Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Курган
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Аннотация к статье: в статье рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в обеспечении пограничной безопасности России, проанализированы основные нормативные правовые акты Российской Федерации, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по участию в охране государственной границы.

Ключевые слова: безопасность, пограничная безопасность, государственная граница, государство, защита государственной границы, охрана государственной границы, органы местного самоуправления.

   Многие особенности современной военно-политической обстановки обусловлены развивающимся процессом глобализации, которая привела к созданию новой системы международных отношений и значительной трансформации базовых принципов безопасности. Осмысление произошедших перемен, места и роли России в современном мире в контексте обеспечения национальной и международной безопасности — важнейшая задача, стоящая сегодня[5].

   Об этом свидетельствуют масштабы вооруженного насилия и терроризма вблизи государственной границы и в приграничных регионах нашей страны, растущая криминализация хозяйственной, промысловой и иных видов деятельности, дестабилизация жизнедеятельности населения приграничных регионов под воздействием неконтролируемых миграционных процессов, контрабанды, религиозного фанатизма, регионального сепаратизма и других факторов, наносящих ущерб жизненно важным интересам Российской Федерации. В этих условиях первоочередной задачей деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является поиск наиболее эффективных путей надежной защиты национальных интересов и мер по нейтрализации основных угроз безопасности России.

    Стабильность любого государства тесно связана с безопасностью его границ и  в значительной  мере обусловливается состоянием пограничной безопасности. Поэтому проблемы обеспечения пограничной безопасности занимают особое место в системе безопасности Российской Федерации. Именно в приграничном пространстве сопредельных государств формируется значительная часть угроз и вызовов безопасности России и нашим согражданам.

    К числу основных угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере можно отнести: наличие и возможную эскалацию вооруженных конфликтов[1] вблизи ее государственной границы; незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий; активизацию трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей; организации каналов незаконной миграции.

   Потребность в пограничной безопасности обусловлена и объективными обстоятельствами. Прежде всего, она является закономерным следствием образования государств и процессов территориального разграничения между ними, установления и  сохранения границ, а также государственного суверенитета в пределах  своей территории, возможного возникновения односторонних или взаимных территориальных претензий, попыток пересмотра существующих границ, обострения пограничных споров и перевода их в стадию открытого конфликта, чреватого эскалацией вооруженного насилия. Кроме того, неотъемлемой функцией государства во все времена была и остается защита своих жизненно важных интересов и противодействие угрозам национальной (государственной) безопасности на границе и приграничной территории[6].

    Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее Стратегия) определяет, что национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной защиты[2] и охраны[2] государственной границы Российской Федерации.

    Обеспечение пограничной безопасности России предполагает: создание и совершенствование нормативно- правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России; приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ; прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пограничном пространстве.

    Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет национальные интересы России это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации органами местного самоуправления.

    Территория нашего государства является неприкосновенной, на ней обеспечиваются единое экономическое пространство, единая валюта, устанавливаются единое гражданство Российской Федерации, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории страны, а органы государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации составляют единую систему, действующую на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

     Граница закрепляет общность территории, принадлежность всех субъектов к единому правовому, социально-политическому, экономическому и оборонному пространству, выполняет роль социально- политического пояса, «стягивающего субъекты и другие территории Федерации» [13]. Это характерно для всей государственной границы. Для субъектов Российской Федерации и местного самоуправления государственная граница означает единство территории, являющейся условием их существования. Все они в пределах своей территории пользуются ресурсами и богатствами через механизмы государственного распределения с учетом потребностей. Государственная граница выступает средством обеспечения единства и целостности нашего государства, народы которого являются носителем суверенитета и единственным источником власти.

    Государственная целостность Российской Федерации означает, что органы местного самоуправления не могут не выполнять положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации и должны организовывать свою работу по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России.

   А.А. Васильев отмечает, что государственное управление подразумевает управляющее воздействие и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. При этом по его мнению, в прямых связях основными являются управляющие воздействия, а в обратных - на первое место выдвигаются моменты сотрудничества, взаимодействия и инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей [7].

    В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России отмечал: «Мы создали «острова» и отдельные «островки» власти, но не возвели между ними надежных мостов. У нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой, соревнуются за полномочия»[11].

     «Рассматривая деятельность органов местного самоуправления в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, можно сделать вывод, что их деятельность направлена на достижение общей цели – эффективной и надежной защиты интересов Российской Федерации, повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования» [7].

     Основные полномочия органов местного самоуправления закреплены в Конституции  Российской Федерации (глава 8), Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законах, законодательных и нормативных актах субъектов Федерации. Указанные органы наделены полномочиями  по непосредственному управлению муниципальной собственностью, финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности в пределах муниципального образования.

    Согласно Конституции России и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы  местного  самоуправления в пределах своих полномочий являются самостоятельными органами власти, не входящими в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для государства обязанностей (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и вопросов государственного значения [9]. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны передавать находящиеся в муниципальной собственности и необходимые для охраны и защиты государственной границы: земельные участки, здания и помещения, создавать общественные объединения; уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам) вопросов обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, так как это является частью системы обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации и представляет собой определенный законодательством Российской Федерации порядок и содержание деятельности органов местного самоуправления, направленной на обеспечение интересов личности, общества и государства на государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, отвечает современным требованиям и характеризуется высокой способностью государства обеспечивать эффективную защиту интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в пограничной сфере России.

   В статье 37 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливаются полномочия органов местного самоуправления прилегающих к государственной границе муниципальных образований. В соответствии с указанной статьей органы местного самоуправления оказывают помощь пограничным органам ФСБ России, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию, а также создают условия для участия граждан на добровольных началах в охране государственной границы. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

   Таким образом, рассмотрев особенности конституционно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, следует отметить, что эффективное использование возможностей органов местного самоуправления при охране и защите государственной границы России, будет способствовать обеспечению пограничной безопасности нашего государства.

 

Список литературы

1.     Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ), текст доктрины опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2014 г. № 298.

2.     О Государственной границе Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I // Рос. газ. 1993. № 84. 04 мая. [По состоянию на 10.03.15.].

3.     Основы пограничной политики Российской Федерации, утв. Президентом Рос. Федерации от 05 октября 1996 года // Рос.газ. 1996. 6 нояб.

4.     Шенгенское соглашение «Об отмене паспортного и таможенного контроля между рядом государств Европейского союза» подписано в июле 1985 г. семью государствами и вступило в силу в марте 1995 г. Сейчас в зону Шенгена входят 25 государств ЕС. Вне зоны по-прежнему остаются Великобритания и Ирландия.

5.     Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. Сборник научных статей. Под общей редакцией Квашнина А.В. - M: ГШ ВС РФ, 2004.-456с.

6.     Пограничная политика Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. А.И. Николаева.-М.: Граница, 1998.-543с.

7.     Васильев А.А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: принципы, направления и формы. М., 2000. С. 11-12.

8.     Инчин Е. На рубежах державы // Кр. звезда. 2010. 28 мая

9.     Можаров А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности России в пределах приграничных территорий // Законодательство и экономика. 2008. № 3. С. 9.

10. Мельников В.И. Введение к Аналитическому вестнику Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 12 (379) Серия: Проблемы национальной безопасности, Москва, 2009 год, www.council.gov.ru

11. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2000. 11 июля.

12. Путин В.В. Из выступления на расширенном  заседании коллегии ФСБ России,  посвящѐнном итогам работы                              службы                  в                 2012                 году.                  |http:                 //news.                   kremlin.ru/ media/events/photos/big/41d44730319c2a4e8482.jpeg|http://news.kremlin.ru/media/events/photos/medium/41d44 73031a4ef89a89d.jpeg

13. Першин А.А., Ярлыченко В.В. Государственная  граница: эволюция представлений //  Вестник границ России. М. : Граница, 2001. № 1. С. 44-51.

14. Шилова Н.В. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации в пограничной сфере Проблемы обеспечения безопасности России в пограничном пространстве Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 12 (379) Серия: Проблемы национальной безопасности, Москва, 2009 год, www.council.gov.ru