Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПЕДАГОГ - УЧАЩИЕСЯ»

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Научные исследования в современном мире направлены на определение оптимальных критериев взаимодействия «педагог-учащийся», которое обеспечивает максимальный эффект при решении многих педагогических задач. Во взаимодействии педагога с учащимися важно учитывать, что ребѐнок – активно растущая и развивающаяся личность, в которой постоянно формируются различные мотивы, стимулирующие его на разное поведение [3, с. 16].

Во взаимодействии между учителем и учеником существенную роль играют доверие и поддержка, что необходимо для формирования взаимной ответственности и достижения максимально положительных результатов в разностороннем развитии ученика. Учитель постоянно применяет различные методы расширения социального опыта ученика и должен хорошо понимать, когда уместно прямое, а когда косвенное воздействие, что позволяет избегать конфликтных ситуаций.

Если в отношении к младшим школьникам учитель может применять прямое воздействие, то для подростков предпочтительнее косвенное воздействие, так как оно исключает прямое давление и возникновение протеста с его стороны. Во взаимоотношениях учителя и ученика необходимо уделять внимание ролевому и личностному аспекту. Личностный аспект характеризует восприятие учителя как человека с определенным характером, а ролевой аспект – расширение познавательной сферы ученика [1, с. 117].

В Концепции ФГОС второго поколения сказано, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [4, с. 21]. УУД носят метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного, общекультурного и познавательного развития. В процессе взаимодействия учителя и ученика педагог вместо простой передачи знаний, умений и навыков формирует способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Такой оценкой является мониторинг, который проводится в три этапа:

· Подготовительный (определяется цель, объект, сроки, инструментарий).

· Практический (сбор информации посредством различных методик).

· Аналитический (обработка и анализ информации, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки, перспективы дальнейшей работы).

Цель мониторинга: выяснить, насколько эффективное полисубъектное взаимодействие   «педагог  - учащиеся» способствует самореализации личности ребенка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи мониторинга:

· проследить динамику развития личности учащихся;

· выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;

· создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

· обеспечить возможность учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.

Оцениваемые параметры при проведении мониторинга указаны в таблице.

Мониторинг развития личности учащихся в процессе полисубъектного взаимодействия


Таблица 1


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

количество баллов

Методы диагностики

Учебно-

Самостоятельность  

•   минимальный уровень

1

наблюдение,

интеллектуальные

 в подборе и

умений (обучающийся

тест,

умения:

анализе

испытывает серьезные

творческие задания

·     умение подбирать и

литературы;

затруднения при работе

анализировать

Самостоятельность

с литературой,

специальную

 в пользовании

нуждается в постоянной

литературу;

компьютерными

помощи и контроле

·     умение пользоваться

источниками

педагога);

компьютерными

информации;

•   средний уровень

источниками

Самостоятельност

ь

(работает с литературой

информации

 в учебно-

с помощью кого-либо)

5

·     умение

исследовательской

•   максимальный

осуществлять

работе.

уровень (работает с

учебно-

литературой

исследовательскую

самостоятельно, не

работу (писать

испытывает особых

10

рефераты, проводить

трудностей)

самостоятельные

учебные

исследования).

Учебно-

коммуникативные умения:

·       умение слушать и слышать педагога;

·       умение выступать

Адекватность

восприятия информации, идущей от педагога;

Свобода владения

·   минимальный

уровень (учащийся не участвует в дискуссии);

·   средний уровень (учащийся участвует в

1

 

 

 

5

наблюдение,

метод экспериментальных оценок

перед аудиторией;

·       умение вести полемику, участвовать в дискуссии.

и подачи

обучающимся подготовленной информации; Самостоятельност ь в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.

дискуссии неактивно,

затрудняется ответить на вопросы слушателей после выступления);

·   максимальный уровень (учащийся активно участвует в

дискуссии, отвечает на вопросы слушателей)

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Ориентационные

Способность

— завышенная;

1

анкетирование,

качества:

оценивать себя

— заниженная;

5

наблюдение,

·       самооценка;

адекватно

— нормальная;

10

метод

·       интерес к занятиям.

реальным

— интерес к занятиям

1

экспериментальных

достижениям;

продиктован ребенку

оценок, самоанализ

Осознанное

извне;

участие ребенка в

— интерес

5

освоении

периодически

образовательной

поддерживается самим

программы.

ребенком;

— интерес постоянно

10

поддерживается

ребенком

самостоятельно

 

По результатам аналитической обработки данных, полученных в результате проведения мониторинга, можно отметить следующее:

· Учебно-интеллектуальные умения. В современном информационном обществе учащиеся пользуются компьютерными источниками информации на максимальном уровне, что  нельзя сказать о самостоятельном анализе подобранной литературы и умении осуществлять учебно-исследовательскую работу (средний уровень). Стоит отметить, что 27 % учащихся способны самостоятельно проводить учебные исследования (мониторинг проводился на учащихся 8 и 10 классов).

· Учебно-коммуникативные умения развиты у учащихся на среднем уровне, причем для 8 класса степень выраженности данного качества оценивается на максимальном уровне; учащиеся более заинтересованы в дискуссии, чем старшие классы.

· Ориентационные качества. По результатам диагностики у учащихся нормальная самооценка, интерес к занятиям поддерживается ребенком самостоятельно, но в «группе риска» оказалось 10 % учащихся, для которых необходимо поддерживать интерес к занятиям.

Таким образом, в процессе взаимодействия учителя и ученика педагог должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Необходимо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных качеств личности.

 

Список литературы

1.      Вачков, И.В. - Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии / И.В. Вачков: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. – М., 2002. – 374 c.

2.      Казачкова, Т.Б. Инновационность полисубъектного взаимодействия в образовании. СПб., 2010

3.      Князев, В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. канд. дис. М., 1981. 22 с.

4.      Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).

5.      Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред.Д.А. Леонтьева, В.Щур. - М.: Смысл, 1997.