Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОБЫЧНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ ОКЕАНИИ В КОЛОНИАЛЬНЫЙ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Океания – один из тех уникальных регионов мира, где длительное время многочисленные местные микронезийские, меланезийские и полинезийские племена существовали, никак не контактируя с другими людьми. Это на определенном этапе развития позволило народам создать свои обособленные, устойчивые традиции, которые довольно интересны для изучения и значимы для формирования определенной системы мнений и взглядов на разные сферы жизни данного общества. К той же категории относятся и аборигены Австралии, где на протяжении долгого времени формировалась своя самобытная культура. Так, на протяжении многих веков все представители этих народов пользовались в повседневной жизни обычаями и традициями, которые формировались и передавались из поколения в поколение. [5. P. 96]. Но с появлением европейских колонизаторов в 16 веке жизнь вышеназванных народов стала меняться. Европейцы принялись за христианизацию и радикальное искоренение существовавших обычаев жителей тихоокеанских островов.

     Представители Франции, Британской империи, а после США и Германии внедряли свое писаное право, а незадолго до них такие попытки предпринимали и испанцы, голландцы, португальцы. При этом немаловажным является то, что часть народов Океании вступила в открытую конфронтацию с колонизаторами, противясь их влиянию и пытаясь сохранить свои самобытные ростки права.

    Но колонисты не смогли смириться со многими традициями туземцев, особенно с теми, которые регулировали брачно-семейные отношения. При этом особое внимание стоит уделить той детали, что семьи в Океании нельзя рассматривать отдельно, в отрыве от общины, так как они, как и многие другие народы, находящиеся на данном этапе развития, зависели от своих соплеменников. Перед ними стояли такие задачи, которые были неразрешимы силами одной семьи. Да и само понятие семьи у народов Океании не было таким, как у европейцев, в понимании которых семья – это социальная группа, состоящая из родителей и детей. Народы же Океании воспринимали семью преимущественно шире, семья для них – это община, и совсем необязательно, чтобы представители одной семьи жили под общей крышей, или даже в одном поселении [6].

   Как и у других древних народов, стоящих на начальной ступени своего развития, у аборигенов Океании были и довольно жестокие, кровопролитные и дикие обычаи, не принимаемые колонизаторами тогда, и совсем непонятные, непринятые в наше временя. Так, многие народы Океании придерживались полигинии, у других считалось нормальным явлением убийство и каннибализм по отношению к предателям. У некоторых же народов браки носили заранее подготовленный характер. Так, одним из многочисленных примеров таких браков, согласно обычаям австралийских аборигенов, считался брак юноши, будущую супругу которому подбирали старшие родственники мужского пола [1. C. 55- 56]. В период колонизации некоторые из таких обычаев были отменены, но при этом большинство все же продолжало применяться в правовом регулировании. Часть из них впитали христианские элементы и западные традиции, впоследствии видоизменяясь и приобретая качественно новые формы.

    Деколонизация в Океании началась в 60-х годах XX века. Первым независимым государством становится Самоа, далее последуют и другие территории. Последствия данного процесса можно наблюдать и в настоящее время. Но с деколонизацией пришли и новые проблемы, вставшие перед правительством молодых государств. Одной из них было стремление вернуть традиционный уклад с приобретением и сохранением независимости, но присутствовало и большое количество западных ценностей, не говоря уже о христианстве, которое основательно пустило корни в данном регионе. Острейшей проблемой для независимых государств становился вопрос о способе реформирования правовой системы государства так, чтобы в ней гармонично работали как «родные», издревле сложившиеся правовые обычаи, так и «новые» законы, которые были привнесены западными колонизаторами, многие из которых в той или иной форме действуют и в наши дни. Ярким примером таких стран служат Фиджи, Кирибати, Соломоновы Острова, которые имеют идентичное законодательство, выработанное специалистами Великобритании. Таким же образом поступило государство Вануату, управляемое британцами и французами до обретения независимости, которое наняло в качестве судей юристов Великобритании и ее бывших колоний. [3. PP. 11,40].

   Многие исследователи отмечают, что регулирование семьи в законодательстве народов Океании занимает немалую его часть. Так, по мнению П.И. Джалал, государства Океании незамедлительно определили обычно- правовые нормы в качестве важного  элемента своих  правовых систем, едва обретя независимость. Многие государства поступили так, юридически признав обычное право в своих конституциях и законодательных актах. Однако, что понималось под обычным правом - устные ли традиции, присущие государствам на время получения независимости, или сложная комбинация древних обычаев, заимствованных религиозных норм и колониального права - неизвестно. [3.P. 46]. Таким образом, мы видим часто встречающийся в истории феномен перехода к правовому плюрализму, который подразумевает взаимодействие нескольких правовых систем в рамках единой. Прямое воздействие это оказало и на регулирование семейно-брачных отношений, что позволило сохранить самобытность народов Океании. Эту мысль справедливо высказывает и К. Браун, отмечая, что обычное право оказало наиболее существенное влияние именно на семейное право. [2.P.14].

   Но даже после многочисленных вековых попыток искоренения старых обычаев, общее положение в сфере брачно-семейных отношений до сих пор носит противоречивый характер. Так, в большинстве стран Океании мужчины находятся в более привилегированном положении, чем женщины. В государствах Тонга и Тувалу женщины ограничены в правах на усыновление детей. Но все же конституции подавляющего количества стран Океании запрещают многие социально негативные обычаи, которые являются отпечатком уклада, сформированного на протяжении веков в традиционном обществе. Даже в такой развитой демократической стране, как Новая Зеландия, до сих пор существует проблема насилия в семье. Например, в среде маори, по статистике, примерно 43 процента всех женщин хотя бы раз в жизни подвергались насилию в семье [4]. Приведенные цифры шокируют, так как в Новой Зеландии очень низок общий уровень преступности и действуют законодательные акты Domestic Violence Act 1995 года и Guardianship Act 1968 года, которые направлены прежде всего на устранение насилия внутри семьи. Это еще раз показывает, насколько сильны и глубоки обычаи народов Океании, существовавшие до колонизации.

   Все вышеперечисленное доказывает, насколько сложно сосуществуют обычное право и привнесенные западные правовые системы. Часто у нас есть возможность наблюдать их открытое противостояние, что снова показывает силу традиций, передаваемых из поколения в поколение. Но стоит отметить, что именно благодаря такому взаимодействию постепенно удается найти решение многих проблем, в частности, в области брачно- семейных отношений. Ведь основная цель данного симбиоза – сохранение самобытных традиций народов Океании, их социальной и правовой культуры, сонаправленных с общим вектором современного мира – уважением прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

1.     Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине. – М.: Наука, 1987.

2.     Brown K. Reconciling Customary Law and Received Law in Melanesia: The Post-Independence Experience in Solomon Islands and Vanuatu. – Darwin NT: Charles Darwin University Press, 2005.

3.     Jalal P.I. Law for Pacific Women: A legal rights handbook. – Suva, Fiji: Fiji Women's Rights Movement, 1998.

4.     Recent Family Violence Statistics– [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.areyouok.org.nz/files/statistics/ItsnotOK_recent_family_violence_stats.pdf,      свободный

5.     Zorn J.G. Custom the changing then and now: Melanesian family in A. Jowitt., Tess Newton Cain Passage of Change: Law, Society and Governance in the Pacific. – Canberra: ANU E Press, 2011.

6.     Grattan F. J. H. An Introduction to Samoan Custom. – Papakura, New Zealand: R. McMillan – Publisher, 1948. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://nzetc.victoria.ac.nz/tm/scholarly/tei-GraIntr-c2.html, свободный