Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТО АМНИСТИИ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

Уголовная    политика    Российской     Федерации    –     часть    внутренней политики     государства, основополагающая составляющая государственной политики противодействия преступности, направление деятельности государства в сфере охраны общественного строя от преступных посягательств, заключающееся в выработке принципов определения круга преступных деяний и законодательных признаков последних и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно- правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения ее негативного влияния на социальные процессы. Одним из таких методов является регулирование численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Помимо предупреждения совершения новых преступлений такое регулирование возможно следующими способами:

1. Назначение наказания не связанного с лишением свободы.

2. Досрочное освобождение от наказания в виде лишения свободы.

3. Освобождение в связи с отбытием наказания в виде лишения свободы.

Одним из правовых механизмов досрочного освобождения от наказания является издание акта об амнистии, цель которого чаще всего объясняется мотивами гуманности, но может преследовать и вполне практические цели: разгрузка тюрем и следственных изоляторов, достижение национального примирения.

В Российской Федерации акт об амнистии – акт органа высшей государственной власти, направленный на освобождение от уголовной ответственности индивидуально неопределенного круга лиц. Исходя из  этого определения,  можно сделать вывод,  что акт об амнистии входит именно в институт освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Однако при углубленном анализе этот вывод должен быть подвергнут критической оценке, так как уголовно-правовая природа акта об амнистии вызывает сомнения, несмотря на ее закрепление в ст. 84 УК РФ.

Дело в том, что амнистия прямо или косвенно нарушает часть принципов уголовного законодательства, а также создает препятствия в достижении целей наказания, закрепленных УК РФ. В связи с этим, акт об амнистии стоит рассматривать не как уголовно-правовой механизм в составе института освобождения от уголовной ответственности и наказания, а как конституционно-правовой механизм, которая порождает в том числе и уголовно-правовые последствия, более того, именно как один из правовых механизмов реализации уголовной политики государства в части регулирования численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, но не средствами уголовного законодательства. Уголовному законодательству этот правовой механизм не соответствует, включение его в УК РФ представляется неверным и лишь вносит противоречия, придавая ему видимость уголовно-правовой природы.

Порядок освобождения лиц от уголовной ответственности, в отношении которых только ведется предварительное расследование и издан акт амнистии, закреплен в УПК, но в нем также содержится масса противоречий, среди которых можно отметить ряд обстоятельств: прекращение возбужденного уголовного дела в связи с принятием акта об амнистии оставляет преступление без наказания, нарушает презумпцию невиновности, поскольку прекращение уголовного дела в связи с изданием акта об амнистии является нереабилитирующим основанием, и затрудняет достижение назначений уголовного судопроизводства, так как защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, становится затруднительной.

Освобождение лиц от отбывания наказания в виде лишения свободы – безусловно гуманно. Но насколько правомерно утверждать, что это освобождение происходит в рамках уголовного законодательства?

Несмотря на то, что положения об амнистии прямо закреплены в УК РФ, издание акта об амнистии вступает в противоречие с принципами законности, равенства всех граждан перед законом и гуманизма, закрепленными в УК РФ. Также акт об амнистии может препятствовать достижению установленных в УК РФ целей наказания.

Указанные противоречия выражены следующим образом.

В соответствии с принципом законности, закрепленным в ст. 3 УК РФ, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Статья 1 УК РФ устанавливает, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из УК РФ, который основывается на Конституции и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Акт об амнистии не включается в состав УК РФ, законом не является, но влияет на возникновение, изменение и прекращение уголовно-правовых правоотношений, являясь уникальным нормативно-правовым актом, приравненным в системе действующих нормативно-правовых актов по своему уровню и материально-правовому содержанию к законам. Так, в соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть  освобождены от уголовной ответственности; лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания; с лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость[1].

При издании акта об амнистии освобождение от уголовной ответственности происходит на основании этого акта, а не на основании УК РФ.

В то же время наряду с актом об амнистии УК РФ предусматривает целый ряд правовых механизмов, регулирующих освобождение от уголовной ответственности. Они закреплены в ст.ст. 37-42, 75-83 и 86 УК РФ.

Порядок применения указанных выше правовых предписаний предусматривает  выполнение ряда обязательных условий. Так, например, ст. 75 УК РФ относит возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием только при совершении преступления небольшой или средней тяжести впервые (кроме случаев прямого указания в УК РФ) и вместе с тем при наличии добровольной явки с повинной, помощи в раскрытии и расследовании преступления, возмещении причиненного преступлением ущерба со стороны виновного лица. Также обязательным условием применения положений данной статьи является устранение общественной опасности деяния в связи с деятельным раскаянием.

В соответствии с императивным методом правового регулирования, применяемом в уголовном законодательстве, только выполнение всех условий, закрепленных в ст. 75 УК РФ, или тех из них, которые с учетом конкретных обстоятельств лицо имело объективную возможность совершить, является основанием для применения данной правовой нормы. Аналогичный подход предусмотрен и для других правовых механизмов, указанных выше, но он не распространяется на акт об амнистии. Акт об амнистии вовсе не требует никаких условий для применения, кроме его принятия Государственной Думой.

Таким образом, наряду с предусмотренным в УК РФ порядком уголовно-правового регулирования освобождения от уголовной ответственности включена и амнистия, которая порождает уголовно-правовые последствия в обход УК РФ, что напрямую противоречит принципу законности.

Следующий принцип уголовного законодательства, с которым вступает в противоречие акт об амнистии, это принцип равенства граждан перед законом, который в соответствии со ст. 4 УК РФ устанавливает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от любых обстоятельств.

Акт об амнистии, направленный на освобождение от уголовной ответственности индивидуально неопределенного круга лиц, тем не менее устанавливает категории лиц, подлежащих амнистии, например, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, несовершеннолетние и др.

Предполагается, что если лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности на равных основаниях независимо от любых обстоятельств, то и освобождаться от уголовной ответственности эти лица должны также на равных основаниях независимо от любых обстоятельств. Иными словами, в акте об амнистии может быть указано, что подлежат освобождению лица, впервые совершившие преступления небольшой тяжести. Это будет соответствовать принципу равенства всех граждан перед законом. Указание в акте об амнистии признаков, которые связаны с личностью виновного, например, с возрастом, то это является выражением неравенства, по отношению к лицам другого возраста, но совершившим аналогичные преступления.

Представляется, что акт об амнистии не может содержать подобных положений, нарушающих равенство граждан перед законом, и может включать в себя только такие признаки составов преступлений, которые не связаны с личностью виновного.

Более того, нарушение принципа равенства граждан перед законом заложено в саму основу акта об амнистии, так как он распространяется только на те преступления, которые были совершены до издания акта об амнистии. Лицо, совершившее преступление до принятия акта об амнистии, искусственно ставится в более привилегированное положение по сравнению с лицом, совершившим то же самое преступление и отвечающее тем же самым критериям, что и амнистированное лицо, после объявления акта амнистии, причем на основании каких-то посторонних событий, которые не имеют отношения к целям уголовного наказания.

Принцип гуманизма, которым руководствуется Государственная Дума, издавая акт об амнистии, не имеет ничего общего с соответствующим принципом уголовного законодательства, закрепленным в ст. 7 УК РФ, который предусматривает обеспечение безопасности человека  и отсутствие цели причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства при применении наказания и иных мер уголовно-правового характера. Акты об амнистии не содержат в себе отсылок к этим положениям УК РФ.

Представленные противоречия акта об амнистии принципам уголовного законодательства явно указывает на то обстоятельство, что амнистия не имеет уголовно-правовой природы и должна быть исключена из уголовного законодательства, хотя данная тема требует своего дальнейшего изучения и не является исчерпанной.

1 В дальнейшем в настоящей статье под термином «освобождение от уголовной ответственности» для удобства изложения будет пониматься весь комплекс уголовно-правовых последствий, охватываемых актом об амнистии: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение наказания или замена более мягким видом наказания, освобождение от дополнительного вида наказания, снятие судимости.

 

Пристатейный библиографический список

 

1.        Бочарникова  Л.Н., Бельский А.И. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве // Вестник Белгородского юридического института. № 1 (19). 2012.

2.        Дубровин В.В. Амнистия в уголовном судопроизводстве России: правовое регулирование //Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 5 (16).

3.        Дубровин В.В. Амнистия: случайный гуманизм уголовной политики // Библиотека криминалиста.Научный журнал. 2014. № 3 (14).

4.        Дубровин В.В. Возмещение вреда в рамках реабилитации в уголовном процессе России: недостатки правового регулирования // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 2 (13).

5.        Коновалова И.А. Амнистия и помилование как реализация права осужденных на досрочное освобождение от отбывания наказаний // Вестник Владимирского юридического института. № 1 (2). 2007.

6.        Пудовочкин Е.Ю. Учение об основах уголовного права: лекции. М.: Юрлитинформ. 2012. 240 с.

7.        Ромашов Р.А. Амнистия и помилование как виды государственного прощения вины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4.

8.        Российское уголовное право. Общая и особенная части: учебник. В 3 т. Т. 1. Общая часть. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. М.: Юрлитинформ. 2014. 720 с.

9.        Фильченко А.П. Амнистия как компромисс // ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2011. № 1 (72).