Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
16 апреля 2017г.

Аннотация. Целью данной статьи является комплексное исследование особенностей легализации иностранных для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: легализация иностранных граждан в РФ, иностранные граждане, иностранный работник, патент, квота.

Отметим, что ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации[1].

К сожалению, в Российской Федерации:

-        отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество;

-   существуют сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство, которые затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов;

-       непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов;

-   отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции;

-    действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;

-   требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности;

-   слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдет работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента.

Патент на работу представляет собой разрешение на трудовую деятельность для  иностранных граждан у физического лица. Патент выдается только тем временно пребывающим гражданам, для которых получение визы в России необязательно. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

С 1 января 2015 года на основании ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" каждый иностранец обязывается предоставить документы, которые могут подтвердить его владение русским языком, знание истории нашей страны и основ законодательства РФ.

Исключением из общего правила является приглашение на работу высококвалифицированных специалистов (ВКС), для которых предусмотрен упрощенный порядок оформления документов.

Для приглашения иностранца для работы в Россию необходимо соблюсти два условия:

-     уровень квалификации иностранного гражданина должен быть соответствующим занимаемой должности;

-   размер заработной платы (вознаграждения) должен соответствовать установленному в п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ[2].

При этом работодатель сам определяет уровень квалификации сотрудника, а размер вознаграждения ранжирован законом, например, для медицинских работников для работы в кластере – не менее 1 млн.руб. в год.

Для того чтобы иностранец легально пересек границу, необходимо оформить обыкновенную деловую визу для въезда в РФ сроком действия до 30 суток в целях проведения окончательных переговоров и заключения трудового (гражданско-правового) договора с работодателем. Указанная виза оформляется при наличии и на основании имеющегося у иностранного гражданина письменного предложения о въезде в РФ для проведения переговоров.

В первую очередь ВКС от обычного иностранного работника отличает уровень квалификации. Для работодателей основным положительным моментом является тот факт, что уровень квалификации иностранного гражданина компания определяет самостоятельно.

Для признания иностранца ВКС ему не требуется в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий определенный уровень квалификации или образования. Однако, в случае если иностранный гражданин поступает на работу, которая требует специальных знаний или подготовки, он обязан представить работодателю документ об образовании и (или) квалификации либо о наличии специальных знаний.

Квалификация может подтверждаться рекомендациями, отзывами заказчиков и работодателей, оценкой компаний по подбору персонала, авторскими правами или иным видом проверяемых сведений и документов.

Важным отличием является то, что ВКС имеют ряд преимуществ перед остальными иностранными работниками, а именно:

-   разрешение на работу для ВКС оформляется без учета квот;

-   иностранный гражданин может самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном иностранном специалисте. Для этого он может обратиться в дипломатическое или консульское представительство РФ либо в  представительство федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, находясь в стране своего гражданства;

-   ВКС может получить разрешение на работу, которое будет действовать на территории нескольких субъектов РФ и т.д.[3].

-   документ об образовании (не ниже основного общего), который был выдан на территории страны- республики, входившей в состав Советского Союза до 1 сентября 1991 года;

-        документы об образовании (присвоенной квалификации), которые успешно прошли государственную и итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 года.

К сожалению, при внесении изменений и дополнений в Закон об иностранцах термин "иностранный

работник" остался неизменным. Это говорит о непоследовательности законодателя и неопределенности в подходах к регулированию трудовой деятельности столь различных категорий работников. Более того, имеющаяся нестыковка в понятиях порождает вопросы и затрудняет правоприменение.

При этом глава 50.1 ТК РФ[4], посвященная особенностям регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по существу, не затронула никаких проблем, связанных с правами и обязанностями иностранных работников, особенности заключения с ними трудовых договоров сведены только к необходимости предоставления дополнительных документов при заключении трудового договора и необходимости внесения в него дополнительных сведений[5].

Напротив, указанная глава породила правовую коллизию с нормами Закона об иностранцах. Так, нормы главы ТК РФ направлены на регулирование труда всех работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, независимо от их статуса и порядка въезда на территорию Российской Федерации. В то время как ст. 2 Закона об иностранцах по-прежнему определяет иностранного работника как иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность.

Полагаем, что данное противоречие должно быть законодательно преодолено.

Для того чтобы иностранный гражданин или лицо без гражданства могли вступать в трудовые отношения на территории Российской Федерации, они должны иметь:

1)      подтверждение того, что их пребывание на территории Российской Федерации является законным;

2)   разрешение на работу в Российской Федерации или патент.

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

1)     иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2)   обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3)     представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного статьей 13.4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»;

4)    содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг;

6)     оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников;

7)       направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

Следует подчеркнуть, что работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников и без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в тех случаях, когда иностранные граждане, в частности:

1)   прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2)    являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со ст. 13.2 Закона об иностранцах и в некоторых других случаях.

Основная проблема миграционного законодательства РФ - отсутствие систематизации в данной сфере. Отсутствует системный подход к регулированию данных отношений. Предмет регулирования Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не позволяет обеспечить (в необходимом объеме) правовой статус иностранных работников. Нередки случаи, когда имеющиеся пробелы законодательного регулирования восполняются нормами подзаконных правовых актов. Однако, поскольку речь идет о правах человека, это не вполне соответствует характеру и содержанию норм, требующих законодательного уровня регламентации[6].

Предлагаются следующие изменения и дополнения действующего законодательства:

-   Необходимо внести изменение и дополнение в определение «иностранный работник» в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

-   Устранить правовую коллизию между Трудовым кодексом РФ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, нормы главы ТК РФ направлены на регулирование труда всех работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, независимо от их статуса и порядка въезда на территорию Российской Федерации. В то время как ст. 2 Закона об иностранцах по- прежнему определяет иностранного работника как иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность.

-    Обратить внимание на отсутствие программ привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками.

 

1 Чхутиашвили Л.В. Проблемы трудовой миграции в современной России // Миграционное право. 2015. N 2. С.36 - 39.

2 Журавлева Ю. Оформляем на работу иностранца // ЭЖ-Юрист. 2016. N 41. С. 14.

3 Журавлева Ю. Иностранный работник в России // ЭЖ-Юрист. 2016. N 38. С. 10.

4   Трудовой  кодекс  Российской Федерации  от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. №272-ФЗ)// Собрание законодательства РФ.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2016.

5    Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно- практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. С.245.

6    Балашова Т.Н. Проблемы развития миграционной политики Российской Федерации в сфере трудовой миграции на современном этапе // Миграционное право. 2013. N 2. С. 6 - 8.

 

 

Список литературы и источников

 

1.        Чхутиашвили Л.В. Проблемы трудовой миграции в современной России // Миграционное право. 2015. N 2. С. 36 - 39.

2.        Журавлева Ю. Оформляем на работу иностранца // ЭЖ-Юрист. 2016. N 41. С. 14.

3.        Журавлева Ю. Иностранный работник в России // ЭЖ-Юрист. 2016. N 38. С. 10.

4.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. №272-ФЗ)// Собрание законодательства РФ.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3; Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.07.2016

5.        Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. С.245.

6.        Балашова Т.Н. Проблемы развития миграционной политики Российской Федерации в сфере трудовой миграции на современном этапе // Миграционное право. 2013. N 2. С. 6 - 8.