Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Основной задачей обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в современных условиях является формирование  иноязычной коммуникативной компетенции,  которая в свою очередь позволяет свободно ориентироваться в иноязычной среде, и тем самым способствует формированию конкурентоспособного специалиста на рынке труда. В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста [1]. В связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «иностранный язык» на неязыковых факультетах вузов. Государственный образовательный стандарт высшего образования требует учета профессиональной специфики  при  изучении  иностранного  языка,  его  нацеленности  на  реализацию  задач  будущей профессиональной деятельности выпускников. Ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по выбранной специальности. Успеху в решении обозначенной выше задачи во многом способствует применение инновационных педагогических методов и технологий. Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. И одной из таких современных технологий является кейс- метод.

Впервые в процессе обучения кейс-метод был использован в школе права Гарвардского университета в 1870 г. Широкое же применение этого метода началось в 1920 г. в Гарвардской школе бизнеса. В 1925 г. там же была опубликована и первая подборка кейсов.

Кейс-метод (от англ. case – случай, ситуация) – это проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения определенной проблемы. При использовании кейсового метода подбирается реальный соответствующий теме исследования материал. Обучающиеся должны решить поставленную задачу и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения задачи. Обучающиеся должны уяснить с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении группы в процесс анализа кейса. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Кейсовый метод позволяет решать следующие задачи:

- принимать верные решения в условиях неопределенности;

-   разрабатывать алгоритм принятия решения;

-   овладевать навыками исследования ситуации, отбросив второстепенные факторы;

-   разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;

-    применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач;

-     учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему при  принятии окончательного решения.

Как отмечают Т.Н. Горбатова и С.В. Рыбушкина, в условиях отсутствия языкового окружения, данный метод дает реальную возможность использования активной устной практики, которая так необходима будущим специалистам для формирования профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке [3].

Как видно из вышеупомянутого, использование данного метода на занятиях иностранного языка позволяет развивать помимо языковых компетенций, также и общие компетенции: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в коллективе и команде; эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, которые играют немаловажную роль в формировании грамотного специалиста.

Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Проблемная ситуация может быть представлена в любом виде. Это может быть текст, аудиозапись, видео и т.п. Если кейс подготовлен в печатном виде, то наличие в нем фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. Хороший кейс должен удовлетворять определенным требованиям:

1)   соответствовать чётко поставленной цели занятия;

2)     уровень сложности кейса должен быть сопоставим с возможностями обучающихся, иначе он вызывает затруднения у последних и тем самым снижает мотивацию;

3)   информация, представленная в кейсе, должна быть актуальна и соответствовать действительности;

4)   кейс должен быть нацелен на выработку коллективного решения;

5)     должен иметь несколько решений, обладать многоальтернативностью, тем самым провоцируя дискуссию.

При работе с кейсами многие ученые выделяют следующие этапы:

1)   ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов;

2)   анализ полученной информации и вычленение проблематики;

3)   поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе;

4)   выработка возможных путей решения проблемы;

5)   отбор эффективных путей решения, путем выявления плюсов и минусов каждого;

6)   оформление результатов и их презентация;

7)   обсуждение и подведение итогов [2,3]

Использование данного метода на занятиях по иностранному языку (английскому) со студентами экологического факультета, обучающимися по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль подготовки «Охрана природной среды и ресурсосбережение»), является наиболее актуальным. Так при изучении темы ‘The largest anthropogenic disasters of the XXI century’ студентам был предложен кейс, основанный на реальных событиях – взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 20 апреля 2010. На занятиях, предшествовавших кейсу, студенты прочитали и изучили материалы, познакомились с новой лексикой и грамматическими явлениями, которые встречались в текстах кейса. Были сняты возможные трудности восприятия текстов. В качестве дополнительного материала студентам было предложено посмотреть фильм «Глубоководный горизонт», повествующий о данной катастрофе. В результате обсуждения студенты должны были выработать несколько совместных решений по спасению  и сохранению флоры  и фауны Мексиканского залива. Следует отметить, что в результате работы над кейсами решаются две важнейшие задачи: во-первых, студенты активизируют употребление терминологии и различных языковых структур и клише по изучаемой теме, во-вторых, они приобретают ценные навыки всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности.

Кейс-метод позволяет студентам демонстрировать на занятиях свои лучшие стороны, даже если они и не обладают хорошими знаниями английского языка. Данный метод стимулирует познавательную деятельность студентов, учит их работать в команде, формирует навыки принятия коллективных решений, помогает сделать первые шаги в исследовательской деятельности. Студенты приобретают навыки практического использования профессионально – ориентированного иностранного языка, так как в процессе обсуждения и решения кейса у студентов появляется реальная возможность общения на иностранном языке.

 

Список литературы

 

1.   Бибикова Э.В. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. - III Международная научно-практическая конференция «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики», г. Красноярск, 2016. – С. 96-100.

2.   Белкина, Е.П. Использование метода кейс-стади при обучении студентов неязыковых направлений вуза иностранному языку / Е.П. Белкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5 (47). – Ч. 1. – С.33–36.

3.     Горбатова, Т.Н. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе / Т.Н. Горбатова, С. В. Рыбушкина // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 741–743.