books/sc_a/sc_a26.htm

5.     Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т. — М.: Терра, 2008. — Т. 4. — 560 с. — (Бол. энциклопедия).

6.     Сайт Академик: словари и энциклопедии «Советы» // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/88785/%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A2%D0%AB

7.     Сайт Президента РФ «Советы при Президенте РФ» // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://state.kremlin.ru/council

8.     Сайт радио Свобода «Общественные советы при исполнительной власти: ширма или институт гражданского общества?» // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24344066.html

9.     Сайт Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://sovet-nko.ru/index.php