Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
16 января 2016г.

    Российская Федерация - это многоконфессиональная страна, поэтому актуальным вопросом и важной задачей государства является контроль за деятельностью всех религиозных организаций. Значимым моментом является то, что одним из условий предотвращения межконфессиональных противоречий, а так же этнического и религиозного экстремизма,  является хорошо согласованная работа всех субъектов противодействия экстремистской деятельности, начиная с правоохранительных органов и заканчивая органами государственной власти федерального и местного уровней.

   Государство в лице своих органов осуществляет контроль и надзор за деятельностью разнообразных негосударственных и религиозных организаций, в том числе и за деятельностью Русской Православной Церкви (далее - РПЦ), государственный контроль над которой имеет свои специфические особенности.

   Анализируя научную литературу непосредственно по тематике «государственный контроль», можно дать целостное понятие «системе контроля». Это группа государственных органов, на которые Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами поручена обязанность по реализация тех или иных функций контроля.

   С точки зрения административно-правовых норм контроль - это определенный вид обратной связи между государственным органом и субъектом, на которого направлен государственный контроль. С помощью контроля государственные органы получают необходимую информацию о состоянии исполнения принятых государственных решений.

     Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»1выделяет следующий предмет контроля - соответствие деятельности религиозных объединений уставным целям. В этой же статье так же закреплены полномочия органов юстиции при осуществлении данной деятельности. Контроль за соответствием деятельности религиозных объединений уставным целям - это одна из наиболее важных функций Министерства юстиции РФ в области контроля за религиозными организациями.2

    Рассматривая контроль как метод правоохранительной деятельности, выделяют, прежде всего, три его составляющие:

1). Проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива и т.д.

2). Проверка средств выполнения закона и правовых предписаний;

3). Принятие мер для оценки устранения недостатков, поощрения, наказания и т. д.

В отношении РПЦ как религиозной организации реализуется три способа правоохранительной деятельности: контроль, надзор, кон­трольно-надзорная деятельность.3

Контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:4

1). Контроль за соблюдением устава религиозной организации согласно целей ее деятельности; 2). Контроль за соблюдением устава религиозной организации согласно порядка ее деятельности.

   Любая религиозная организация, в том числе и РПЦ, обязана предоставлять в орган юстиции свой отчет о деятельности религиозной организации, сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Информация о продолжении деятельности общественных объединений, религиозных организаций, региональных отделений политических партий, профессиональных союзов представляется в Управление ежегодно в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

   В обязательном порядке государственный орган, осуществляющий контроль за религиозной организацией, обязан предъявить руководителю религиозной организации распоряжение о проведении проверки одновременно со служебным удостоверением уполномоченного на проведение проверки специалиста.5

   В зависимости от результатов контроля за деятельностью религиозных объединений органы юстиции обязаны применить к ним те или иные меры государственного принуждения.

   Вопрос о том, какие меры государственного принуждения могут быть применены к религиозным объединениям и по каким основаниям, решен в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». К РПЦ могут быть применены следующие меры государственного принуждения:

1). Письменное предупреждение;

2). Приостановление деятельности религиозного объединения; 3). Ликвидация религиозного объединения.


 1 Статья 38 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

2 Пункт 30.3 статьи 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004

3 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право, С. 211-212.

4 Пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

5 Пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»


  В письменном предупреждении в адрес религиозной организации органом, осуществляющим контроль за данной религиозной организацией, должны быть указаны конкретные основания для вынесения такого предупреждения. Практика применения органами юстиции письменного предупреждения показывает, что они выносятся довольно часто. Наиболее типичными нарушениями, установленными органами юстиции в деятельности подконтрольных учреждений РПЦ, являются: неинформирование органов государственного контроля об  изменении сведений о религиозной организации; непредставление в  установленный законодательством срок ежегодной отчетности; несоответствие печатей, штампов и бланков учреждений РПЦ требованиям законодательства (например, отсутствие полного наименования организации); и т.д.

   Полное отсутствие в ходе проверок органами юстиции в отношении учреждений РПЦ фактов осуществления экстремистской деятельности - отличительная особенность РПЦ среди других религиозных организаций.

    Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает судебный порядок приостановления деятельности религиозных объединений в случае подачи заявления в суд о приостановлении деятельности религиозного объединения после двух письменных предупреждений, при условии, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе.

   Деятельность религиозных объединений может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Генерального прокурора РФ. Основанием в данном случае служит не устранение религиозной организацией нарушений, указанных Генеральным прокурором в представлении, предоставленном руководящему органу данного религиозного объединения.

   Особыми гарантиями в случае применения данной меры государственного принуждения является предельный срок приостановления деятельности религиозной организации и продолжающие свое действие некоторые права религиозного объединений, а именно: право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов  и участников;  право свободно распространять информацию  о своей деятельности; вносить предложения в органы государственной власти и т.д.

   Так как письменное предупреждение и приостановление деятельности религиозной организации применяются органами исполнительной власти и судом в отношении организационно не подчиненных им субъектов с целью обеспечения соблюдения общеобязательных правил в сфере государственного управления за нарушение норм административного и иных отраслей права, то их относят к мерам административного принуждения.

   В случае нарушения законов религиозная организация может быть ликвидирована решением суда. За последние года подобных процессов было уже немало. Как правило, одной из главных причин для ликвидации религиозных организаций было отсутствие перерегистрации. Касаемо самой РПЦ, практики ликвидации ее учреждений не сложилось. Обычно нарушения, вынесенные органами государственного контроля в отношении РПЦ, устраняются в срок.

    Контролирующие органы обязаны уведомить руководителя религиозной организации РПЦ о будущей проверке. Они не имеют право вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если не имеет место нарушение законодательства. Они обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций. Так, не допускаются проведение проверок во время проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и т.п., контролирующий орган несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях РПЦ, за оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан и т.д.

    В законодательство не предусмотрено четкого алгоритма действий руководителя религиозной организации в случае выявления нарушений со стороны религиозной организации. Так же неясна мера ответственности организатора религиозного объединения, совершающего противозаконные действия. К примеру, Дозорцев П.Н. предлагает в случае совершения общественным объединением и выявлением этих деяний, наказуемых в уголовном порядке, приравнять руководителей данных общественных объединений к руководителям преступных сообществ.6

   В связи с вышеуказанным можно сделать вывод, что основной целью контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти и их структурных подразделений в отношении РПЦ и других религиозных организаций - это предотвращение совершения нарушений законодательства, прав и законных интересов граждан, уставных положений и приме­нение мер ответственности в случае таких нарушений. Понимая важность государственного контроля за религиозными организациями и, в первую очередь, за РПЦ как самой крупной религиозной организацией в Российской Федерации, для решения проблем, рассмотренных в статье, необходимо внести значительные дополнения в законодательство Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

 

6 Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Росс. Юстиция, 1999, № 2


 

Список литературы

1.     Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Росс. Юстиция, 1999, № 2

2.     Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право.

3.     Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004

4.     Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

5.     Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»