Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

Законодательная процедура в государстве складывается исторически под воздействием ряда факторов, прежде всего позитивного  и негативного  опыта законотворческой деятельности в предшествующий  период (применительно к Федеральному Собранию это опыт деятельности Съезда и Верховного Совета Российской Федерации). Правотворчество всегда находится под сильным влиянием политической ситуации, политических интересов представленных в палатах парламента фракций, которые, используя регламентные механизмы, пытаются обеспечить себе преимущества, а иногда и прямой контроль над законодательным процессом. На законодательный процесс влияет развитие юридической техники, современных информационных технологий и процедур, которые во многом предопределяют технологии государственного управления, в том числе и технологии работы с законодательной информацией [7, с. 22].

Понятие правотворческого процесса охватывает собой всю совокупность методов, способов и процедур осуществления правотворческой деятельности. Правотворческие принципы имеют универсальный характер, в силу чего являются едиными для всех правовых систем в каждую историческую эпоху. Принципы организации правотворческого процесса характеризуют и раскрывают формальную (функциональную) сторону правотворчества, которая имеет свои особенности, отличительные черты, зависящие от многих, в том числе и неправовых факторов, исторически изменчива и многообразна. Правотворческий процесс, представляя собой официальный порядок совершения юридически значимых действий, всегда строго регламентирован правовыми предписаниями. Его принципы также устанавливаются законодателем в нормах позитивного права. К их числу могут относиться идеи  правового, политического, научного, идеологического, этического или  религиозного характера.  Организационные  начала  правотворческого  процесса  сильно  зависят  от  уровня  развития государственно-правовых структур и общественных институтов, типа самого права, специфики духовного развития конкретного общества, а также уровня развития правовой науки. Далеко не всегда правотворческие принципы находят свое место среди этих основополагающих идей, так же как не всегда их содержание отражается во всей своей полноте в нормах позитивного права. Правотворческие принципы, являясь видом правовых принципов, всегда остаются стабильными и неизменными, в силу своей объективной природы, существующими вне зависимости от воли законодателя [3, с. 5].

В процессе правотворчества решается ряд важнейших для общества, государства и личности задач. На его этапах происходит согласование существующих в обществе интересов, разрешается вопрос тех взаимоотношений, которые существуют между идеологией, политикой  и  правом. Значение правотворчества состоит в том, что происходит творение иной реальности, то есть того, что мы называем юридическим миром. Процесс правотворчества завершается актом производства новых смыслов. Они и составляют сущность и содержание юридической реальности [4, с. 35].

Законотворчество является важнейшим направлением любого государства. Это деятельность, требующая особых знаний и умений, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Результаты правотворческой работы говорят о государстве в целом, степени его развитости и культурности.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса являются мероприятия по подготовке проекта нормативного акта.

В последнее время наблюдается все возрастающая роль Правительства Российской Федерации в законотворчестве. Участие Правительства в данном процессе регулируется положениями Конституции Российской Федерации, статьей 37 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Регламентом Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации [2].

Механизм законопроектной работы характеризуется кругом субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения [1].

Строгая процедура прохождения проекта в парламенте  (законодательном органе)  и последовательная смена стадий правотворчества также являются важной особенностью механизма законотворчества. Как правило выделяют основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа, обсуждение законопроекта, принятие закона, его обнародование (опубликование).

Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач. Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню развития науки и техники, были социально значимыми. При этом самое главное, чтобы законы были исполнимы. Вот почему так важна экономическая сторона любой правовой нормы.

Еще на первой стадии законотворческого процесса при разработке законопроекта необходимо финансово и экономически обосновать его принятие. Понадобятся ли средства на его осуществление, в каком размере, чьи это будут инвестиции – государственные (бюджетные) или привлеченные (частные), каковы будут экономические выгоды от его реализации, соответствуют ли расходы ожидаемым результатам? Решение поставленных вопросов возлагается не только на субъекты законодательной инициативы, но и на Правительство Российской Федерации как высший государственный орган исполнительной власти, отвечающий за федеральный бюджет и проведение государственной политики по всем социально значимым направлениям [5, с. 26].

Организационный фактор охватывает разнообразные аспекты процедуры подготовки нормативных актов, включая порядок и правила составления текста акта, его проверки и согласования, внесения в правотворческий орган. Актуальность данного фактора особенно велика для современной России в свете возникновения насущной потребности в координации правотворческой деятельности Федерации и ее субъектов как средства повышения эффективности  правового  регулирования,  укрепления  авторитета  законодательства,  увеличения  степени внутренней согласованности правовой системы страны [6, с. 4-5].

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря    2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

2.     Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации".

3.     Дмитриев В.В. Понятие и система принципов правотворчества / "Право и демократия", 2011 год, №22, С. 5.

4.     Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание     права // Научные ведомости БелГу. Сер. Философия. Социология. Право. - 2008. - № 8 (48). - С. 35-42.

5.     Некоторые правовые и аналитические аспекты законодательного процесса в Государственной Думе/Под общей ред. М. Н. Ласточкиной. – М.: Издание Государственной Думы, 2012. – С. 26.

6.     Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.С. Пиголкин. М.: НОРМА, С. 4-5.

7.     Российской законодательство: 20 лет в русле новой Конституции Российской Федерации. Отв. редакторы: А. А. Клишас, д. юр. н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; В. Н. Плигин, к. юр. н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, С. 22.