01 сентября 2017г.
Деятельность современного преступника невозможна без его принадлежности к определенной криминальной среде. Эта принадлежность означает не только нахождение лица в окружении себе подобных, общении с ними, но и идентификацию себя с преступным миром. У ряда осужденных, как отмечает В.Я. Годлевская, в период отбывания наказания продолжают действовать те виды криминальных мотиваций, которые уже привели их в исправительное учреждение. К ним добавляются побуждения, связанные с уклонением от наказания; стремление завоевать лидерство, продемонстрировать силу, навязать другим свою волю, иногда просто «от нечего делать»[1].
В предупредительно-профилактический комплекс мероприятий по борьбе с проявлениями пенитенциарной преступности иностранцев, помимо принимаемых мер общего, специального и индивидуального характера, должна быть включена разработка мер организационно-управленческого характера по своевременной нейтрализации активных осужденных.
Депутат Государственной Думы Р.Д. Курбанов еще вначале 2014 г. внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о недопустимости выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации в случае, если они осуждены вступившим в законную силу приговором суда за совершение на территории Российской Федерации или за ее пределами умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, либо имеют вследствие этого непогашенную или неснятую судимость. Однако до июня 2017 г. данный законопроект не рассматривался.
Указанный проект направлен на систематизацию правового регулирования отношений, связанных с установлением и применением запретов на пребывание (проживание) в Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.
В качестве оснований для отказа в выдаче или аннулирования иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации и разрешения на работу в Российской Федерации предлагается закрепить случаи наличия у них неснятой или непогашенной судимости за совершение любого умышленного преступления на территории Российской Федерации или за её пределами.
Такие изменения будут способны и взаимоувязать различные действующие законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми в отношении иностранных граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за её пределами, будут действовать запреты на их въезд и пребывание на территории Российской Федерации.
С целью обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов, осужденных к уголовным наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, в настоящее время разрабатывается новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Авторский коллектив в новом документе намерен закрепить положения специального правового статуса осужденных и выделить в самостоятельную статью особенности правового статуса осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, так как правовой статус данных лиц отличается от лиц, обладающих общим правовым статусом.
То есть предлагаются следующие редакции статей, определяющих правовой статус осужденных[2]:
«Статья 10. Правовой статус осужденных:
1. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, гарантирует их государственную защиту, предусматривающую правовую защиту и личную безопасность осужденных, обеспечивает законность применения к осужденным средств исправительного воздействия при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
2. При исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера осужденным гражданам Российской Федерации гарантируются их права, свободы и законные интересы с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
3. Права, законные интересы и обязанности, осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида уголовного наказания и иной меры уголовно- правового характера».
«Статья 10-а. Особенности правового статуса осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства 1. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами, свободами, законными интересами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении этой категории лиц с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
2. Осужденным иностранным гражданам гарантируется оказание содействия в поддержании отношений с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а гражданам государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, – с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных».
Данные редакции нового проекта УИК РФ полнее раскрывают правовой статус осужденных, учитывают, как положения международных норм права, так и сложившуюся отечественную правоприменительную деятельность.
Действующее законодательство направлено на рациональное размещение осужденных в местах отбывания наказания. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России также указывает, что иностранные граждане, лица с двойным гражданством и лица без гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, отбывают наказания за совершенные преступления на тех же основаниях, что и граждане России, что подтверждается изменениями, внесенными в ч. 3 ст. 73 УИК РФ Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 142 ФЗ, на основании которых осужденные иностранные граждане и лица без гражданства отбывают наказание в любых исправительных учреждениях на территории Российской Федерации.
Однако специалисты ГУФСИН России отмечают, что эффективнее процесс исправления осужденных осуществлялся в период, когда иностранные граждане и лица без гражданства отбывали наказание в учреждениях, аналогичных тому, которое было создано в 1986 г. – ИТК – 22 и за весь период своего существования доказало стабильной оперативной обстановкой, что при сосредоточении в одном месте 36 национальностей практически отсутствовал факт совершения преступлений. Приезд в исправительное учреждение представителей посольств способствовал перевоспитанию осужденных, поскольку наряду с сотрудниками отделов и служб они проводят разъяснительную работу и призывают к недопустимости нарушения режима содержания.
Поэтому представляется оправданной точка зрения о том, что в целях оптимизации размещения мест отбывания наказания на территории страны, сохранения социально полезных связей осужденных иностранцев, обеспечения доступности места отбывания наказания для родственников, представителей посольств и консульств иностранных государств, сосредоточения переводчиков и обеспечения их доступности следует в процессе реформирования УИС создать исправительные учреждения для иностранных граждан и лиц без гражданства.
1 Годлевская В.Я. Характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы // Вестник международного юридического института. – 2012. - № 2. – С.35.
2 Белик В.Н. Новый Уголовно-исполнительный кодекс России: организационно-правовые аспекты защиты прав и свобод осужденных к уголовным наказаниям // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 7. - С. 85.
Список литературы
1. Белик В.Н. Новый Уголовно-исполнительный кодекс России: организационно-правовые аспекты защиты прав и свобод осужденных к уголовным наказаниям // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2016. – № 7. – С. 84 - 89.
2. Годлевская В.Я. Характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы // Вестник международного юридического института. – 2012. - № 2. – С.35.
3. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.06.2017).