Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Конституция Российской Федерации прописывает один из основных элементов основ конституционного строя – местного самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти [1].

   Повышение роли местного самоуправления в Российской Федерации актуализировало проблему организации деятельности муниципальных служащих, а именно проблему профессионализма – одного из главных факторов управления.

    Муниципальные образования нуждаются в молодых, профессиональных управленцах нового мышления, новой парадигмы. Это особенно важно в современных условиях, где происходит быстрое развитие общества, модернизация экономики, социальной сферы, совершенствование государственного и муниципального аппарата. Недостаточные меры социальной защиты и социальные гарантии, учитывая и уход на пенсию, невысокая заработная плата, низкий престиж муниципальной службы, скромные перспективы, связанные с дальнейшим кадровым ростом не способствуют созданию необходимого качественного состава кадров [2]. Система оплаты труда не претерпевает изменений уже долгое время, в то время как требования к муниципальным служащим, к исполнению их обязанностей меняются из года в год. Это препятствует привлечению на муниципальную службу профессионалов своего дела, особенно из молодежной среды.

   Зачастую в органах местного самоуправления возникает проблема с  квалифицированными молодыми служащими. Для решения этого вопроса, возможно, ввести отбор на конкурсной основе будущих служащих муниципального образования,  установить минимальные  квалификационные стандарты  на должности муниципальной службы. А в целях последующего развития работы в муниципалитетах, на высшие должности назначать служащих, проявивших стремление к профессиональному росту. Также в кадровые службы необходимо брать специалистов, имеющих юридическую, психологическую, экономическую подготовку. Именно такие работники способны понять насущные задачи становления местного самоуправления и комплексно подойти к кадровому обеспечению муниципального управления.

    Кадровая проблема – ключевая проблема всей системы местного самоуправления и данному вопросу уделяется недостаточно внимания. На сегодняшний день подготовка муниципальных кадров является достаточно актуальным вопросом. Именно от решения кадрового вопроса на муниципальной службе зависит полноценная реализации собственных полномочий органов местного самоуправления. А это и надлежащая работа ЖКХ, строительство и ремонт дорог, и многие другие задачи, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления.

    Отметим, что после реформы, начатой в 2003 году, число муниципальных образований возросло практически вдвое. При этом в большинстве существующих муниципальных образований не хватает квалифицированных специалистов, особенно это ярко выражено в сельских поселениях. Вероятно, следует осуществлять государственную поддержку в области привлечения на муниципальную службу в сельской местности специалистов, которая может быть выражена в предоставлении различных социальных льгот, таких как повышенная заработная плата, предоставление беспроцентных кредитов, снабжение жильем, бесплатное питание, оплата транспортных расходов и т.п. Либо же вовсе исключить передачу полномочий органам местного самоуправления без увеличения штата и привести норму численности муниципальных служащих в соответствие с количеством возложенных на органы самоуправления, полномочий [3].

    Основной проблемой кадровой политики на муниципальной службе является подготовка и переподготовка кадров. Учебный процесс в большинстве случаев носит краткосрочный характер и не ориентирован на предметную деятельность муниципальных служащих. Программы подготовки зачастую не соответствуют потребностям в сфере муниципального управления, как в количественном, так и в качественном отношении. Действующие учебные курсы     не отвечают реальным нуждам в организации деятельности муниципальных служащих, ввиду их направленности на теоретическую, а не на практическую работу. В равной мере это касается учебных пособий и преподавателей, не имеющих практический опыт работы в органах местного самоуправления. В настоящее время существует достаточное количество курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, в основном при учебных заведениях, однако на деле, практических профессиональных знаний, умений, навыков эти курсы не дают и носят, всѐ чаще, формальный характер. Но сама практика  сотрудничества органов  местного самоуправления с  профильными учебными заведениями имеет положительное влияние на организацию деятельности муниципальных служащих. Это безусловный плюс. Но нельзя  отрицать,  что  устоявшийся  порядок  нуждается  в  дальнейшем  совершенствовании.  Отсутствует налаженная система привлечения к преподаванию работающих специалистов в требуемой сфере деятельности, использования инновационных методик.

    Сложившаяся ситуация требует качественных изменений, а значит принятия безотлагательных мер. Таким образом, возникает необходимость в особой системе подготовки и переподготовки кадров на муниципальной службе, основами которой станет: постоянное улучшение методологии, методики и организации деятельности на местах; повышение профессионализма преподавателей; внедрение новых форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных  кадров;  введение системы управления качеством,  базируемой на сочетании традиционных и инновационных подходов. Это станет толчком к повышению уровня вариативности программ, к взаимодействию между муниципалитетами с целью обмена опытом, а в дальнейшем к разработке дистанционного повышения квалификации. Система дистанционного обучения разрабатывается ведущими преподавателями, специалистами, учеными, что повысит качество обучения вне зависимости от местонахождения. Такой вид обучения позволит существенно снизить финансовые затраты, и считается лучшим вариантом для труднодоступных, малонаселенных регионов, а также для районов, значительно удаленных от научных и культурных центров.

   Персонал муниципального управления играет важную роль в преобразовании российского местного самоуправления. Поэтому процесс построения муниципального служащего нового поколения является ключевым элементом механизма становления и обновления системы управления на местах. Такой муниципальный служащий обладает широким кругозором, компетентный, ставит перед собой задачи, он способен к новой модели действия, в обход устоявшемуся образцу.

   Общеизвестно, что руководители не всегда с пониманием и поддержкой относятся к желанию сотрудников повысить свою квалификацию, пройти обучение, так как часто это связано с отрывом от работы. Поэтому целесообразно закрепить это не только, как право, но и как обязанность, а также внести ответственность за исполнение данного полномочия.

   Необходимо, чтобы обучение, повышение квалификации и профессиональная подготовка кадров стали неотъемлемым элементом профессиональной культуры на государственной и муниципальной службе. Стратегической целью курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации должно являться обеспечение развития муниципальной деятельности, ради формирования надлежащей работы органов местного самоуправления, в первую очередь, по вопросам местного значения в городах, поселениях и на других территориях, а также ради создания условий, которые гарантируют высокий уровень и стабильность качества муниципальных услуг. В этом случае, уровень подготовки специалистов будет приносить максимально возможный результат.

    Местное самоуправление – это уровень власти, который приближен больше всего к народу и от того из каких кадров состоят органы местного самоуправления зависит престиж в целом государственной (муниципальной) службы и лояльность граждан к действующей власти [4].

   Поэтому очень важно сформировать систему взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, населением и стать максимально открытыми для простых граждан[5].

    В соответствии с действующим законодательством  осуществление подготовки, переподготовки  и повышения квалификации муниципальных служащих лежит на плечах органов местного самоуправления. Отсюда следует вывод, что низкий уровень подготовки и принятия программ подготовки и переподготовки связан с нехваткой средств в местном бюджете. В связи с этим муниципальным образования необходимо пересмотреть свои расходы и направлять достаточное количество средств на реализацию различных программ обучение, подготовки и переподготовки муниципальных служащих.

  Но стоит отметить, что органы государственной власти субъектов РФ также наделены правом участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

   Наиболее эффективным механизмом подготовки кадров на муниципальной службе является принятие целевых программ. Также данный способ является действенным с точки зрения контроля за расходованием средств.

   Резюмируя вышесказанное, отметим, что на сегодняшний день в сфере местного самоуправления существуют две главные проблемы – это финансовое обеспечение муниципальной службы и кадры.

    Тратятся достаточно серьезные средства на подготовку и переподготовку муниципальных кадров. Но важно отметить, что эффективность и качество муниципальных кадров будет зависеть не только от того сколько средств тратится на обучение, не только от того какие существуют программы, а от того, кто осуществляет подготовку и переподготовку кадров, а также как отслеживается качество переподготовки кадров [6].Поэтому необходимо создать единую общегосударственную программу подготовки и переподготовки резерва государственных и муниципальных служащих. В основу программы можно положить существующий положительный опыт городов в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Для того, чтобы программа приносила максимальный результат, в обязательном порядке, требуется учреждение системы управления качеством. В связи с этим следует постоянно повышать качество оказываемых услуг в сфере повышения квалификации муниципальных служащих. Только в результате реализации предложенных решений можно будет говорить об эффективности, в организации деятельности органов местного самоуправления.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]: (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс».

2.     Атзитарова Р.Н., Аминов И. Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции». Воронеж: ИЦРОН, 8 декабря 2014 г. С. 23-26.

3.     Биккулова А.Д., Аминов И. Р. Правовой статус муниципального служащего // XVIII Международная (заочная) научно – практическая конференция «Вопросы состояния современного юридического образования и профессиональной культуры юристов», г.Казань, 26 ноября 2014 г.С. 143-145.

4.     Искужина Г.Р., Аминов И. Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации //Научно-методический электронный журнал "Концепт". Киров, 2014.Т. 26.С. 251-255.

5.     Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология, право. Москва, 2014 г.№ 4. С. 143- 145.

6.     Туриянов А.Р., Аминов И. Р. Прокурорский контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления

// Государственное и муниципальное управление в XXI веке

: Теория, методология, практика. Новосибирск, 2014 г. № 14. С.114-119.