Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВУЗЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

В настоящей работе предлагается программа проведения лабораторного практикума по физике для школьников 9-11 классов в физических и научно-исследовательских лабораториях технического университета. Целями практикума являются:

·       профориентация школьников старших классов, имеющих склонности к естественным и техническим наукам;

·       развитие творческих способностей учащихся в указанных областях;

·       проведение абитуриентом «пробного дня» в качестве студента для знакомства с вузом;

·       формирование навыков исследовательской работы и технического творчества, работа на современном физическом оборудовании;

·       расширение представлений учащихся о физических экспериментах, включающее оценку достоверности полученных данных путем расчета погрешностей по вузовской программе;

·       углубление знаний школьников путем ознакомления их с новыми для них разделами физики и техники;

·       подготовка учащихся к итоговым испытаниям по физике (ЕГЭ, ОГЭ, переводные и выпускные экзамены).

Программа «пробного дня студента» состоит из четырех частей:

1)   подготовка учащихся к лабораторным работам, которая выполняется заранее в школе под руководством учителя с использованием методических пособий кафедры общей физики, и включает в себя лекции по соответствующим разделам физики и составление конспектов с указанием названия работ, их целей, схем установок, расчетных формул и таблиц для записи результатов (6 часов);

2)   выполнения двух-трех лабораторных работ в вузовских лабораториях под руководством преподавателей кафедры общей физики, включающее полный расчет (с погрешностями) и выводы (4 часа);

3)   обсуждения полученных результатов (круглый стол) (1 час);

4)   посещение абитуриентами других лабораторий вуза в качестве экскурсии (2 часа).

Программа лабораторного практикума была составлена в соответствии со школьным курсом. Учитель может варьировать выполняемые работы и порядок их следования.

Для учащихся 9-х классов предлагаются лабораторные работы [1, 2]: «Изучение погрешностей измерения ускорения свободного падения с помощью математического маятника»; «Определение коэффициента вязкости жидкости по методу Стокса»; «Изучение собственных колебаний пружинного маятника и определение жесткости пружины».

Для учащихся 10-х классов: «Изучение законов вращательного движения на маятнике Обербека»;

«Изучение закона Ома»; «Исследование электростатического поля»; «Определение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли».

Для учащихся 11-х классов могут быть предложены различные программы практикумов, включающие две- три  работы  из  списка:  «Определение  удельного  заряда  электрона  методом  магнитной  фокусировки»;

«Пружинный  маятник.  Собственные  и  затухающие  колебания»;  «Определение  фокусного  расстояния

собирающей линзы  и  оптической системы из двух  линз»; «Интерференция света.  Опыт Юнга»; «Изучение дифракции света на одиночной щели и дифракционной решетке»; «Фотоэффект»; «Изучение оптических спектров испускания. Атом водорода»; «Радиоактивность. Поглощение β-излучения в воздухе».

Что касается посещения лабораторий, то это как правило зависит от того, кто готов принять в данный момент абитуриентов и от желания учащихся.

В качестве примера приведем выездной лабораторный практикум с учащимися 11 класса лицея № 15 города Вышний Волочек, проведенный нами в апреле 2016 года. Для этого практикума мы выбрали лабораторные работы из различных разделов физики: «Изучение законов вращательного движения на маятнике Обербека» и «Радиоактивность. Поглощение β-излучения в воздухе», которые объединяет то, что в них результаты экспериментов связаны линейными зависимостями, которые следует обработать графически. Такой выбор обосновывается тем, что большую трудность у учащихся в заданиях ЕГЭ вызывают те вопросы, где предлагается обработать линейную зависимость, содержащую некоторую серию измерений. Для правильного ответа на вопрос следует провести прямую через экспериментальные точки с учетом погрешности измерений. Отметим, что в результате сами точки оказываются не строго на прямой. Учителя отмечают, что школьники, как правило, плохо понимают смысл этого задания, потому что не сталкиваются с подобной обработкой результатов на уроках физики [3]. Таким образом, работы были объединены идеей заполнить этот пробел. Помимо этого, при выполнении указанных работ достигались и другие цели.

Так, при изучении законов вращательного движения на маятнике Обербека предполагалось:

·       ознакомление с новыми физическими понятиями (угловое ускорение, момент инерции, кинетическая энергия и работа при вращательном движении), что несомненно расширяет кругозор учащихся;

·       повторение таких понятий как угловая скорость, угол поворота, центростремительное ускорение, момент и плечо силы, что также важно при подготовке к ЕГЭ;

·       изучение на практике законов кинематики и динамики вращательного движения и закона сохранения энергии с учетом работы момента сил трения, что, как мы надеемся, поможет учащимся при выполнении заданий ЕГЭ с развернутым ответом;

·       получение навыков по оценке достоверности экспериментальных результатов путем сравнения динамических характеристик маятника Обербека (момента инерции и момента сил трения), полученных в результате обработки линейной зависимости, с паспортными данными оборудования.

Что касается работы по изучению радиоактивности и поглощения β-излучения в воздухе, то помимо прочего при ее выполнении планировалось достижение следующих педагогических результатов:

·       приобретение навыков работы с оборудованием, регистрирующим заряженные частицы с учетом проверки надежности его работы;

·       расширение кругозора учащихся в области ядерной физики (ознакомление с понятиями активности радиоактивного изотопа, коэффициентом ослабления излучения веществом);

·       изучение на практике законов радиоактивного распада и поглощения излучения веществом, что несомненно полезно при подготовке к ЕГЭ.

Обсуждение результатов было проведено сразу после выполнения лабораторных работ и включало в себя:

·       сопоставление результатов, полученных различными способами обработки линейных зависимостей (графического метода и метода наименьших квадратов), что было полезно для будущих студентов технических специальностей и специальностей, связанных с информационными технологиями;

·       проверка отчетов о выполнении работ;

·       обсуждение отдельных заданий ЕГЭ, связанных с обработкой линейных зависимостей и тематикой лабораторных работ;

·       ответы преподавателей на вопросы учащихся.

После перерыва на обед была организована экскурсия в Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) Тверского государственного технического университета. Здесь учащиеся увидели работу полноцветного 3D-принтера и ее результаты. Например, готовые цветные макеты зданий, сооружений, уменьшенные ЗD-копии реальных людей, образцов обуви и деталей интерьера и пр. Здесь же лицеисты посетили лабораторию робототехники, где им продемонстрировали квадрокоптеры, детали для которых можно напечатать на 3D- принтере.

После проведения практикума абитуриенты, как правило, создают фотоотчет, посвященный «пробному дню студента», и выкладывают его в Internet. С  одним из примеров можно ознакомиться на сайте vvolschphys.ucoz.ru.

В заключение можно отметить, что, по нашему мнению и отзывам школьников, проведение «пробного дня студента» прошло успешно. Полагаем, что мы достигли поставленных целей. Отметим, что особый интерес у школьников вызвало следующее

·       обработка результатов экспериментов и определение соответствующих физических величин по графикам;

·       лаборатория робототехники.

Мы полагаем также, что наше мероприятие внесло определенный в подготовку школьников к сдаче ЕГЭ и вызвало интерес к инженерным и техническим специальностям нашего вуза.

 

Cписок литературы

1.     Испирян, С.Р. Лабораторный практикум по оптике: метод. указ. к лаб. работам для студентов первого и второго курса дневного отд-ния фак. ПИЭ и АС/ С.Р. Испирян, В.И. Лашнев. - Тверь: ТвГТУ, 2005. - 32 с.

2.     Клингер, А.В. Лабораторный практикум по физике: методическое пособие/ А.В. Клингер, Р.А. Испирян, А.В. Твардовский. - 3-е изд. Тверь: ТвГТУ, 2008. - 164 с.

3.     Кривенко, И.В. Школьные практикумы по физике на базе университетских лабораторий/ И.В. Кривенко, С.Р. Испирян, М.О. Касерес // Сибирский учитель. 2013. № 6(91). С.61-64.