Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ДО 2030 ГОДА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

В специализированном словаре экономическая безопасность рассматривается как «создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз»[2]. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита социально-экономических потребностей граждан и общества в целом, национальных интересов, социально направленное развитие страны, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

В самом общем виде «экономическая безопасность» зависит от совокупности факторов оптимального соотношения в масштабах структур государства, состояния экономики общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая безопасность региона или сферы хозяйственной деятельности; экономическая безопасность страны в целом

Экономическая безопасность страны является функцией и следствием избранного политического и экономического курса, т.е. единой государственной экономической политики. Как процесс, это совокупность действий и механизмов по созданию условий, обеспечивающих устойчивое функционирование национальной экономики в настоящем и будущем.

Как считает Т.Г.Антропова: «В настоящее время российское общество нуждается в новой научной парадигме, которая в соответствии в вызовами постиндустриальной экономики в условиях посткризисного развития представит качественно новую трактовку принципов институционального проектирования системы национальной безопасности и ее атрибутивного элемента - системы экономической безопасности»[1]. Во многом новая конструкция системы экономической безопасности заложена в принятой недавно Стратегии экономической безопасности России до 2030 года [3].

Сегодняшнее состояние экономики, оценка негативных последствий принимаемых политических и хозяйственных решений, в том числе по реформированию и перестройке, выявление причинно- следственных связей кризисных явлений обусловили рассмотрение факторов экономической безопасности в рамках государственной экономической политики.

Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - должны находиться в постоянной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики6 так как отражает ее стратегические ориентиры, цель регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценка количественных параметров, характеризующие потенциальное состояние экономики, определяют запреты и ограничения по использованию тех методов проведения экономической политики, итоги реализации которых способны снизить уровень экономической безопасности.

В настоящий момент принцип обеспечения безопасности только c использованием силовых методов или угрозы их применения, возможно, будет уступать по своей результативности социальным, научно- техническим, политическим, информационным и, особо подчеркнем, экономическим методам. Они способствуют обеспечению динамики и гуманизма прогресса как способ существования и совершенствования.

К наиболее серьезным угрозе обеспечения экономической безопасности России это возрастание неравномерности социально-экономического  развития регионов России, что должно  стимулировать деятельность регионального сектора экономики. Объективно существующие различия в уровне регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, нарушение производственно-технических связей между предприятиями городов России, увеличение разрыва в уровне производств национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ требует новых подходов  к экономической безопасности хозяйственной деятельности, радикально новых идей, решений, организационных структур и механизмов ее обеспечения. Несомненно направления по обеспечению экономической безопасности должны учитываться при подготовке проектов федеральных и региональных бюджетов, основополагающих решений, касающихся политической и хозяйственной активности, в области финансово-кредитной и денежной политики.

Новая государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно- технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Стратегия экономической безопасности привязана к реальному времени (до 2030 года) и должна стать ориентиром при принятии важнейших политических и экономических решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год. Реализация Стратегии осуществляется в два этапа: на первом этапе (до 2019 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; второй этап (до 2030 года) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

Правительству России поручено в 3-месячный срок разработать меры организационного, нормативно- правового и методического характера, необходимые для реализации Cтратегии экономической безопасности на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение.

Необходимо учесть, что понятие «экономическая безопасность», хорошо известное в практике деятельности управленческих структур зарубежных стран, но является относительно новым в лексиконе российских органов управления экономикой, что требует дальнейшей популяризации данного термина в контексте обеспечения государственной экономической политики.

Список литературы

 

1.    Антропова Т.Г. Автореферат диссертации на соискание степени д.э.н. "Институционализация системы экономической безопасности современного российского государства". - Казань.2010.

2.    Райзберг Б.А., Лазовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.:ИНФРА-М, 2012.

3.    Стратегия экономической безопасности России  до 2030 года Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208.