19 июня 2016г.
Среди основной причины, резко актуализирующих проблему воспитания в нынешнем российском обществе, можно выделить одну главную - возникновение в России новой социально-педагогической ситуации связанной с появлением Интернет. Эта причина способствовала появлению проблем, актуализирующих вопросы воспитания:
– изменением походов к системе традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
– нарастающей неопределенности ценностных ориентаций подрастающего поколения;
– возникновения необходимости воспитывать у подрастающего поколения готовности к жизни в открытом обществе и формирование навыков межкультурного диалога;
– появление новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными изменениями.
Темп жизни за последние тридцать лет очень ускорился и дети мгновенно на это реагируют. Мы вошли в ситуацию, которую в 50-х годах описала выдающийся антрополог Маргарет Мид. Она выделяла три типа культур:
первый тип культуры, когда взрослые учат детей и дети воспроизводят неизменный мир взрослых; второй - когда, дети что-то слегка меняют в жесткой взрослой системе;
третий - когда дети начинают диктовать правила и учить взрослых.
Первый тип культуры связан с жесткой централизацией общества, его закрытостью и единой системой воспитания. В семье, выполнялись положения Домостроя: "А пошлет бог кому детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей, кто в чем способен, какие кому бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти"[2]
Второй тип культуры складывался в период, когда происходило разрушение единого воспитательного пространства и единой системы воспитания. У каждого образовательного учреждения формировалась своя воспитательная система. Кроме того, появилось множество общественных организаций со своими уставами, правилами, с постоянными вопросами: "что делать" и "как удержать". Так рождались исходные положения "системы против". Мы анализировали эту особенность общественных организаций. Все отличия ее участников укладывались в три позиции:
1. Мы отличаемся от других ребят. Вокруг неразбериха, нервозность и только в нашем отряде можно проявлять настоящие человеческие качества.
2. Мы отличаемся от взрослых и будем совсем другими.
3. Мы боремся с несправедливостью и злом, которые нас окружают.
Так началось деление на "свой - чужой". "Свои" поддерживались всегда, даже если были и не правы. А "чужие" – это противники. И неважно кто это был - учитель, родитель или члены другого отряда. Чаще всего в отряды отбиралась определенная категория ребят: душевно одинокие, у кого нет крепких связей с семьей, обиженные и внушаемые.
В наши дни все изменилось. Рост доступности информационных технологий предоставляет другие возможности и, прежде всего, новые формы сотрудничества "дети-взрослые". Наступает третий тип культуры (по классификации М. Мид) дети начинают диктовать правила и учат взрослых. Можно рассматривать подходы к этому типу культуры с разных позиций, но появление словосочетания "цифровые дети - нецифровые взрослые", дает право переосмыслить подходы к воспитательной работе. Этому способствует и ряд изменений в системе образования - переход от образовательных учреждений к образовательным организациям. Новые уставные отношения формируют более широкие полномочия и связи организации. В новых образовательных стандартах определены единые направления во внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное; духовно- нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное) для всестороннего развития личности обучающихся и их успешной социализации. На другой уровень взаимоотношений с родителями выводит документ "Общественный договор".
Век Интернета создает возможности нового сотрудничества как внешние, с родителями учащихся, другими организациями, так и внутренние, в пределах собственной организации. Раньше такое сотрудничество не носило такого массового характера. "Заряженные глобальным проникновением Интернета, позволившего развить новые формы сотрудничества и порождающего новые типы сообщества, мы входим во вторую, еще большую волну эры Интернета." Появляется новое направление викиномика - искусство и наука массового сотрудничества. Оно основано на таких новых принципах как открытость, соседство, совместное использование и действия на глобальном уровне. Новое понимание массового сотрудничества изменяет видение образовательной организации и общества в целом при использовании знаний и способностей человека для инноваций и создания ценностей. Мы, скорее, говорим о глубоких изменениях в структуре и образе действий самой организации. Если организации удастся выстроить широкую горизонтальную сеть коллективного знания и совместного использования способностей, то для реализации новых образовательных стандартов можно использовать гораздо больше ресурсов, чем находится внутри одной организации.
Пока мы еще находимся в сети с веб-сайтами и переходами с одного сайта на другой. Новая же Сеть связана с сообществами, участием и взаимодействием на равных (пирингом). Постоянное увеличение количества пользователей и вычислительной мощности превращает Интернет в глобальный, живой сетевой компьютер, на котором каждый может создавать свои программы. [1]
Организация будет работать и творить совместно со всеми - родителями, учителями и преподавателями, правительством, и, в первую очередь, с самими учащимися. Учиться совместному творчеству и работе с постоянно меняющимся кругом самоорганизующихся партнеров становится так же важно, как и создавать бюджеты, заниматься научно-исследовательской работой или планированием.
Множество моделей воспитательной работы, созданных на предыдущих этапах развития образования, при объединении усилий, позволит создавать новые модели инноваций. К примеру, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" города Ижевска Удмуртской Республики разработала проект "Поликультурное образование учащихся в условиях реально-виртуального пространства". Цель которого "формирование гражданской идентичности и толерантности личности, обеспечивающих поликультурное образование учащихся в условиях реально-виртуального пространства".
Реализация потенциала поликультурного образования в реально-виртуальном пространстве позволит, на наш взгляд, сформировать межкультурную компетенцию у обучающихся. Конструируемое нами реально- виртуальное пространство (пространство - как совокупность сред) включает в себя: реальную образовательную среду; виртуальную образовательную среду, создание сетевого электронного информационного ресурса (СЭИР); информационную среду (условия реализации процессов информатизации); медиасреду (средства массовой информации).
Задачами проекта стали: координация учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся средствами «Moodle»; содействие проведению старшеклассниками исследований современного многокультурного мира в виртуальной лаборатории; организация взаимодействия обучающихся, педагогов и родителей в трехмерном виртуальном мире «Вторая жизнь»; разработка корпоративной системы обучения (педагогов, родителей совместно со школьниками) для определения технологий в реально-виртуальном пространстве.
Эпоха Сетевого Интеллекта представляет собой многообещающее время. Речь идет не просто о создании технологических сетей, а о создании сетей между людьми с помощью технологии. Это эпоха людей, которые, взаимодействуя между собой в сетях, могут объединять опыт, знания и творческие способности для создания новых решений в области социального развития.
Начинается интенсивный поиск новых подходов к воспитанию и возвышению его роли. Концепция новой эпохи воспитания ведет:
– к интенсивным дискуссиям по проблемам воспитания в условиях массового сотрудничества;
– нахождению компромисса в подходах к воспитанию между органами государственной и общественной власти, представителями различных мировоззрений и идеологических установок;
– к новым научным исследованиям в области воспитания,
– к практике создания системы воспитания детей и молодежи, выстроенной на новых принципах, наполненной новым содержанием, использующей формы и методы сетевой коллективной деятельности.
Список литературы
1. Викиномика. http://allrefs.net/
2. Домострой http://www.wisdomcode.info/