Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Вопрос обучения иностранному языку в высшей школе не нов, но по- прежнему актуален. Многие проблемы, на которые уже неоднократно указывали исследователи и преподаватели, сами студенты, все еще не имеют решения.

Иностранный язык в вузе входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл – базовая часть. Согласно ФГОС студент должен владеть: «иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации по профессиональной тематике, и навыками устной речи» [3]. Навыки устной речи отрабатываются на 1-3 курсах, на протяжении всего курса обучения иностранному языку.

На первом курсе иностранный язык на первом курсе представляет собой обучение GeneralEnglish (так называемый Общий английский). На втором-третьем курсах иностранный язык переходит на профессиональное обучение, например, в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации представлены следующие курсы: Иностранный язык профессиональный, специальный, деловой, углубленный, в профессиональной сфере, углубленный профессиональный, профессиональная терминология, профессиональное общение, деловое общение; помимо этого, студентам предлагается еще дополнительная образовательная программа - в сфере профессиональной коммуникации. Также студенты имеют возможность повысить свой уровень владения иностранным языком, записавшись на курсы коррекции, где они получают шанс улучшить свои знания, проработать грамматику, скорректировать произношение и т.д.

В РФ всего существуют 2731 вуз, из них государственных – 1705, а лингвистических вузов среди них – 443, 226 из которых- государственные, т.е., больше половины. [4]

Для поступления в неязыковые вузы не требуется сдавать иностранный язык. Конечно, некоторые акультеты и направления подготовки требуют действительно хорошего владения иностранным языком, так как часть дисциплин преподается на иностранном языке, во всяком случае, в некоторых вузах, в том числе и в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, по некоторым предметам лекции читают на иностранном языке. Но эти направления, хотя и создают положительный образ вуза и представляют интерес для многих абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ, не являются основными. На большинстве направлений подготовки язык изучается только 3 года, по 4-2 часа в неделю. Точнее, студенты-бакалавры на 1 курсе изучают иностранный язык по 4 часа в неделю, всего 144 часа в год, и, в зависимости от направления подготовки, 2-4 часа в неделю на 2 курсе, соответственно, 72 или 108 иди 144 часа в год. Следует заметить, что некоторые направления включают иностранный язык в программу обучения и на 3 курсе, правда, в большинстве случаев, в минимальном объеме – 2 часа в неделю.

В магистратуре иностранный язык является обязательным, но если иностранный язык является предметом по выбору, на него отводится 28-36 часов на курс; в разных модулях на иностранный язык отводится разное количество часов.

Предполагается, что уровень знаний иностранного языка выпускников школы достаточен, чтобы язык при таком количестве часов не забывался, и даже развивался – в профессиональном смысле. Студенты должны научиться общаться на профессиональном уровне, уметь обсуждать темы, связанные с их специализацией, поддерживать серьезную беседу по специальности, делать презентации, выступать с докладами и др. Но каков же уровень знаний выпускников вузов?

Предлагаем рассмотреть данные EPI (EnglishProficiencyIndex. EF EPI – это самый полный рейтинг стран по уровню английских языковых навыков у взрослого населения. Все данные приводятся с сайта epi [5].

По данным этого «крупнейшего в мире рейтинга владения английским языком» Россия в 2016 году занимала 34 место среди 73 стран, в которых английский язык не является родным, и 23 место среди 26 стран Европы. Россия оказалась между Тайванем – 33 место – и Японией – 35 место. В этом рейтинге приводятся результаты тестов участников старше 18 лет. Целью теста является соотнесение его результатов с классификацией CEFR (CommonEuropeanFrameworkofReferenceforLanguage/ Общеевропейские компетенции владения иностранным языком), которая состоит из 6 уровней; самый высокий – С2, самый низкий – А1. Согласно этому индексу, уровень владения английским языков в России низкий – 52,32. Надо отметить, что за последние 5 лет, этот рейтинг не показывает улучшения результатов: в 2011 году Россия занимала 32 место, в 2012 – 28 место, в 2013 – 31 место, в 2014 – 36 место, в 2015 – 39 место.

Также проанализированы и представлены данные по регионам РФ, согласно которым лучше всего английский язык представлен в Центральном регионе – 53,56, Центрально-Черноземном регионе – 52,63 и Северо-Западном – 52, 14, а хуже всего в Восточно-Сибирском – 49,63. Эти показания вполне объяснимы, ведь уровень владения языком напрямую зависит от его востребованности: там, где язык активно используется, там и его знание лучше. А именно эти регионы наиболее привлекательны для иностранных туристов и предприятий.

Уровень владения английским языком также различается среди мужчин и женщин, и довольно значительно: показатель у мужчины – 50,80 (Европа – 54,65; мир – 52,38), у женщин – 53,38 (Европа – 57,33; мир – 53,97).

Уровень владения языком оценивается как «низкий», что означает, что максимум, на который способны наши соотечественники, это как-то ориентироваться в англоговорящей стране в качестве туриста.

К сожалению, как уже отмечалось, ситуация не меняется на протяжении довольно долгого времени, что означает, что  существующая система  обучения иностранному языку не  готовит студентов с соответствующим уровнем знаний. Выпускники вузов по-прежнему обладают весьма скудными познаниями в иностранном языке.

Разумеется, применение иностранного языка  на работе немного повышает его знание. Многие знают и даже применяют в разговоре профессиональную лексику, могут читать и писать несложные электронные письма, общаться на профессиональные темы на достаточно простом уровне.

Кроме того, нами были рассмотрены статьи в российских печатных и электронных изданиях, в которых работодатели оценивают выпускников вузов [2]. В них отмечалось завышенное представление выпускников вузов о себе. И уровень знаний иностранного языка очень важен – «По мнению работодателей, при помощи приходящих на собеседование выпускников можно проследить тенденцию качества преподавания этого предмета в вузах. Почти все опрошенные представители компаний отметили высокий уровень знания языка бывших студентов МГИМО, ВШЭ, а также отдельных факультетов Финансовой академии и МГУ, а среди негосударственных вузов подчеркнули Институт международной торговли и права (ИМТП).» [1]

Как повысить эффективность обучения иностранному языку? Естественно, востребованные специальности повышают интерес не только студентов, но и преподавателей. Интерес студентов к изучению языка мотивирует и преподавателей. Обратная  связь (feedback), которая исходит  от заинтересованных студентов, вдохновляет их учителей и способствует применению разнообразных средств обучения, в том числе и новейших технологий.

Кроме того, различные образовательные языковые программы помогают студентам по-другому посмотреть на изучение иностранного языка – они перестают воспринимать его только как предмет, который необходимо сдать, чтобы не быть отчисленными из вуза и начинают воспринимать его как необходимый инструмент для получения престижной и высокооплачиваемой работы или как составную часть своей жизни – просмотр фильмов и прослушивание музыки на иностранном языке очень популярны у молодежи, и не только у нее.

Следует отметить,  что  большую роль играет и  подход преподавателя, его  методика. Согласно наблюдениям автора, не все студенты склонны к академическим принципам изучения иностранных языков, многие предпочитают игровые методы, и все студенты любят соревнования. Безусловно, игровые методы обучения не всегда и не для всего подходят, но деловая игра – это все же игра, и уже одно применение подобного метода означает, что вводит игровой элемент в процесс обучения просто необходимо.

Конечно, сакраментальное требование увеличить количество часов на аудиторное обучение не является новым, но мы будем исходить из того, что работать нам приходится в реальном, а не желаемом мире, и предложим только те методы, которые можно применять при данном количестве часов, что, несомненно, приведет к повышению интереса студентов к изучению иностранного языка.

По нашему мнению, необходимо проводить не только научные конференции и Олимпиады, что уже является довольно традиционной практикой для вузов, но предложить различные игровые формы соревнований – например, «Что? Где? Когда?» на английском языке, музыкальные конкурсы (с их помощью можно изучать не только лексику, но и грамматику), соревнования между группами на лучшее знание учебного материала, например, в форме аукциона, где студенты не только «зарабатывают», но и учатся работать в команде, и др. Достаточно просто отойти от привычных студентам форм введения новой темы и это уже привлечет их внимание. Например, автор статьи неоднократно привлекал студентов к проверке и оценке работ их сокурсников, так называемая peerassessment; когда вводилась новая темы, студентам предлагалось высказывать идеи по ней, кратко формулировать их и записывать на доске, а затем искать подтверждение или опровержение своим идеям в тексте урока, и по результатам наблюдения можно сказать, что это позволяет как повысить их уровень владения определенными языковыми клише (применение условных предложений, выражения согласия/несогласия, подбор синонимов и др.), так и повышает запоминаемость темы. Кроме того, у студентов меняется отношение к собственным знаниям и вырастает уверенность в собственных силах. Такое занятие гораздо эффективнее традиционного способа изучения темы, когда обучающиеся читают тексты, делают упражнения и составляют темы по пройденному материалу.

В продолжение темы самостоятельности изучения иностранного языка, можно сказать, что привлечение студентов в качестве организаторов мероприятий часто дает очень положительные результаты; они также могут составлять вопросы к конкурсам, придумывать задания для своих сокурсников, делать выступления для них. В рамках научно-исследовательской работы студентов часто проводятся различные круглые столы, конкурсы презентаций и эссе, диспуты, круглые столы и т.п., и студенты с удовольствием принимают в них участие, но наибольшей популярностью у них пользуются нестандартные, творческие задания и конкурсы, которые раскрепощают их и дают возможность свободно общаться, без оглядки на отметки.

Многие темы раздела Socializing, которые входят в программу BusinessEnglish (Negotiations, Meetings, Presentations) можно отдавать на самостоятельное изучение, т.е., студенты самостоятельно изучают материалы по теме, преподаватель при необходимости консультирует, и в классе проверяет только практическую составляющую – например, при изучении темы “Businessmeetings” учащиеся уже знают, как именно проводитьнадо проводить деловые встречи, и преподаватель раздает роли, которым студенты должны следовать и «выражать» свою роль соответствующими языковыми средствами.

При обучении грамматики преподавателю следует отойти от выполнения только тех упражнений, которые предлагаются в учебных пособиях, ему вполне по силам составить хотя бы несколько примеров, основанных на жизни студентов, принять во внимание их интересы и проблемы и это сразу сделает тему более понятной, и, самое главное, «приблизит» ее к реальной жизни.

Также желательно  предлагать  выход на  практическое  применение  знаний иностранного  языка, чтобыони видели смысл в его изучении, всегда понимали, какую роль может сыграть иностранный язык в их жизни, что он необходим им не только для работы или путешествий, но и служит средством развития личности.

Список литературы

 

1.       АвраамоваЕ.М., Верпаховская Ю.Б. [Электронный ресурс] / Режим доступа: 1https://rg.ru/2015/10/13/diplom.html Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская1 (Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2006, №4, с. 37-46) http://portfolio.tsu.ru/student/articles/66-molodojj- specialist-glazami- rabotodatelja.html – (Дата обращения: 23.02. 2017).

2.       Земскова А. Молодой специалист глазами работодателя [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://portfolio.tsu.ru/student/articles/66-molodojj-specialist-glazami-rabotodatelja.html–              статья  в интернете - (Дата обращения: 23.02. 2017).

3.       Федеральный государственный образовательный стандарта высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf(дата обращения: 17.02.2017)

4.       Academica.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://academica.ru/vysshee-obrazovanie/lingvisticheskie-vuzy/stranitsa_1/ 5. http://www.ef.ru/epi/ - Дата обращения: 2 3.02. 2017)