Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2016г.

К сожалению, в последнее время приходится не редко читать и слышать в средствах массовой информации, что еще с октября 1917 г. в нашей стране не было законотворческого процесса, что Россия была изначальна лишена механизма обеспечения реализации законов. Изучив исторические материалы, представляется, что это глубоко ошибочное заблуждение.

В октябре 1917 г., руководимый Коммунистической партией рабочий класс России в союзе с деревенской беднотой совершил победоносную социалистическую революцию и установил в России власть трудящихся - Советскую власть. Победа Октябрьской революции - закономерный итог предшествующего исторического развития.

Борясь за построение нового общества, рабочий класс не мог обойтись без государства и права. Однако он не мог просто овладеть старой государственной машиной, приспособить к своим нуждам и пустить в ход старое право. Слом буржуазно-помещичьего государственного аппарата, уничтожение старого права - важнейшая и первоочередная задача, возникшая перед рабочим классом нашей страны после победы социалистической революции.

Создание советского права представляет собой сложный процесс. В истории  советского  права  большое  значение  имеют  первые  месяцы

существования Советского государства (октябрь 1917 г. - весна 1918 г.). Если




в экономическом развитии нашей страны этот период можно назвать периодом экспроприации экспроприаторов и закладывания основ социали- стического базиса, в политическом - периодом триумфального шествия Советской власти по городам и селам бывшей Российской империи, слома старой политической надстройки и создания основ советского государственного аппарата, то в истории права первые месяцы существования Советского государства можно назвать периодом возникновения советскою права. Остановим свое внимание на истоках советского социалистического права.

Возникновение, а равно и дальнейшее развитие советского права были тесно связаны с одним из ведущих принципов деятельности Советского государства — социалистической законностью. Новая власть создает и новую законность. Последняя - детище Великого Октября. Совершенно неправильны и политически вредны имевшие место всякие разговоры о появ- лении советской социалистической законности только в период, связанный с переходом к НЭПу, и о действии в первые годы Советской власти, так называемой революционной целесообразности. Уже 25 октября 1917 года Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в принятой по предложению В. И. Ленина резолюции указывал на необходимость стро- жайшего соблюдения нового революционного порядка. «Совет выражает уверенность, - говорилось в этой резолюции, - что городские рабочие, в союзе с беднейшим крестьянством, проявят непреклонную товарищескую дисциплину, создадут строжайший революционный порядок, необходимый для победы социализма». [Ленин В.И. ПСС, Т. 26, С. 210]

Однако внедрение социалистической законности на первом этапе развития Советского государства представляло известную трудность. Трудящиеся нашей страны, как и трудящиеся других буржуазных государств, были воспитаны самой жизнью в духе враждебного отношения к буржуазной законности. Поэтому строжайшее соблюдение революционной законности сочеталось с большой работой по пропаганде новой законности. Необходимо




было убедить широкие массы трудящихся в огромной разнице между буржуазной законностью и той, которую создавала Советская власть.

Советская законность первых месяцев не только основывалась на декретах Советского государства, но и опиралась на социалистическое правосознание и революционное правотворчество народных масс. Это не могло, конечно, не отразиться на характере социалистической законности, не наложить жить на нее отпечатка известного партикуляризма, не внести в нее некоторую противоречивость.

Процесс, создания советского права начался с разрушения старой правовой системы. Сам факт свержения Временного правительства и ломка старого государственного аппарата означали уничтожение старого государственного права. Что касается других отраслей буржуазно- помещичьего права, то они разделили судьбу государственного права в течение первых месяцев революции.

Уничтожение старого права, естественно, оставило нашу страну на первых порах без писаного права, ибо старое было отвергнуто, а новое еще не создано. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» [СУ РСФСР 1918 г., № 66, ст. 590], отображая процесс развития советского права, указывали, что в этот период революционной борьбы народ без особых правил, без кодексов справлялся со своими классовыми угнетателями, применяя к ним те или иные методы насилия, вырабатывая в этой борьбе новое право.

Теоретической базой, идеологическим источником для возникновения советского права являлись социалистические правовые взгляды, возникшие еще до Октябрьской революции. Эти социалистические правовые взгляды отражали материальное бытие, экономическое положение рабочего класса, социалистический базис. Правда, в момент зарождения советского права социалистический базис еще только складывался, но это не снимает определяющего положения базиса в отношении советского права. Социалистические правовые взгляды с победой диктатуры пролетариата




стали претворяться в правовые нормы.

 

Уничтожение старого права, не означает его бесследного уничтожения и уничтожения тех общих для всякого права черт, которые были воплощены в буржуазном праве. В противном случае его изучение было бы излишним и даже политически вредным. Новое, бесспорно, отрицает старое, но отрицает его таким образом, чтобы можно было создать новое. Уничтожение старого права означает не что иное, как тот факт, что прежнее законодательство в новых исторических условиях потеряло юридическую силу, т. е. вновь воз- никший социалистический правопорядок не связывал на его основе возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Но, потеряв юридическую силу, прежнее законодательство осталось как источник нашего познания о прежнем праве, которое мы познаем с той целью, чтобы познать

настоящее и предвидеть будущее.

 

После Октябрьской революции законодатели, ставя вопрос о возможности использования отдельных достижений юридического наследства прошлого, не забывали, что оно является той областью, которая теснейшим образом связывалась с подавлением трудящихся. «Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства - такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала».[Ленин В.И. ПСС, Т. 19, С. 3]

Классовая ограниченность прежней науки, приводившая ее к тому, что она готова была оспаривать истинность эвклидовской геометрии, если последняя начинала задевать интересы господствующего класса, и не позволяла подняться ей до уровня подлинной науки. Отсюда не соображениями заимствования, не соображениями возможности использования юридического наследства прошлого должен был руководствоваться пролетариат, взявший власть в свои руки, при строительстве своего социалистического права, а отысканием истинных объективных закономерностей развития права, которые в состоянии открыть только марксистско-ленинская наука о государстве и праве. В.И. Ленин утверждал: «...Все, что есть в литературе и опыте западноевропейских стран в з а щ и т у трудящихся, взять непременно. Не ограничиваться этим. (Это самое важное). Не идти слепо... Не у г о ж д а т ь  « Е в р о п е » , а п р о д в и н у т ь с я д а л ь ш е . . . » [ Ленинский сборник XXXV, С. 334] . В этих словах В. И. Ленина сформулирована основа, на которой происходило строительство социалистического права нашей страны.

Победивший в Октябрьской революции рабочий класс, в принципе сразу же отверг царское законодательство. Однако на первых порах, когда только создавалось советское право, Советская власть в известной мере допускала возможность применения некоторых старых материальных и процессуальных законов в интересах укрепления нового порядка. При этом декреты о суде № 1 и № 2, узаконившие возможность применения старых законов, свели это применение к самым минимальным размерам. Старые законы разрешалось применять лишь в тех случаях, когда эти законы не были отменены революцией, не противоречили революционному правосознанию и революционной совести, а также декретам Советской власти. Это использование ни в какой мере не противоречило марксистскому положению о необходимости уничтожения старого права, а является, наоборот, творческим преломлением марксизма в конкретных исторических условиях. Как известно, октябрьский переворот положил лишь начало коренному преобразованию общества. После Октября в нашей стране оставались еще общественные отношения предшествующей эпохи. Естественно, это в какой- то степени должно было найти отражение в праве. Общность в экономике ведет и к общности в надстройке. В этих условиях вполне возможно допустить применение и некоторых старых законов, являвшихся отражением сохранявшихся в новых условиях старых отношений. Это было необходимо еще и потому, что тогда Советская власть не могла охватить своими законами весь комплекс общественных отношений. В своих декретах она закрепляла лишь важнейшие, оставляя другие, менее важные области общественных отношений под сферой воздействия революционного правосознания, которым оценивалась и юридическая сила в новых условиях некоторых старых законов. Применение старых законов было кратковременным. Уже в октябре 1918 года ссылки на законы свергнутых правительств были запрещены.

Совершенно не правы авторы, утверждавшие, что применение старых законов в тех исторических условиях означало компромисс советского права с буржуазным правом, что Россия допустила отход от указания Маркса о том, что каждой эпохе соответствует свое право, что применение старых законов было обусловлено боязнью перед эксплуататорскими элементами.

Возникновение советского права - далеко не мирный процесс. Оно происходило в условиях ожесточенной классовой борьбы. В этой борьбе против новой власти объединились как открытые, так скрытые враги. Особенную опасность представляла теория непрерывности правового порядка, ратовавшая за необходимость сохранения старого права в новых исторических условиях.

Советскому правовому строительству приходилось преодолевать к тому же целый рад других трудностей. Отсутствие всякого опыта, срочность работ, малочисленность марксистско-ленинских юридических кадров, недостаточность материальных средств и т. д. - все это мешало и накладывало известный отпечаток на правовое строительство Советского государства.

Наличие политической власти в руках пролетариата, революционного правосознания открывало лишь возможность для создания своего собственного права. Разрушив старый государственный аппарат, победивший пролетариат разрушил и старую, правотворческую процедуру, отказался от старых принципов, методов и форм правового строительства. С первых же дней пролетарской революции Советское государство стало вырабатывать основы своего правового строительства, свою юридическую технику.

С одной стороны, советское право возникло на базе революционного правотворчества самих широких народных масс. Непосредственное народное правотворчество было особенно характерно для первых дней пролетарской революции.

Д. И. Курский указывал, что еще задолго до «Декрета о суде № 1», [СУ РСФСР, 1917. № 4. С. 50] без декретирования центра, благодаря своему гениальному чутью народ начал строительство народных судов, a исторический декрет об упразднении прежних судов не только шел навстречу исторически неизбежному перевороту в области юстиции, но в ряде мест застал создание народных судов, как совершившийся факт. [Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1949. С. 18]

До нас дошли некоторые акты народного правотворчества в виде положений о народном суде, постановлений сельских сходов и собраний, постановлений местных Советов и др.[Грингауз Ш. К вопросу об уголовном праве и правотворчестве масс в 1917 и 1918 г.г. Журнал «Советское государство и право», 1940. № 3] Местный характер этого правотворчества нисколько не умаляет его роли в охране и поддержании революционного порядка. Народные массы непосредственно выступали в качестве субъектов советского правотворчества.

С другой стороны, созданием правовых норм занималось и Советское государство в лице своих правотворческих «органов. И чем дальше развивалось и укреплялось Советское государство, тем шире становилась и правотворческая его деятельность. Оно накапливало опыт законодательной работы, вырабатывало новые принципы и методы в области правотворчества. Непосредственное же правотворчество народных масс, которое было необходимо в начале революции, в этих условиях становилось излишним, а ранее накопленный положительный опыт обобщался через правотворчество Советского государства.

Порядок правотворческой деятельности первых месяцев Советского государства до некоторой степени выясняется из декрета Совета Народных Комиссаров  от  30  ноября  1917  года  «О  порядке  утверждения  и опубликования законов».[СУ РСФСР 1917. № 1. С. 12] Правотворчеством в то время занимались Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, Военно- революционный комитет, наркоматы, местные органы власти и управления. Для данного периода было характерным то, что нельзя было еще установить, кто имел право издавать законы и кто подзаконные акты, не проводилось еще четкой грани между законодательной деятельностью и правотворчеством других органов.

Как правило, законодательные акты издавали высшие органы Советской власти. Законодательствовал также и СНК, а в некоторых случаях - и центральные ведомства. Предоставление законодательных функций Советскому правительству объяснялось теми задачами, которые стояли перед Советским государством. СНК был тем органом, который мог быстро реагировать на все запросы общественной жизни и отражать их в форме законов. Наделение СНК законодательными функциями обеспечивало быстроту революционного законодательства, столь необходимую в период радикальных общественных преобразований. Соединение законодательной и исполнительных функций содействовало выполнению экономических и по- литических задач и диктовалось конкретной исторической обстановкой - обстановкой ожесточенной классовой борьбы, а также способствовало и тому, что широкие трудящиеся массы не только сближались с аппаратом органов государственного управления, но и привлекались к активному участию в законодательной деятельности этих органов. Отсутствие строгого разграничения между законодательной деятельностью и правотворчеством других органов не означало, однако, отсутствия различия по месту тех или иных актов, которые они занимали в законодательной системе Советского государства. Акты нижестоящих органов могли быть в любое время отменены актами вышестоящих органов. Уже тогда проводилась грань между конституционными законами и обыкновенными. Первые издавали советские представительные органы. СНК же издавал законы, непосредственно направленные на борьбу с контрреволюцией, и в своей деятельности был ответствен перед представительными органами. Предоставление законодательных функций СНК ничего общего не имело с буржуазной теорией разделения законов на формальные и материальные, с практикой буржуазного законодательства в эпоху империализма.

Правотворческая деятельность первых месяцев существования Советской власти носила фрагментарный характер (нормативные акты издавались по отдельным вопросам) и отличалась большой интенсивностью. Советское законодательство работало в спешном порядке. Тогда было издано большое количество нормативного материала. И это вполне понятно.

Сама постановка законодательного производства того времени в известной степени была регламентирована в упоминаемом выше декрете СНК. Обычно тот или иной законопроект зарождался в каком-нибудь центральном ведомстве, затем он поступал на утверждение СНК или центральных представительных органов. Процесс проектирования закона был отделен от самого законодательствования. Представление о процессе движения закона можно получить, если обратиться к рассмотрению истории создания отдельных законодательных актов, например, истории создания декрета о суде №1. Проект этого декрета зарождался в горячих спорах.

Первоначальный вариант был создан в НКЮ, затем неоднократно обсуждался в СНК, Президиуме ВЦИК, ВЦИК, причем для предварительного обсуждения проекта в этих органах образовывались специальные комиссии. В конце концов, он был принят в СНК. В деле предварительной подготовки декретов огромную роль играл Наркомюст. Ему были предоставлены большие правомочия: ни один закон, который должен быть предметом рас- смотрения СНК или ВЦИК, не должен миновать НКЮ, представители которого присутствовали на совещаниях, созываемых для подготовки законодательных предположений, и давали им указания в духе общей политики партии. Отдельные законопроекты обсуждались через печать, собрания трудящихся. Отсутствие формалистики, глубокий демократизм - вот   то,   что   с   самого   начала   является   характерным  для   советского правотворческого процесса.

 

 

Список литературы

 

 

1.   Грингауз Ш. К вопросу об уголовном праве и правотворчестве масс в 1917 и 1918 г.г. Журнал «Советское государство и право», 1940.

2.   Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1949.

 3.   Ленин В.И. ПСС, изд. 5-е, М., Политическая литература, 1967, Т. 26, 19

4.   Ленинский сборник XXXV, М. Политиздат, 1970,

 7.    Собрание узаконений РСФСР, 1918 г., М. Юридическое изд-во НКЮ РСФСР 1928, № 1, 4, 66.