Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕЛЕВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Необходимым условием в исследовании содержания и сущности правоприменительной деятельности местного самоуправления является не только обоснование современного представления о еѐ понятии, характере еѐ субъектов, их правовых возможностях, но и анализ направлений еѐ осуществления. Цель правоприменительной деятельности органов местного самоуправления во многом схожа с правоприменительной деятельностью других органов, таких как суды, органы внутренних дел, таможенные органы, но в тоже время имеет свои отличия. Данные отличия цели правоприменительной деятельности местного самоуправления обуславливается наличием трех составляющих предназначения правоприменительной деятельности местного самоуправления: а) правоприменительная деятельность направлена на регулятивное воздействие на местные общественные отношения; б) правоприменительная деятельность является основой правового мониторинга действующего законодательства; в) акцептирует деятельность специально созданных субъектов ее осуществления по принятию специфических решений. Рассмотрим каждую составляющую более подробно.

   При помощи регулятивного воздействия правоприменительной деятельности осуществляется управление на местном уровне, т.е. муниципальное управление без которого муниципальное образование не может существовать, функционировать и развиваться. Упорядочивая общественные отношения посредством правоприменительной деятельности, государство наделяет компетентные органы и должностные лица местного самоуправления правом не только решать вопросы местного значения, но и выступать от его имени и по его уполномочию принимать решения в зависимости от сложившихся правоотношений. Необходимость правоприменительной деятельности местного самоуправления состоит в том, что она призвана осуществлять организацию исполнения предписаний правовых норм, «позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов»30, т.е. применение правовых норм в целях их реализации, воплощения в реальное поведение субъектов. Посредством применения права осуществляется реакция органа или должностного лица на возникшую ситуацию, т.е. осуществляется индивидуальное регулирование возникших отношений. Данное регулирование обусловлено самой природой общественных отношений, складывающихся в местном самоуправлении и позволяет обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Решение этих дел требует безусловного учѐта местных условий и возможностей, а также демократических процедур, обеспечивающих осуществление непосредственным образом права граждан участвовать в управлении публичными делами, и на этой основе способствуют повышению эффективности управления31. Для реализации же указанного выше регулирования органы местного самоуправления наделены соответствующим функционалом, позволяющим решать вопросы местного значения, реализовывать отдельные государственные полномочия посредством разработки и принятия нормативно-правовых актов, реализации права законодательной инициативы, взаимодействия с организациями различных организационно-правовых форм.

    Вторая составляющая предназначения правоприменительной деятельности заключается в том, что, что она представляет собой основу правового мониторинга действующего законодательства, охватывающего собой правотворческий процесс и оценку качества действующих правовых актов через систему мер наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния правовой сферы жизни общества. Так как органы и должностные лица местного самоуправления в правоприменительной деятельности используют нормы различных отраслей права и весь объем права реализуется именно на местном уровне, можно с уверенностью утверждать, что данная деятельность в полной мере является отражением жизнеспособности того или иного правового акта. Правоприменительная деятельность местного самоуправления во многом является неким катализатором и показателем «живучести» правовых норм, в частности она позволяет отражать связь между облеченными в правовую форму теоретическими наработками, положенными в основу того или иного законодательного акта и применимости их к реальной жизни, характеризующаяся качеством правовых норм, их общественно полезной направленностью, непротиворечивостью, ясностью, конкретностью.

30   Лившиц Р.З. Теория права. -М.: Издательство БЕК Москва, 1994. -С.134

31 Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. -2007. -№7. С.75.


    Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации32. Однако показатели эффективности работы органов и должностных лиц местного самоуправления касается в основном исполнительных органов местного самоуправления. Что же касается показателей работы представительных органов местного самоуправления, то законодательство в этом аспекте достаточно пробельно. На наш взгляд, показатели, разработанные для исполнительных органов не совсем применимы к оценке эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления, поскольку сама природа этих органов кардинально отличается. Поэтому назрела необходимость разработки самостоятельных показателей оценки эффективности деятельности для представительных органов местного самоуправления, основанных на анализа качества разработанных нормативно-правовых актов. По нашему мнению действенными показателями эффективности деятельности как, так и исполнительных органов местного самоуправления является общественное мнение и информация из материалов средств массовой информации. Хорошей площадкой для их отражения может стать интернет пространство, а именно интернет-сайты муниципальных органов, которые бы содержали бы полный объем информации об их деятельности.  Вполне логично аккумулировать соответствующую информацию в информационно-аналитических управлениях законодательных органов субъектов Федерации, т.к. они обладают достаточными средствами и возможностями для реализации указанных функций.

   Предоставление специально созданным субъектам правоприменительной деятельности возможности реализации правовых норм и принятии специфических правовых актов – третья составляющая предназначения правоприменительной деятельности местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления это специально созданные субъекты реализации данной деятельности, которые наделены правом издавать правовые акты, содержащие нормы права федерального и регионального законодательства и регулирующие правоотношения на местном уровне. Указанные выше органы путем применения ими диспозиции нормы права создают как производные решения, так и исходные. Среди производных решений можно выделить решения, возникающие из обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума; в организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и другие, а среди исходных - решение, к примеру, об итогах аттестации муниципальных служащих33. Базовым элементом появления данных решений является организационно- распорядительная форма самой деятельности органов местного самоуправления, которая направлена на осуществление  основных     их  функций,  а  правоприменительная  деятельность  в  свою  очередь  через организационно-распорядительную форму деятельности оказывает регулятивное воздействие на общественные отношения. Так, если орган местного самоуправление принял решение о возведении инженерных коммуникаций на определенной территории, то тем  самым  оно  будет выражаться в вынесении соответствующего  акта на основании соответствующей нормы права и в разрезе соответствующей компетенции. Такой порядок, на наш взгляд, является единственно верным, поскольку данная форма содержит в себе заранее установленные правила, определяющие порядок деятельности этих органов34, т.е.  имеет определенное  содержание.  Данный порядок определяет не только решения органов местного самоуправления, но и территориальные основы правоприменительной деятельности органов местного самоуправления, согласно которым органы местного самоуправления действуют, а их решения имеют силу исключительно в пределах «своего» муниципального образования и в отношении населения, проживающего на соответствующей территории. Такой смысл вытекает из их правовой природы, обусловленной законодательством и отличает их от правоприменения на федеральном и региональном уровнях, при этом их деятельность основана на применении всего российского законодательства.

    Таким образом, цель  правоприменительной деятельности местного  самоуправления в конечном счете направлена на утверждение порядка, имеют свои особенности, обусловленные предназначением местного самоуправления. Ее целевые установки отличают от применения норм права другими органами правоприменения. Правоприменительная деятельность местного самоуправления является существенным фактором жизни права, регулятором общественных отношений на местном уровне, а также отражением качества всего российского законодательства. Вместе с тем реализация целей правоприменительной деятельности местного самоуправления сопряжена с рядом трудностей, которые необходимо преодолевать.

 

32   Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с послед. изм. // СЗ РФ.06.10.2003.№40. Ст. 3822.

33 Викторов Б.А. Правовые основы деятельности органов внутренних дел. -М.:Юрид.литература,1969. -С.49.

34   Недбайло П.Е. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. М.: Юридическая литература, 2006. -С. 9.



Список литературы

1.     Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с послед. изм. // СЗ РФ.06.10.2003.№40. Ст. 3822

2.     Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. -2007. -№7. С.75

3.     Викторов Б.А. Правовые основы деятельности органов внутренних дел. - М.:, Юридическая литература, 1969. -С.49

4.     Лившиц Р.З. Теория права. - М.: Издательство БЕК Москва,1994. -С.134

5.     Недбайло П.Е. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. М.: Юридическая литература, 2006. -С. 9