Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Свою историю Болонский процесс ведет со Всеобщей Хартии университетов, принятой в 1988 году во время празднования 800-летнего юбилея старейшего европейского университета в г.Болонье. Следующим важным этапом стало принятие в 1998 году Сорбонской Декларации по гармонизации системы высшего образования в Европе, которая была подписана министрами образования Франции, Италии, Германии и Великобритании. Четыре государства, системы высшего образования которых существенно отличались друг от друга, пришли к единому мнению об общих принципах и целях образования, положив начало процессу реформирования системы высшего образования.

Постулаты Сорбонской Декларации послужили основой для Болонской Декларации, подписанной 19 июня 1999 г., что принято считать формальным началом Болонского процесса. Болонская декларация ознаменовала собой поворотный момент в развитии европейского высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

В Болонской декларации был обозначен ряд важных целей:

– принятие системы академических степеней, легко сопоставимых и понимаемых;

– принятие двухуровневой системы обучения: результатом первого уровня обучения является получение степени бакалавра, второго уровня – степени магистра;

– содействие мобильности студентов, преподавателей, и работников сферы высшего образования;

– создание единой общеевропейской системы качества высшего образования [2].

Таким образом, целью Болонского процесса является повышение конкурентоспособности европейского высшего образования, улучшение мобильности студентов и облегчение их трудоустройства за счет разработки системы, которая позволит сопоставлять уровень подготовки выпускников. В связи с этим, на первое место выходит обеспечение высокого качества обучения.

В качестве основных идей в рамках Болонского процесса были приняты следующие:

1.      Введение последовательного двухуровневого обучения.

Согласно этому положению система образования должна базироваться на двух уровнях: первый уровень – бакалавриат, второй – магистратура.

Степень бакалавра позволяет работать по специальности и необходима для перехода на уровень магистратуры. Степень магистра предполагает наличие более глубоких знаний и ориентирует на научную карьеру и получение ученой степени доктора наук. Время обучения на первом уровне должно составлять не менее трех лет, на втором – не менее одного года.

После получения диплома магистра можно продолжить образование в докторантуре. В этом случае обучение продлится семь-восемь лет и, в случае успешного завершения, ознаменуется получением ученой степени доктора наук.

2.      Введение кредитной системы.

Прежде всего, следует различать кредиты и кредитные системы, которые соотносятся между собой как часть и целое. Кредитные системы включают  в себя свободу учащихся в выборе дисциплин и способа их изучения, чем определяется трудоемкость учебной работы учащегося, условными единицами измерения которой являются кредиты.

Реформирование систем образования стран-участниц Болонского процесса проходит с использованием Европейской системы накопления и перезачета кредитов (ECTS). В соответствии с требованиями Болонского процесса для получения степени бакалавра требуется накопить 180-240 кредитов, а степени магистра – еще дополнительно 60-120 кредитов.

Рабочая нагрузка студента очной формы обучения в течение одного учебного года составляет 60 кредитов (один кредит соответствует приблизительно 25-30 часам). Кредиты ECTS начисляются после выполнения требуемого объема учебной нагрузки и получения оценки достигнутых результатов. Учебная нагрузка включает в себя: посещение лекций, работу на семинарах, самостоятельную подготовку студентов, работу над докладами, проектами, курсовыми и дипломными работами, а так же иную учебную работу.

3.      Контроль качества образования.

Важнейшая задача Болонского процесса состоит в повышении уровня качества европейского образования. Остальные положения Декларации по существу поддерживают основные механизмы решения данной задачи. Повышению качества образования способствуют: развитие единых критериев оценки качества образования и преподавания, участие потенциальных работодателей в оценке деятельности университетов, внедрение внутриуниверситетских систем контроля качества образования.

В Берлинском Коммюнике опубликованном в 2003 году отмечалось, что качество высшего образования является основой создания общеевропейского пространства  высшего образования,  подчеркивалась важность развития систем обеспечения качества образования, разработки общих критериев и методик оценки качества, акцентировалось внимание на ответственности самих учебных заведений в обеспечении качества высшего образования. В Берлинском Коммюнике декларируется, что национальные системы обеспечения качества должны включать в себя следующее:

– определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;

– оценку образовательных программ университетов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;

– систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;

– свидетельства международного сотрудничества и участия в оценке [1].

4.      Повышение мобильности.

Для обеспечения мобильности необходимо создать единое образовательное пространство. Повышению мобильности способствует создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований.

Академическая мобильность – это возможность для студентов, преподавателей, административного

персонала университетов посещать другие университеты с целью приобретения нового опыта. Согласно положениям Болонской декларации, каждому студенту рекомендуется проводить минимум один семестр в другом университете, предпочтительно за рубежом.

Повышению мобильности студентов способствует система кредитов ECTS, в которой введены общие правила учета трудоемкости освоения учебных модулей, дисциплин, образовательных программ. В рамках этой системы была предложена и единая шкала оценки успеваемости студентов, одинаково понимаемая во всех учебных заведениях стран-участниц Болонского процесса.

5.      Обеспечение трудоустройства выпускников.

В Болонской декларации 1999 г. в число основных задач входит принятие системы академических степеней, легко сопоставимых и понимаемых. Одним из путей достижения этой цели является внедрение Приложения к диплому, что будет способствовать повышению мобильности специалистов.

Национальные документы об образовании разнообразны и зачастую недостаточно информативны. Без детального разъяснения возникают трудности при оценке уровня квалификации специалиста. Выходом из данной ситуации является разработка Приложения к диплому, разработанного тремя европейскими организациями: Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС. Приложение оформляется на двух языках: родном и английском. При необходимости перевода на третий язык, перевод производится с родного языка, что позволяет избежать неточностей и ошибок.

6.      Обеспечение привлекательности европейской системы образования.

В Болонской декларации указывается на необходимость рассмотрения цели повышения конкурентоспособности системы высшего образования Европы, поскольку «жизнеспособность и эффективность любой цивилизации  обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран». Привлекательности европейского высшего образования будет содействовать укрепление межвузовского сотрудничества, уделение большого внимания изучению иностранных языков, развитие совместных программ обучения, проведения научных исследований, разработка общих требований к качеству подготовки студентов.

Построение Европейского пространства высшего образования должно было быть завершено к 2010 г. 12 марта 2010 года на конференции министров   образования Европы в Будапеште и Вене была подписана

«Декларация о Европейском пространстве высшего образования» знаменующая основание единого пространства высшего образования в Европе. Декларация была принята 47 государствами. Тем не менее, существование единого Европейского пространства высшего образования еще не говорит о том, что все цели, поставленные в Болонской Декларации, уже достигнуты. Было принято решение о продлении срока реализации Болонского процесса до 2020 года. Рассматривая процессы, происходящие в Европейском пространстве высшего образования, настоящее время можно охарактеризовать, как время консолидации и совершенствования.

 

Список литературы

1.      Берлинское коммюнике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/berlin/, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения: 15.05.2015).

2.      Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/, свободный. – Загл. с экрана (Дата обращения: 15.05.2015).