Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПОТЕРПЕВШЕГО НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

Проблема защиты прав и предоставления квалифицированной юридической помощи потерпевшим от преступлений занимает отдельное место в российском уголовном процессе. Несомненно, основной задачей правосудия выступает наказание лица, которое нарушило уголовный закон. Именно по этой причине обвинитель в судебном процессе выступает от имени государства. В то же время правосудие не может признаваться свершившимся, если при его отправлении не были обеспечены права и законные интересы потерпевшего от преступного деяния. Необходимо подчеркнуть, что наказание виновного лица и обеспечение прав и интересов потерпевшего от преступления - зачастую не одно и то же. Второе не является обязательным следствием первого, наоборот, иногда вступает с ним в логическое противостояние. Правосудие советского государства отдавало предпочтение наказанию преступника, расценивая данный акт в качестве выражения коллективного общественного интереса и привычно игнорировало личные интересы потерпевшего лица.

Следует заметить, что современное правосудие российского государства, напротив, акцентирует значительное внимание на правах потерпевшего от преступления. Статья 52 Конституции Российской Федерации содержит положение о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба [1].

Соответственно, статья 6 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации гласит, что защита прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений, является назначением российского уголовного процесса. Необходимо  учитывать, что потерпевший вправе реализовать свои права только после того, как в установленном законодательно порядке они будут признаны в качестве таковых. Нередко возникают  ситуации, когда органы дознания и следствия откладывают срок  вынесения соответствующего постановления. В данном случае адвокат должен принять все установленные законом меры для установления статуса лица. В такой ситуации можно обратиться с заявлением к лицу, которое осуществляет производство по делу, с жалобой в прокуратуру либо суд. Чем раньше будет установлен статус лица, тем более полно будут реализованы его процессуальные права. Если в судебном заседании адвокат представляет потерпевшего, то он обязан разъяснить ему ход проведения судебного разбирательства и проработать с ним предстоящую дачу показаний.

Статья 277 УПК РФ устанавливает, что допрос потерпевшего осуществляется по правилам допроса свидетеля в уголовном судопроизводстве [2]. Однако необходимо иметь в виду, что правовое положение потерпевшего существенно отличается от правового положения свидетеля. Во-первых, потерпевшему как участнику процесса со стороны обвинения законодательство предоставляет весьма широкие права по защите своих прав и законных интересов. Все эти права должны неукоснительно соблюдаться в ходе судебного процесса, что в обязательном порядке должен сделать адвокат, если он выступает представителем потерпевшего. Во- вторых, потерпевший в отличие от свидетеля обязан постоянно присутствовать в зале судебного заседания, и в подготовительной части судебного рассмотрения дела суд должен выяснить мнение потерпевшего относительно всей совокупности рассматриваемых вопросов. В-третьих, суд должен выслушать ходатайства самого потерпевшего, разрешить их в установленном порядке.

В юридической литературе высказываются идеи о расширении установленных  российским уголовно- процессуальным законодательством оснований обязательного участия представителя потерпевшего [4].

С целью обеспечения конституционного права потерпевшего на оказание квалифицированной юридической помощи целесообразно расширить основания обязательного участия представителя потерпевшего, приблизить их к основаниям обязательного участия защитника. Представляется необходимым дополнить соответствующие статьи Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации следующими основаниями обязательного участия представителя потерпевшего: 1) если потерпевший заявляет ходатайство об участии в судебном разбирательстве по уголовному делу представителя; 2) если потерпевший не достиг возраста 18 лет; 3) если потерпевший ввиду физических или психических недостатков не имеет возможности самостоятельно представлять свои интересы в суде; 4)если потерпевший не владеет языком, на котором осуществляется производство по уголовному делу; 5) по делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь; 6) по делам, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ; 7) по делам, которые рассматриваются с участием присяжных заседателей.

Основополагающая задача адвоката как представителя потерпевшего в процессе судебного разбирательства заключается в предоставлении ему действительно квалифицированной юридической помощи для того, чтобы обеспечить потерпевшему в должной мере воспользоваться закрепленными за ним правами.

Немаловажно проанализировать те права, которыми обладает потерпевший в уголовном процессе.

В ходе допроса подсудимого потерпевший, действуя в качестве представителя стороны обвинения, вправе допрашивать подсудимого одним из первых. Потерпевший также обладает правом заявить ходатайство об оглашении показаний подсудимого в случае значительных противоречий между показаниями, данными обвиняемым в ходе предварительного расследования и в процессе судебного рассмотрения дела. В процессе судебного разбирательства потерпевший вправе при даче показаний пользоваться записями, которые он должен предъявлять суду по его требованию.

Согласно положениям ст.286 УПК РФ потерпевший имеет право представлять суду документы [2]. Документы по ходатайству потерпевшего должны быть исследованы надлежащим способом. Документы, которые были предоставлены потерпевшим, должны быть приобщены к материалам уголовного дела.

В случае назначения судебной экспертизы потерпевший вправе в письменном виде задавать вопросы эксперту, высказывать свою позицию по вопросам, заданным другими сторонами судебного процесса.

Потерпевший имеет право принимать активное участие в осмотре местности и помещения, следственном эксперименте, свидетельствовании. Тем не менее, как свидетельствует судебная практика, потерпевшие весьма пассивны при использовании своих прав в судебном рассмотрении дела. В то же время сравнительный анализ рассмотренных в судебном порядке уголовных дел показывает, что в тех случаях, когда потерпевший имеет своего представителя, его активность в исследовании доказательств бывает выше средней. В связи  с этим исключительное значение получает реальная реализация положений части 3 статьи 42 УПК РФ о возмещении потерпевшему расходов на законного представителя. К сожалению, действующее законодательство весьма нечетко устанавливает возможный порядок реализации данного права потерпевшим лицом. Закон гласит, что это должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 131 УПК РФ. Однако в части 2 вышеназванной статьи, где указываются суммы, отнесенные к судебным издержкам, отсутствует прямое указание на то, что расходы потерпевшего на оказание услуг адвоката в качестве его представителя отнесены к судебным издержкам. Может спасти положение только тот факт, что в пункте 9 части 2 данной статьи указывается, что к судебным издержкам могут относиться другие расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные УПК РФ. Разумнее и логичнее было бы изложить рассматриваемое право потерпевшего в п.5 ст.131 УПК РФ, в соответствии с которым в судебные издержки входят суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия его в уголовном процессе, дополнив данный пункт словами «а также расходы потерпевшего на оплату услуг адвоката в качестве законного представителя при производстве по уголовному делу».

Российское уголовно-процессуальное законодательство не предполагает учета мнения потерпевшего в том случае, если государственный обвинитель по той или иной причине отказался от поддержания обвинения. В данном случае нарушается право потерпевшего на поддержание обвинения, которое, по общему правилу, является одной из главных составляющих принципа состязательности процесса.

Пункт 7 статьи 246 УПК РФ содержит положение о том, что если в ходе судебного рассмотрения дела государственный обвинитель убедится в том, что предоставленные доказательства не подтверждают обвинение, которое предъявлено подсудимому, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы данного отказа [2]. Полный либо частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в процессе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части. Анализ указанной статьи дает основания полагать, что мнение суда в данном случае не принимается во внимание. Представляется, что подобное положение дел нарушает принцип оценки доказательств судом (судьей) по своему  внутреннему убеждению и подчинения его только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Вероятно разрешить данную проблему могло бы предоставление права обжаловать отказ от обвинения со стороны государственного обвинителя вышестоящему прокурору непосредственно потерпевшему, безусловно, с помощью адвоката.

Исследуя участие потерпевшего в суде первой инстанции, нельзя не отметить его роль при особом порядке судебного разбирательства, то есть тогда, когда приговор выносится без проведения судебного разбирательства по ходатайству обвиняемого, который согласился с предъявленным ему обвинением. В частности, ст.314 УПК РФ установлено, что обвиняемый имеет право при наличии согласия государственного либо частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного рассмотрения дела по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые не превышает десяти лет лишения свободы. Из содержания данной правовой нормы следует, что потерпевший должен также заявить свое согласие на разбирательство дела в особом порядке. Однако законодательно не регламентируется вопрос, когда и в какой момент потерпевший должен обозначить свое согласие. Здесь же следует считать необходимым, выяснять такое согласие потерпевшего, поскольку при его отсутствии производство по делу должно осуществлять судом в обычном порядке.

По смыслу части 4 статьи 316 УПК РФ, если потерпевший принимает участие в судебном заседании, судье необходимо выяснить у него отношение к ходатайству подсудимого [2]. Возникает закономерный вопрос: если потерпевший не явился в суд и на предварительном следствии не обозначил своего мнения относительно особого порядка рассмотрения дела? В таком случае судебное рассмотрение дела должно проходить в обычном порядке, однако при этом уже будут нарушены права обвиняемого, который надеется, что наказание ему не может быть назначено более, чем две трети максимального срока или размера наиболее строгого наказания, установленного за совершенное преступление.

Таким образом, по мнению Ю.Л. Бокаревой, статью 314 УПК РФ целесообразно дополнить частью 1-1 «О заявленном обвиняемым ходатайстве об особом порядке судебного разбирательства органом предварительного следствия уведомляется потерпевший, которому разъясняется право заявить свои возражения против данного порядка судебного разбирательства до назначения судебного заседания. При поступлении от потерпевшего подобных возражений судебное заседание должно проводиться в обычном порядке» [3].

Следует также подчеркнуть, что согласно ст.49 Конституции РФ обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность [1]. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Согласно положениям ст.14 УПК РФ обязанность доказывания вины обвиняемого и подозреваемого в совершении преступного деяния также возлагается на потерпевшего [2]. Однако УПК РФ не закрепляет за потерпевшим права самостоятельного сбора требующейся для этого доказательственной базы. Потерпевший и его адвокат вынуждены использовать помощь органов предварительного расследования, которая может выражаться, в частности, в удовлетворении ходатайства о получении дополнительных ходатайств путем проведения следственных и других процессуальных действий. Подобное положение дел ставит потерпевшего в абсолютную зависимость от следствия, значительно ограничивает возможность его участия в процессе сбора и рассмотрения доказательств, таким образом, существенно нарушает его право на доступ к правосудию.

Итак, все более очевидным становится то обстоятельство, что обозначилась острая объективная необходимость внесения соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, нацеленных на расширение прав потерпевшего в российском уголовном судопроизводстве с целью обеспечения его конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. - № 31. – ст.4398 / СПС Консультант-Плюс.

2.     Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 г.) // Российская газета. - № 249. – 22.12.2001 / СПС Консультант-Плюс.

3.     Бокарева  Ю.Л.  Организационно-правовые  основы  деятельности  адвоката  по  обеспечению  прав потерпевшего в судебном разбирательстве. – М., 2013. – С.76.

4.     Зеленин С.Н. Потерпевший в состязательном процессе // Российская юстиция. – 2012. - № 3. – С.48.