Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ФЕДЕРАЛИЗМ» И «ФЕДЕРАЦИЯ»

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

    На протяжении многих десятилетий остаются актуальными проблемы административно-территориального устройства государств как в теоретическом, так и практическом плане. На сегодняшний день насчитывается огромное  количество  терминологических  проблем  в  определении  таких  явлений,  как  «федерация»  и «федерализм»; учёные не приходят к единому мнению о классификации моделей федерализма и видов федераций. Помимо этого недостаточно внимания уделяется исследователями следующим основным вопросам: во-первых, по какой же причине государство отдает предпочтение той  или иной  форме административно- территориального устройства и, во-вторых, почему государства с федеративным устройством настолько разнообразны и не похожи, что ученые не могут прийти к общему мнению по поводу их классификации – в общей сложности выделяют до 60 видов федеративных государств (в научных работах их иногда называют «моделями федерализма»).

   Целью настоящей научной статьи является определение сущности таких явлений, как «федерация» и «федерализм».

   Для достижения поставленной цели следует рассмотреть следующие аспекты данной проблемы: во- первых, историю становления федерализма; во-вторых, различные подходы к определению этих двух явлений; в- третьих, причины многообразия форм федеративного устройства.

   Ещё в античности возникла идея объединения народов и государств. Так, Платон повествует в диалоге «Критий» о легендарном острове Атлантида. На нём был образован союз десяти независимых частей, который сочетал в себе признаки федерации (им запрещалось нарушить единство союза).

     В Древнем Риме существовали федеративные общины (foederatae civitates). Свобода в них обеспечивалась договором (foedus), они могли пользоваться некоторой самостоятельностью, но в то же время находились под властью Рима. Цицерон, говорил о необходимости союза человечества. Этот союз воспринимался как юридический принцип, который вытекал из единого естественного права. А. Ященко отмечал, что античный мир «в теории и на практике пришёл к единой юридической организации человечества в виде построенной на монархическом принципе всемирной империи».

   В Средние века идея «единства мира» набирает новую силу на основе христианского понимания божественной воли как направления мира к единой цели.

   Немаловажными являются процессы, которые происходили на рубеже XV—XVI веков в Западной Европе: начало  формирования  капиталистических  отношений,  а  в  политическом  плане  процесс  оформления национальных государств, чему способствовали бесконечные войны и конфликты из-за государственных границ. Итальянский философ Н. Макиавелли на фоне этих процессов разработал учение, которое касалась государственного устройства, роли государя, методов его управления страной. Объединение государства с целью создания более сильного союза, которое будет способно противостоять агрессии – вот основная идея итальянского мыслителя. Н. Макиавелли считал, что добиваться этого путем завоевания наименее приемлемо. Рациональным вариантом он считал присоединение добровольным путѐм при сохранении государством верховенства. Конечно же, главным достоинством такого союза Н. Макиавелли видел в возможности избежания войн и насилия. Ещѐ одними из важных идей для современного понимания федерализма представляют размышления Макиавелли о характере объединяющихся государств. Он считал, что структурные элементы таких объединений должны быть схожими по своей характеристике и не должны находиться слишком далеко друг от друга «Политику» И. Альтузиуса считают первой современной теорией федерализма, потому что именно он один из первых исследователей, кто обозначил проблему сохранения отдельных культурно-религиозных и социально-экономических сообществ (как сегментов общего образования) в пределах целостного государства.

   По мнению английского мыслителя Дж. Локка, федерализм – это сообщество людей, подданных государству, противопоставленных его остальной части человечества. Отсюда следует, что ущерб, нанесенный одному из членов сообщества, приравнивается к ущербу, причинѐнному всему народу и государству в целом.

    Неоценимый вклад в развитии идей современного федерализма сыграл французский философ, правовед Ш. Монтескье. Он исходил из парадокса: настоящая демократия может быть реализована лишь в небольшом по размерам государстве, но такое образование, как правило,  легко может стать добычей врага.  С другой же стороны, огромная  Империя  неуязвима для неприятеля, но реализация демократия внутри такой огромной структуры невозможна.

   Ш. Монтескье считал, что следует синтезировать две формы власти: использовать преимущества обеих. С одной стороны, большое и сильное государство должно состоять из ряда локальных демократических республик, с другой стороны, они должны быть во многом автономны, но обязаны делегировать центру права в особо значимых областях (внешняя политика, коллективная оборона, денежное обращение).

   Ш. Монтескье в первых трѐх главах IX книги «О духе законов» рассуждает о положительных и отрицательных сторонах федеративных отношений. Федерация по его размышлениям договор, основанный на доброй воле государств, заключающих его с целью создания более сильного государства, сознательно идя на утрату международно-правового статуса и права самостоятельного заключения международных договоров.

   Перед «отцами-основателями» США встали вопросы, касающиеся прежде всего самой сущности федеративных отношений, полномочий федеративных государственных органов и органов штатов. Впоследствии чего был создан знаменитый «Федералист», который представляет собой серию статей Д. Мэдисона, А. Гамильтона, Д. Джея.

     В некоторых исследованиях, понятие федерализма применяется к ООН, другим международным объединениям.

   Для того, чтобы подобных ситуаций не возникало, следует различать (но это не значит, противопоставлять) эти два явления друг от друга. Хотелось бы отметить, что не все ученные это поддерживают.

    Почти все исследователи, признающие самостоятельность такого явления, как федерализм, считают то, что оно шире понятия «федерация». Оно предполагает собой такую систему, в которой помимо знаний об имеющихся федерациях, включены и другие структурные части этой системы.

   Рассматривая эту систему, следует упомянуть о понятии «федерализация», который в самом широком смысле предполагает процесс образования, становления, развития и функционирования отдельных федераций (и не только, так как некоторые признаки «федерализации» характерны в той или иной степени для других объединений, что было упомянуто ранее).

   Таким образом, «федерализм» и «федерация» — различные явления, причём первое намного шире. Когда мы говорим о федерализме, нам должны представляться динамика, развитие, определѐнные взаимоотношения в процессе становления, также мы должны учитывать геополитические свойства и культурные особенности различных государств в этих процессах. Что касается понятия «федерация», то оно характеризуется институциональной организованностью, особенностями территориального деления, особым распределением властных полномочий между субъектами и федеральным центром. Такая сущностная характеристика даѐт понять, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме этого, далеко не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как благо, ценность, а другим — как произвол. Изучая геополитические и культурные особенности, можно делать выводы: во-первых, по поводу того, какой объем полномочий и свободы способны реализовать те или иные субъекты при осуществлении своей компетенции; во-вторых, как более эффективно организовать становление государства в процессе федерализации; в-третьих, как, исходя из культурных, этнических, экономических предпосылок более рационально выделить количество субъектов и разделить территорию.

   В теоретическом плане рассмотрение этих двух явлений с указанных мною позиций с одной стороны, уменьшает путаницу, которая сложилась на сегодняшний день в интерпретации этих явлений, способствует раскрытию сущностной характеристики этих двух феноменов; с другой стороны, даёт возможность каждому из них иметь свои предмет и цели исследования, что поможет лучше понять явление, которое остается одним из самых популярных и перспективных.

 

Список литературы

1.     Гамильтон А., Дж. Мэдисон и Дж. Джей. Федералист. Политические эссе / пер. с англ. под общ. ред. и с предисл. Н. Н. Яковлева. М., 1993.

2.     Гоптарева И. Б. Политико-правовые истоки учения о федерализме // Право и политика. 2001. № 9. С. 133.

3.     Елазар Д. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 1995. № 5. С. 5.

4.     Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 347—348.

5.     Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1996. С. 234-237.

6.     Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955. С. 215.

7. Платон. Критий // Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 502-508.

8. Ященко А. Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века. М., 1908. С. 25.